Фотовыставка «Неизведанный Баянаул» открылась в Павлодаре. Полсотни цветных и черно-белых снимков представили отец и сын из Каражара – отдаленного села Баянаульского района. Есен Жусупбаев и Ильяс Канат в дебютной экспозиции в мемориальном доме-музее краеведа и фотографа Дмитрия Багаева представили поистине редкие кадры таинственных мест жемчужины Прииртышья. Без прикрас и в то же время во всей красе предстали жизнь и быт глубинки, красота природы родного края, искренние эмоции жизни простого аула и его обитателей.
В этом году все больше авторов из сельской местности смогут представить свои творения на суд зрителей. Организаторы экспозиций в рамках проект «Рухани жангыру» будут знакомить с работами любителей фотографии из разных районов области.
Между тем, авторы нынешней выставки «Неизведанный Баянаул» каражарцы Есен Жусупбаев и его сын Ильяс Канат уже знакомы многим жителям региона. В СМИ и в соцсетях они стали известны благодаря своим креативным идеям и делам. Каражар – село отдаленное, находится в Баянаульском районе, на границе с Карагандинской областью. Живет там чуть больше 300 человек. Но назвать жизнь сельчан обыденной никак нельзя. В Каражаре все время происходит что-то интересное: снимается самодеятельное документальное кино – к 100-летию Шакена Айманова, осуществляются театральные постановки и айтысы в местном клубе, устраиваются велопробеги, спортивные турниры, шоу «Угадай мелодию» и «Поле Чудес».
Есен Жусупбаев работает заведующим сельским клубом в родном селе Каражар. Родился 17 февраля 1976 года в Каражаре Баянальского района Павлодарской области в семье механизатора. Любовь к фотографии ему с детства привил отец Канат Жусупбаев и старший брат отца Кайрат, которые вели своеобразную хронику аула в фотографиях. Каждый день снимает жизнь села. Женат, воспитывает четверых детей.
Его первенец Ильяс Канат родился 26 апреля 2001 года. Увлекается фотографией с детства. После окончания школы решил увлечение сделать профессией. Поступил в КазНУИ на отделение «операторское искусство», но не прошел на грант и вернулся домой. В Павлодаре поступил в колледж ПГУ. Сейчас Ильяс студент 2 курса отделения «Электрооборудование электрических станций и сетей».
Один из организаторов выставки, журналист, фотокорреспондент Ризабек Исабеков отметил, что экспозиция очень важна именно для Ильяса Каната. «У него есть большая мечта — работать в кино. И эта выставка – одна из ступеней в постижении этого искусства. Думаю, что в музее должны быть выставки не только из города, но и из села, откуда многие родом», — пояснил Исабеков. А павлодарский фотограф и меценат, автор многочисленных выставок в Казахстане и других странах Александр Пархоменко заметил, что авторам можно только позавидовать тому, что они живут в таком благодатном крае — Баянаул.
— Я издал уже три книги о Баянауле, но еще ни разу не был в Каражаре, — признался Пархоменко. — А вы можете запечатлеть все состояния природы и погоды в Баянауле не от случая к случаю, как удается городским фотографам, а в постоянном режиме, снимая поистине редкие кадры. Это действительно неизведанный Баянаул с его сокровенными уголками. Преимущество зрелого фотографа – опыт и мастерство, внимание к деталям, а сильные стороны молодости – открытая жажда видеть нашу жизнь в ярких красках. Все это есть в выставке.
Сами авторы не скрывали волнения и принимали поздравления, советы и отзывы на свои произведения. Снимки поделили – в одном зале свои работы представил Канат Ильяс, в другом – Есен Жусупбаев.
— Быть фотографом в селе – трудно, — говорит Есен Жусупбаев. — Надо сделать кадр в 7 утра, когда роса еще на траве. Я лежу на траве, фотографирую росинку. А все население в это время выгоняет скот, занимается хозяйством. И смотрят иной раз как на чокнутого. Порой нужно перебороть свои комплексы, сломать стереотипы. Есть и минус в фотографии – она не может передать всю атмосферу, запах, звук. Поэтому я приглашаю вас всех в Каражар. Там пока нет мобильной связи, как раз можно отдохнуть от городской суеты. И окунуться в сельскую жизнь, как на этих фотографиях. Мой отец и его брат занимались фотографией, они умели совмещать работу с фотографией. И то, что сын выбрал увлечение своей профессией, я одобряю. Он не только фотографирует, а хочет снимать фильмы. Для него это очень нужная выставка. И если у взрослых в селе иной раз не удается выбрать время на то, чтобы сделать заветный кадр – нужно или снимать росинку, или выгонять скотину, то у молодых есть стремление, мечта. У них впереди будущее, и эта первая выставка в таком важном историческом для нашего региона месте, музее Багаева – дорогого стоит.
О необычных акциях каражарцев Есен Жусупбаев рассказывает так: никто не приедет в село, чтобы организовать какой-то праздник. Маловероятно, что кто-то из Каражара попадет на передачу «Поле Чудес» — значит, надо самим организовать «Поле Чудес» в Каражаре.
— В этом году у нас проходил карнавал, зрителей было 190 человек – больше половины населения села, — говорит он. — Наурыз мы празднуем три дня – театральные постановки и концерты в клубе, спортивные состязания, а на третий день всем аулом накрываем дастархан, награждаем победителей в различных конкурсах. Соседние села уже берут наши идеи, как шаблон, и устраивают такие же праздники. К 100-летию Шакена Айманова сняли короткометражный фильм: цифровой фотоаппарат сегодня позволяет это, а остальное все есть – те же баянаульские горы, тот же лес, старые дома – готовые декорации.
Идей много, но пока не все удается воплотить. Была мысль о создании этно-аула для развития туризма. Гости могут приезжать в семьи, жить вместе с каражарцами несколько дней, а то и весь отпускной месяц вдали от шума города. Заодно с любованием природой можно окунуться в сельскую жизнь с головой, освоить жизнь аула по-настоящему.
— Хотели открыть этно-аул, чтобы люди отдыхали подальше от городской суеты. Пока это только идея, но все же дом уже строится, — говорит Есен Жусупбаев. – Это же здорово – приехать издалека и просто пожить в сельском доме вместе с хозяевами, по-домашнему. Наши гости ели бы пищу, приготовленную на домашней кухне, вместе с хозяевами бы попробовали утром на выпас отправлять скотину, а вечером – встречали бы ее. В общем, программа насыщенная – для горожанина, особенно не бывавшего раньше в ауле, это настоящее приключение.
Жусупбаев уверен, что такой подход поможет привлечь туристов на будущую горнолыжную базу у горы Мырзашокы, которая строится в 3 километрах от села Каражар. Развлечения будут разнообразные, в планах круглогодичная работа базы.
— Зимой горные лыжи, а летом полеты на дельтапланах и парапланах. Я также предложил в районе идею о внедрении такого вида отдыха как маунтинбайк – велопоездки, спуски по горным склонам. Так что гостей мы будем рады встретить в любое время года. Баянаульская природа всегда красива – смотрите сами, — показывает на фотографии Есен Жусупбаев.
Он старается не зацикливаться на каком-то одном месте в Баянауле. Если полюбить одно место, то будешь ходить туда всю жизнь, и времени на то, чтобы узнать другие тропы и вершины, просто не хватит — поясняет Жусупбаев.
— На следующий год планирую со школьниками на День Астаны поход на другую сопку. И на каждую знаменательную дату хотелось бы покорить все вершины вокруг Каражара, — делится планами Есен Жусупбаев. — В этом году мы с родственниками переночевали и встретили рассвет на горе Мырзашокы. И там с горы связь мобильная есть – Ильяс запустил прямой эфир. И его друзья-фотографы тоже стали интересоваться, мол, мы тоже хотим. Пожалуйста, мы готовы комнату выделить, чтобы к нам приезжали гости, это же развивает туризм. Ночлег есть, питание тоже, провести можем по этим тропам. Да и вообще, в селе принять гостей – это не проблема. Выделить для приезжающих в своем доме комнату, барашка приготовить, угостить кумысом. И, конечно же, показать горы. На каникулы приезжайте, пофотографируйте. Вот увидите, потом будете не просто гости, а друзья на всю жизнь.
Работы авторов – о Каражаре и его окрестностях показывают взгляды изнутри и на баянаульскую природу, и на жизнь села. Сын Есена Жусупбаева Ильяс Канат говорит, что мечтает снять профессиональный документальный фильм про свой аул. Туда обязательно войдут кадры о тяжелом периоде для села – а это каждая зима. Даже принести воду домой – не самое легкое занятие в буран и мороз. Чтобы найти свой почерк и узнать больше нового, Ильяс каждый день изучаю стиль разных специалистов, их находки. Есть операторы, работами которых интересуется особо. Например, американский молодой оператор Питер МакКинен, и другие операторы и фотографы.
— Один лишь взгляд человека может передать полностью все эмоции, рассказать о нем все, — говорит Ильяс Канат. — Не зря говорят, что глаза – это зеркало души. Я стараюсь сегодня снимать именно портреты. Для меня три года назад это было очень сложно. Сейчас я учусь в Павлодаре и больше общаюсь в разными людьми. Причем, если после 9-го класса я говорил только по-казахски и не знал русского языка, то теперь я общаюсь и в русскоязычной среде, выучил язык. В планах на этот год – изучение еще одного языка, английского, чтобы сдать международный экзамен. Я ведь хочу снять фильм о своем ауле именно на английском языке, чтобы о моем селе узнали не только в казахстанском или российском обществе, но и во всем мире.
Ильяс поясняет — в 9-м классе с друзьями снимали видеоролик на казахском языке к 8 Марта для женщин аула. Это видео дошло до Канады, его и там увидели. Интерес есть, люди хотят знать больше о Казахстане, и молодой фотограф и оператор обещает рассказывать эти истории, снимая фильмы о своем крае.
— Говорят, все, что ни делается – к лучшему, — считает Ильяс Канат. — И я даже отчасти рад, что не поступил на грант в Астану. Тогда не было бы этой выставки. Думаю, годы учебы в колледже ПГУ смогут дать мне больше: я уже получил возможность познакомиться с известными фотографами Павлодара, услышал их советы. Хотел бы еще сделать не одну выставку, и тоже о жизни аула. И еще многие другие. Показать детали сельской жизни. Ведь в фотографии детали – самая важная часть. Например, папина фотография «Росток» говорит о многом: сосна вырастает из камня, где нет воды и земли. Этот росток – главная деталь горного пейзажа, в этом маленьком стебле — огромный смысл. И в этой выставке мы с отцом выбирали работы, чтобы они соответствовали названию – «Неизведанный Баянаул». В этих местах Каражара действительно мало кто из фотографов был. А мы решили показать такие кадры, которые еще не снимали.
Фотография под названием «Жизнь» есть у обоих авторов – и видят они ее по-разному. Зритель в этой экспозиции найдет что-то близкое и совершенно незнакомое и удивительное для себя. Некоторые работы поражают. Просматривай их зритель просто на экране компьютера, обязательно нажал бы «сохранить в избранное». А увидев их вживую на выставке, хочется иметь такую работу дома – в раме на стене. Смотреть и видеть перспективу, цвет и свет, сюжет и настроение таинственного Баянаула.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №6, 08.02.18