В рамках юбилейной даты – празднования 125-летия режиссера, драматурга, одного из основателей казахского национального профессионального театрального искусства, народного артиста КазССР Жумата Шанина – в Павлодарской области в этом году запланировано проведение 80 мероприятий. Это спектакли и айтысы, выставки и научные конференции, творческие встречи и концерты симфонической музыки. Также имя Жумата Шанина решено присвоить селу Куркели Баянаульского района. О трагической судьбе репрессированного первопроходца театра Казахстана и о силе семейных традиций славной династии Шаниных я побеседовала с внучкой драматурга – актрисой Райхан Касымхановной Шаниной.
1 октября в ГДК имени Естая прошел концерт симфонического оркестра Павлодарской областной филармонии им. Исы Байзакова. На сцене выступил лауреат международных конкурсов, скрипач из США Арман Мурзагалиев – правнук Жумата Шанина. А в зрительном зале за скрипичной игрой сына наблюдала его мама – Райхан Шанина, внучка прославленного основоположника казахского театра.
Биография Жумата Шанина – пример постоянного интереса, жажды новизны, учебы и развития, проб и воплощения замыслов в реальность. Жумат Тургунбаевич Шанин родился в 1892 году в Баянаульском районе, в семье бедняка, – пишут энциклопедии. Будущий режиссер и драматург не раз бывал на Кояндинской ярмарке, где наблюдал разные виды искусств, народное творчество. К слову, под руководством дяди освоил игру на домбре. В 20 лет перебрался в Омск, где учился и работал бухгалтером. В Омске Шанин познакомился с театром. Там же произошло знакомство с Сейфуллиным, Нурмаковым и Серкебаевым.
После призыва на фронт вернулся домой лишь в 1917 году. Работал в партийно-советских органах Каркаралинска, Павлодара (в 1921–22 годах был членом Павлодарского уездного комитета), Зайсанa (председателем уездного исполкома) и Семипалатинска (членом исполкома и членом ЦИК КАССР, а также на других ответственных постах).
20-е годы ХХ века – время прорыва, экспериментов, новаторства. В Семипалатинске Жумат Шанин руководил труппой «Ес-аймак», поставил свою первую пьесу «Аркалык батыр», написанную на основе народных сказаний, драму «Красные соколы» С. Сейфуллина. «Во многом Жумат Шанин был первым: возглавил созданный им первый Казахский театр драмы, стал первым народным артистом КазССР, в постановке «Аркалық батыр» дебютировал сразу в трех ролях – как режиссер, актер и драматург», – отметил в выступлении на научно-практической конференции памяти Шанина профессор Нурлан Ержанов.
В 1925 году Жумат Шанин стал директором и художественным руководителем Казахского театра драмы. В 1926–1932 годах осуществил постановки национальной и классической драматургии.
– Представьте только, в 1927 году дед едет в Москву со своей маленькой труппой для участия в этнографическом концерте. Тогда казашкам нельзя было становиться актрисами, и, чтобы спектакли состоялись, актеры и режиссеры подключали к работе своих жен, как более прогрессивных женщин. В Москве дед и проникся этим великим искусством – театром. Когда дедушка встретился с Константином Сергеевичем Станиславским, тот после долгих бесед сказал ему: «Вас никогда не забудут, вы – пионер великого искусства для целого народа». Все, что стало потом – это уже развитие, надстройка. А основание возвел Жумат Шанин, – говорит Райхан Шанина.
Постановки получили высокую оценку на Декаде казахской литературы и искусства в Москве. До 1936 года Шанин являлся художественным руководителем музыкального театра (ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая). В 1936–1937 годах участвовал в создании Уральского музыкально-драматического театра, который сам и возглавил. Написал несколько пьес.
– Если бы дед остался жив и не был расстрелян, думаю, произошел бы новый виток развития казахского театра, – считает Райхан Шанина. – Человек передовых взглядов, он, казалось, совершал неимоверные вещи. Что значит в 20-е годы ХХ века поднять и создать театр в Киргизии! Оттуда он привез в Казахстан Рудковского и открыл русский драматический театр. И это помимо того, что он открыл драматический театр в Казахстане – театр оперы и балета. Составляющих спектакля много: оркестры, танец, балет, музыка, хор, пение и другие. Все эти стихии Жумат Шанин объединил, дал вектор развития. И каждое из этих направлений пошло своей дорогой, стало набирать силу и расцвело.
Судьба его трагична. Он был незаслуженно оклеветан. И в феврале 1938 года вместе с выдающимися казахскими деятелями – Сакеном Сейфуллиным, Беимбетом Малиным, Ильясом Жансугуровым – расстрелян.
– Только спустя многие годы нашли массовые захоронения под Алматой, в поселке Жангалык. Там вместе с другими четырьмя тысячами невинно убиенных и неизвестных людей покоится и наш дедушка. А ведь это были пассионарии! Это двигатели прогресса, движимая сила истории. Они не думали о себе. И несли эту силу самопожертвования во благо других. Вдумайтесь, они ушли из жизни в самый творческий расцвет, в возрасте 40 с небольшим лет! – говорит Райхан Шанина.
В своей книге воспоминаний «Театр – моя судьба» народный артиста КазССР Капан Бадыров пишет о Жумате Шанине, как о примере в работе. Именно так его воспринимали люди, стоявшие вместе с ним у истоков театрального искусства Казахстана.
«Жумат Шанин стал известен в казахских степях в самом начале века, когда он организовывал в аулах кружки художественной самодеятельности. Где бы ни находился Жумат Тургунбаевич, он устраивал молодежные вечера, на которых юноши и девушки состязались в умении петь, играть на домбре. Вокруг него уже в те годы кипела и бурлила жизнь. Я хорошо знаю о молодых годах Шанина по его рукописи, которую он в 1935 году давал мне читать. Рукопись имела громадное название – «История Театра». В первых двух главах Шанин делал обозрение, в котором рисовал картину образования кружков самодеятельности в аулах в дореволюционный период. Он подробно рассказывал, чем занимались ее участники, которые ставили спектакли и концерты, как постановки принимались зрителями. Было отрадно видеть, что молодежь активно откликалась на то или иное событие, имевшее определенное значение в жизни степняков.
Жумат Тургунбаевич не упустил из виду ни одного театрализованного представления, которое организовывалось в то время в Павлодаре и Семипалатинске. С первых же строк рукописи становилось очевидным, что писал ее человек увлеченный, влюбленный в искусство, твердо верящий в неиссякаемый талант народа.
В третьей главе Жумат Шанин разбирал спектакли, поставленные на сцене Казахского театра драмы за последние пять-шесть лет. Он не только отмечал успехи и неудачи какой-либо работы и выявлял причины этого, но и учил, как избежать новых ошибок. И все это он рисовал на фоне тех громадных задач, которые стояли тогда перед молодым театром, призванным внести свою лепту в искусство».
В своей книге Бадыров отмечает, что рукопись так и не увидела свет, хотя актуальность имела бы и сейчас. Также автор книги говорит, что соратников Шанина поражала его неуемная энергия и работоспособность.
«Будучи сам разносторонне образованным человеком, Жумат Шанин требовал и от людей, окруживших его, чтобы они работали с полной самоотдачей, учились и повышали свой профессиональный уровень. Он любил людей талантливых, но особенно был влюблен в людей многогранных, эрудированных в различных областях искусства и культуры. Сразу же после того, как театр переехал в Алма-Ату, Жумат Шанин привлек композиторов Л. Хамиди и Д. Ковалева к работе в нем. Они некоторое время преподавали артистам музыкальную грамоту, и мы, все до единого, должны были посещать занятия по музыке.
Концерты, которые организовывал Жумат Шанин, всегда отличались интересным, со вкусом подготовленным репертуаром. На концертах выступали солисты, дуэты, домбристы, скрипачи, играл инструментальный квинтет, пел хор. В программе вечера отводилось много места выступлениям чтецов, юмористов, мастеров оригинального жанра. Надо сказать, что не было такого вида и жанра искусства, каким бы не увлекался Жумат Шанин», – пишет Капан Бадыров.
Стремление к творческому прорыву передалось всем родным Жумата Шанина. Тут, конечно, можно порассуждать и о наследственности. И о живом примере воспитания – когда образ жизни не предполагает ничего, кроме служению искусству. Бадыров поясняет: «Надо сказать, что вообще семья Шаниных сделала очень многое для развития казахского искусства. Жена Жумата Шанина Жанбике Шанина была замечательной актрисой. Его братья и дети все до единого стали видными деятелями искусства. Сын Раупбек Шанин – один из первых казахских скрипачей, другой сын – Касымхан – стал режиссером, актером театра и кино. Младший брат Жумата Тургунбаевича Акиш Шанин был артистом, удостоен звания заслуженного артиста Казахской ССР, жена его Макиш – тоже заслуженная артистка Казахской ССР. Дети Касымхана Шанина продолжают дело отца и знаменитого деда – Райхан Касымхановна Шанина была актрисой кино, а Булат Касымханович Шанин стал театроведом, был актером театра и кино. Драматург и режиссер Атыгай Шанин ныне работает в Какаралинском народном театре. Кстати, актрисами стали его жена Хафиза Шанина и их трое дочерей – Райхан, Фая, Раушан. Там же работает актрисой Марзия Тлеубекова – сестра жены Жумата Тургунбаевича Шанина».
Наследница творческой династии Райхан Шанина говорит, что серьезное, вдумчивое отношение к себе и людям поможет воспитать молодежь в традициях культуры и нравственности. Сегодня сохранить и передать это наследие стало возможным.
– Благодаря президенту Казахстана сейчас очень своевременно реализуется программа «Рухани жангыру», – говорит Райхан Шанина. – Это возрождение духовности, нравственной составляющей нашей жизни. Тема очень актуальная. Многие люди сейчас не помнят, не знают своих предков. Но ведь наша культура взялась не из небытия, из ниоткуда – она появилась благодаря людям, пионерам дела, чьи имена нужно знать и помнить. Как сегодня передать новому поколению эстафету – это пламя, которое заставляло пассионарные личности самоотверженно идти к своей цели? Наверное, вот такими мероприятиями и нашими воспоминаниями. Ведь наши деды долгое время боялись, не поднимали многие темы. И страх этот – очень глубоко. Старики не говорили. А нам всегда хотелось знать. Время было очень сложное, но сейчас, я считаю, нужно открывать эту информацию. И воспитывать молодежь, воспитывать в нравственности. А музыка – универсальное средство. Музыка объединяет! Как мама музыканта могу сказать, что традиции семьи и память о дедушке мы всегда старались сохранять. Хотя сейчас кажется, что все разговоры о нем было кулуарными. Но с взрослением моих детей тема наследия семьи, культурного воспитания поднималась еще больше. Мне очень радостно, что в их сознании это осталось. Наверное, все начинается с семьи. И каждая семья должна, как ячейка общества, в воспитании детей видеть основу важной для общества работы.
Южно-Казахстанский областной драматический театр в Шымкенте ныне носит имя Жумата Шанина. А в этом году проводятся юбилейные мероприятия, посвященные его памяти, – в том числе и на родине нашего прославленного земляка. Пришло время открыть все архивы, уверена Райхан Шанина. И воздвигнуть памятник Жумату Шанину, чтобы увековечить его память и отдать должное человеку, сделавшему неоценимо многое для театрального искусства Казахстана.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора и предоставленные Райхан Шаниной, «Наша Жизнь» №40, 12.10.17