Лето – отличное время для автопутешествий, в том числе по незнакомым маршрутам. Гугл или Яндекс-карты подключил – и они построят маршрут, не заблудишься. Но рассказать об «узких местах» дорог, особенностях пересечения границ и впечатлениях от придорожного сервиса может только такой же автолюбитель. И любить свое авто нужно очень сильно, чтобы пуститься в путешествие по маршруту Павлодар-Карасук-Кочки-Новосибирск, а затем, спустя неделю, Новосибирск-Омск, и еще через пару дней домой Омск-Урлютобе-Павлодар. Предполагалось совместить рабочие моменты с отдыхом и осмотром достопримечательностей Новосибирска, о чем я расскажу позже.
Итак, середина июля, выезд из Павлодара – в 10 утра, выспалась и собрала в дорогу термос с бутербродами – останавливаться на перекусы в придорожных кафе не предполагалось, там принимают только наличные рубли, а деньги нужно было экономить на бензин и другие непредвиденные расходы. Поэтому залила полный бак на выезде из Павлодара, заправка Qazaq Oil, бывшая КМГ. И долила «до горлышка» в Ковалёвке, последней АЗС перед границей. Стоимость литра бензина марки АИ-92 у нас 201 тг, в Новосибирской области — в районе 51,5 рубля, что в пересчете на тенге по курсу 5,5 составит 283,25 тг.. Следующая заправка планировалась в Кочках на Газпроме, но не получилось, позже поясню, почему.
Дорога по территории Павлодарской области — хорошая почти везде, весенние наводнения, к счастью, до дорожного полотна не добрались, и состояние гораздо лучше того, который я помнила два года назад. Однако учтите, что она, как в песне поется, «семь загибов на версту», и повороты местами очень крутые, сильно не разгоняйтесь. Вообще, нужно помнить, что на двухполосках ограничение скорости в Казахстане – 100 км/ч, еще 10 км «сверху» — ненаказуемое превышение, поэтому держите стрелку спидометра на уровне 110 км/ч и следите за знаками, гайцы любят «засады» за поворотами.
Кстати, забегая вперед, скажу, что на трассе от границы Урлютобе до Павлодара патрулей стало меньше – включена система отслеживания средней скорости транспортного средства. И еще упомяну, что описанный мною маршрут по РК бесплатный для легкового автотранспорта.
Но вернемся к поездке: в середине лета, что удивительно для нашего климата, но не для этого года – глаза радовали зелёные поля и цветущее разнотравье. Удивляло, что нет пасек, как раньше, но, возможно, медосборных мест в этом году хватает и без придорожных полей.
Что всегда напрягает в автопутешествиях, так это пограничные переходы. Время, бессмысленно потраченное в очередях, утомляет, особенно в летнюю жару. Его можно потратить на перекус, если вы что-то взяли с собой, никаких магазинов, понятное дело, там нет. Как и приличных туалетов, поэтому в кюветы спускаться тоже не советую – дальнобойщики, стоящие там сутками – тоже живые существа с естественными потребностями.
В качестве лирического отступления упомяну, что личный «рекорд» был на пограничном переходе Шарбакты-Кулунда, когда я по совету «бывалого» решила испробовать маршрут до Новосибирска по алтайским дорогам. В итоге потеряла семь часов на границе и двинулась в сторону Славгорода практически затемно. Останавливаться на ночевку в маленьком городке – большой риск для женщины, путешествующей в одиночестве, поэтому, понадеявшись на навигатор, надежность машины и водительский опыт, тронулась в путь, проклиная «советчика».
Мой личный совет: не нужно ездить в Новосибирск по алтайским дорогам, они того не стоят. Маршрут длиннее, дороги хуже. Только перед Новосибирском, уже под утро, асфальт стал ровным, но от Обского озера поднялся густой туман, так что двигаться пришлось «наощупь», со скоростью не выше 60-ти. Пока меня не обогнал грузовик, летящий к Новосибирску на скорости 90 км/ч, и я «села на хвост» по его габаритам.
«Киргиз» и четыре «узбека»
В этот раз пограничный переход на Карасук занял «каких-то» пару часов. Кстати, очередь для легковых и фур у нас отдельная, иногда бывает не так. У стоящего перед шлагбаумом водителя фуры поинтересовалась, сколько он уже «отдыхает».
— 18 часов, вчера вечером приехали. Казахи сегодня быстро работают, так что очередь продвигается хорошо.
Все познается в сравнении, поэтому 18 часов для дальнобойщика, наверное, действительно немного. На европейских границах из РФ фуры сейчас стоят неделями. Об этом нам рассказал опытный дядя Ваня.
Как я уже упоминала, фуры и легковые здесь стоят отдельно и, видимо, подошла очередь большегрузов, потому что погранцы запустили на территорию для осмотра сразу пять машин: первым «киргиза», с которым я разговаривала, и следом четырех «узбеков». По виду фуры перевозили овощи и фрукты.
Через некоторое время запустили и легковые, всего я перед казахской границей простояла каких-то минут 25. Передо мной зашла легковая с российскими номерами, в которой ехали четверо мужчин с красными паспортами, но среднеазиатской наружности и акцентом. Наудачу попросила их пропустить меня вперед, потому что еду одна, много времени контроль не займет. Они вежливо согласились. И я оказалась за автопутешественниками из Киргизии: молодой муж и жена с младенцем на руках направлялась во Владивосток, где главу семьи, с его слов, ждала хорошо оплачиваемая работа. И что он уже работал в Корее, так что ему не привыкать путешествовать. Судя по машине, зарабатывал он, действительно, неплохо.
Час овода
Пять минут – и я на нейтральной полосе, забитой под завязку фурами, так что легковые жались к обочине на встречной полосе. По своему опыту знаю, что это не самый худший вариант, была в ситуации, когда эта нейтралка была забита в четыре (!) ряда. И началось долгое ожидание с включенным мотором и кондиционером, потому что открыть окна было невозможно из-за гудящих вокруг оводов. Выходить на «свежий» послеполуденный воздух тоже не хотелось. Так и простояли час, пока россияне запускали на осмотр фуры. И «киргиз», с которым я разговаривала, вышел с нейтралки раньше меня. Было обидно, но что ж, они уже больше 18 часов стояли.
Мои четверо вежливых мужчин на видавшей лучшие времена «Тойоте», обогнав очередь, встали перед заграждением, но строгая девушка-пограничник (а именно на этом переходе их много), не пустила их, так что спустя час с лишним и нас запустили на осмотр. Моя заранее заполненная миграционка здесь не пригодилась: данные вносят пограничники сразу в компьютер и распечатывают готовые бланки. Которые нужно после них обязательно проверять: водитель большегруза вернулся, потому что вовремя заметил опечатку. Погранец ему попенял, мол, вы же расписываетесь, когда получаете на руки бумажку, но, тем не менее, исправил ошибку в имени Омирзак на Омурзак.
Интересно, но со стороны России очереди большегрузов вообще не было, два года назад была совсем другая ситуация.
Дорога без конца
Разогнавшись было после границы, вскоре пришлось сбавлять скорость из-за ремонта дороги. А еще из-за группы вооруженных автоматами людей перед Карасуком, которые тормозили уже прошедшие пограничный контроль фуры. Легковушками они не интересовались и, миновав их на минимальной скорости, заехала в Карасук. На выезде, из которого пришлось снова встать: железнодорожный переезд был закрыт, шли поезда. К счастью, всего два, поэтому минут через 10 (а был опыт стояния на переезде в Ольховке на Омской трассе более полутора часов, но об этом позже).
Тем временем меня догнала «Тойота» с моими знакомцами, которые почему-то решили, что женщину-водителя нужно обязательно обогнать. И ладно бы, если бы обогнали и поехали дальше: почему нет, если возможности авто позволяют. Они, как надоедливый овод, обгоняли, но потом снижали скорость, так что вскоре их вновь приходилось обгонять или плестись за ними, если шла встречка. И так много раз, пока не встретился участок с реверсивным движением. Я оказалась впереди и, когда нам загорелся зеленый, скорость набрала не только я, но и несколько водителей на резвых машинах, так что между мной и «Тойотой» оказалось сразу несколько авто, и они, видимо, потеряли мою рафку из виду. И мне уже больше никто не препятствовал ехать с комфортной для себя скоростью.
Кочки
Село с таким говорящим названием находится примерно на полпути между Карасуком и Новосибирском, поэтому здесь обычно останавливаются на отдых и перекус водители рейсовых автобусов, маршруток и автолюбителей. Здесь есть платный туалет и душ, а в закусочной пекут вкусные пирожки.
Но «у меня с собою было», поэтому в первую очередь нужно было заправить машину. На газпромовской заправке, которую сделали автоматической, заправиться не удалось: наливать бензин нужно было самому, а потом водитель картой оплачивал стоимость горючего.
Картой, ага. Они, конечно, у меня есть, и не пустые, но что толку, если из-за санкций они в России бесполезны. Поэтому развернулась и поехала на другую заправку, на которой работали живые люди: «Скиф». И качество бензина не подкачало, и стоил он немного дешевле газпромовского.
Одни названия
Чем развлекается водитель на длинных перегонах? Кто чем, а я разглядываю окрестности. Чем ближе к Новосибирску, тем они живописнее. А еще замечаю указатели с интересными названиями. Мне повстречались Колыбелька, Палкин водопой, Новый вокзал (среди степи), Мохнатый лог, Шеничный лог – если с предыдущими названиями все более-менее понятно, то этимология последнего, по моей версии, может объясняться опечаткой. Много встречалось и тюркских названий, начиная с самого Карасука, Каргат, Чулым и так далее. Любопытствующим можно почитать здесь. Но это так, лирической отступление.
Заправив машину и немного отдохнув, из одних Кочек я выехала на другие. Оценивая трассу Карасук-Новосибирск по своим ощущениям могу так охарактеризовать эти 400 километров: 15 процентов – на отлично (автобан в 10 примерно километров на подъезде к столице Сибири сильно облегчил въезд в город), 20 процентов – хорошая дорога, 30 процентов приемлемая трасса, и 35 процентов просто отвратительного пути, с кочками, тряская, местами просто засыпанная щебнем, без асфальта, но с колдобинами дорога. Ремонт, начавшийся почти три года назад, к завершению даже не приближается. Но альтернативы нет: поездом из Павлодара в Новосибирск не добраться, а на обещанное авиасообщение с учетом нынешней ситуации, думаю, надеяться еще много лет не стоит.
Дыра цвета зебры
В Новосибирск, с которым у нас теперь два часа разницы, я въехала после восьми вечера. Обычно в такое время пробки уже как-то рассасываются, но не в этот раз: как мне пояснили местные жители, один из мостов через Обь (а мне нужно было ехать именно на правый берег), уже второй год ремонтировался, а постройка нового, усугубленная скандалами, все никак не заканчивалась.
И я сто раз порадовалась тому, что еду в светлое время суток, потому что то здесь, то там на асфальте, прямо на проезжей части забитых автомобилями улиц можно было «поймать» ямину и оставить в ней ходовку. Причем некоторые ямы были даже покрашены «зеброй», так как находились в зоне пешеходного перехода.
У меня в голове это не укладывалось, и не таким я помнила город два года назад. Хотя и тогда проблемные участки были, но больше на окраинах. А не в центре города, как сейчас. В Павлодаре акима за такие ухабы уже давно бы «снесли». Вот и новосибирского Локтя, бывшего мэра, члена КПРФ, отсидевшего почти два срока подряд и виновного в уличных проблемах, все-таки досрочно отправили в отставку, но ямочный ремонт пока не начался. Или я его за неделю пребывания там не заметила.
Кстати, насчет страховки на автомобиль: если я еду туда-обратно на выходные в Омск, то страховку не беру, ПДД я не нарушаю, а те пару раз, что меня остановили российские гайцы для проверки документов (у них это можно), чреваты только штрафом в 400 рэ (это со скидкой), а вот сама страховка обошлась мне в этот раз в 18 000 тенге у официальных страховщиков. И я не пожалела, что купила ее, потому что на моих глазах на одном из новосибирских перекрестках в стоящую на светофоре Газель с мигающим поворотником въехало легковое чудо российского автопрома, вписавшись в крыло грузовичка на повороте в ту же сторону. Если бы сама не видела, не поверила, что так бывает. Но карты 2Gis были полны предупреждений об авариях на маршруте, так что страховка от «оленей» на новосибирских дорогах — совсем не лишняя.
Что еще хочу отметить, так это павлодарские трамвайные переезды: мы их почти не замечаем, проезжая, а для новосибирских и омских водителей они все еще остаются серьезной преградой и испытанием для ходовки.
Надо было поездом…
Неделя в Новосибирске была очень насыщенной, но об этом я расскажу в других статьях, и мне уже нужно было отправляться в Омск. Всего «каких-то» 650 км плюс расстояние через весь Новосибирск, но навигатор работал хорошо, и вот уже живописные поля и перелески замелькали за окнами машины. Однако вскоре на красоты за окнами пришлось не отвлекаться, стало не до этого. Как пишет Википедия, «Федеральная автомобильная дорога Р-254 «Иртыш» — автомобильная дорога федерального значения Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск — является частью европейского маршрута E 30. А также является формальным продолжением на восток трассы М5 «Урал», вместе с которой входит в состав азиатского маршрута AH6. Автодорога «Иртыш» отнесена к автомобильным дорогам федерального значения как соединяющая между собой административные центры субъектов России, что обозначается префиксом Р в её названии».
Ну что еще добавить к этому? Только то, что она забита фурами и легковушками, пытающимися их обогнать (для большегрузов ограничение скорости 60 км/ч плюс 20 «ненаказуемых») – испытание даже для опытных водителей.
Старая традиция, когда большегрузы «помогают» легковушкам в обгоне, моргая поворотниками, практически забыта, мне поморгала примерно одна из 15 попутных фур. Да и то, как оценить водительский опыт и резвость авто, которые нужны при обгоне? Совсем свободных участков на протяжении почти 700 километров практически не было. За исключением «кусочка» в четыре полосы, где машины ехали без риска при обгоне. На всем остальном протяжении трассы в обе стороны движения «палку некуда было вставить». Поэтому, если у вас маловато опыта и машина не способна спуртовать при обгоне с 80 до 120 км/ч, то лучше воспользоваться поездом.
Трасса настолько узкая, а мест для отдыха водителей фур (по тахометру они должны соблюдать время движения и отдыха), что они останавливались, перегородив въезды-выезды на второстепенные дороги, иначе создавалась бы аварийная ситуация, которых на трассе и без того хватало.
Но все же я отмечу два положительных момента этой трассы: над железнодорожным переездом построен мостовой переход, поэтому поток автотранспорта спокойно едет, не останавливаясь. И само качество дорожного полотна – на твердую четверку, несмотря на нагрузку. Ну и никаких пограничных постов, конечно же, здесь нет. С въездом на территоию омской области сменились и ценники на АЗС, АИ-92 стоил здесь примерно на рубль дешевле новосибирского: 50,5 в среднем.
Поэтому железнодорожный маршрут Омск-Новосибирск очень востребован, билеты в наличии на самые ближайшие даты, стоят от 2700 рублей (плацкарт) до 3700 (купе).
Знакомые места
В Омске я бываю довольно часто по различным поводам (этот город на Иртыше во многом напоминает Павлодар), поэтому дорога домой показалась быстрой. На выезде из Омска, кстати, тоже идут дорожные работы – делают долгожданную четырехполоску и, судя по темпам, к осени какой-то участок уже будет сдан. По территории Омской области асфальт практически везде хорошего качества, но есть «тряские» участки. Но сама трасса ухоженная, даже в зимние вьюги ее умудряются содержать в комфортном для водителя состоянии.
Единственная закавыка и проверка на вашу удачу – железнодорожный переезд почти у самой границы, у села Ольховка. Одним из осенних вечеров я простояла там полтора часа, пока шли грузовые составы. Всего их было шесть, но между их проходами металлические преграды не опускались. Видимо, непростые грузы шли…
В обычное время я прохожу пограничный пункт Ольховка-Урлютобе за 10-15 минут, но не в этот раз. Россияне запустили и проверили довольно быстро, чего не скажешь о наших погранцах. На нейтралке тоже пришлось отстоять минут 40. Оправдались летним пассажиропотоком. Но только ли в нем было дело? Или все-таки обеденным временем, потому как на досмотр выходили сытые, утирающие губы – не могу сказать. Очереди пришлось пропускать замученных долгим ожиданием семью с двумя малютками, заходившимися в плаче из-за духоты и жары. Конечно, никто не возражал.
200 километров от границы до Павлодара пролетели почти незаметно: самые убитые участки трассы были отремонтированы, а там, где верхний слой асфальта уже сняли, сравняв и глубокие колдобины, проезд тоже затруднений не вызывал.
И мне не встретилось ни одного автопатруля – теперь среднюю скорость по трассе контролируют в автоматическом режиме. Лично мне это нравится, штрафов домой я не «привезла».