В музыкально-драматическом театре имени Жусупбека Аймаутова состоялась долгожданная премьера «Кербұғы» («Серый олень») по рассказу известного писателя Оралхана Бокея.
Это небольшое произведение стало одним из последних творений писателя. Воплотить философский текст в жанре пластической драмы решился режиссер Жангельды Садыков.
«Премьера состоялась, однако лично меня ещё не покидает волнение, все еще переживаю. Как будто мы до сих пор в пути, в рабочем процессе. А то, что зритель так хорошо встретил постановку, конечно, не может не радовать. Значит, ему понравилось, он всё понял, оценил наш труд. Но опять же, чтобы осмыслить то, что произошло – все-таки нужно время. Может я слишком самокритичен. Ведь не зря говорят: первые чувства могут быть обманчивы. Хочу поблагодарить весь коллектив за проделанную работу, для нас всё было в первый раз, все было по-новому», — кратко передал свои ощущения после премьеры режиссер постановки.
Судя по реакции зрителей, павлодарским театралам прекрасно удалось справиться с непростой задачей. Они в очередной заявили о себе как о коллективе, который не боится экспериментов.
«Пластических постановок в театрах Казахстана не так много. Многому приходится учиться. Главное – суметь разделить просто танец и драматическую пластику. Здесь проходит тонкая грань. В спектакле нет монологов, и всё зависит от актеров. Им нужно через движения, гибкость тела, поворотов, касаний, выражения лица передать содержание. А тут – драма целого народа. Мне понравилось работать с павлодарскими ребятами. Вообще, наша театральная казахская молодежь, она очень талантливая: сердца горят, глаза светятся, в них столько потенциала!» — поделился в интервью с «НЖ» профессионал по пластике, доцент Национальной академии искусств им.Т.Жургенова Ахан Жалынбек.
Главные роли в постановке исполнили молодые актеры Жасулан Амирхан и Темирлан Мукатай.
«Мне трудно давать оценку своей работе – этого категорически нельзя делать. Почему? Потому, что я только вхожу в мир большого театрального искусства. И если каждый раз довольствоваться качеством работы, хвалиться – это неправильно. Значит, всё, конец твоей карьере хорошего актера. Нужно искать какие-то моменты, может, собственные недоработки, учиться у великих, развиваться, но не заниматься самовосхвалением. Для меня это принципиально важно», — отметил Темирлан Мукатай.
Актер родом из Баянаульского района. После учебы на театральной кафедре в столице без раздумий вернулся в Павлодар.
«У каждого артиста случается «внутренний монолог». В начале действа все красиво, благородно, мы воплощаем на сцене грациозных оленей, тут я представлял себе всю красоту Баянаула. А вот финальная сцена полна трагизма. Это то, что пережил наш народ на пути к независимости. Находясь на сцене я представлял в мыслях величайших людей. Ведь жизнь многих из них сложилась трагически, но они были верны своим идеалам и своей цели. Наш театр носит имя Жусупбека Аймаутова, который был членом партии «Алаш», его отправили в тюрьму, он умер в застенках, но не предал свой народ. Поэтому эта постановка для меня была сложна и в философском плане», – говорит актер.
В постановке занят и лауреат премии президента Жумахан Доспаев. Он работает здесь со дня основания театра.
«В «Кербұғы» только один человек-отшельник, который ушел от цивилизации. Он живет вдали от людей, много размышляет о сути бытия, о нравственных ценностях. И тут свободолюбивые и грациозные олени. Благодарю режиссера, что доверил мне роль этого отшельника с ружьем. Если читать между строк рассказ Оралхана Бокея, то в нем лежит глубокий смысл. Описывая сюжет через этих грациозных и свободолюбивых животных, он рассказывает полную трагических страниц историю целого народа. Потому его надо читать, и смотреть этот спектакль», – подчеркнул ветеран павлодарского театра Жумахан-ага.
Нам удалось поговорить и со зрителями.
«Для меня лично – это полная неожиданность. Увидела на нашей сцене то, что никогда еще не видела. Это вроде и драма, и в тоже время как балет. Артисты очень подвижные, очень пластичные», — сказала павлодарка Алма Жумалина.
Еще один зритель пришедший с семьей Аслан Каиркенов, считает, что эту драму нужно показывать по всей стране.
«Ощущения невероятные. За 50 минут испытал шок и потрясение одновременно. Здорово! Думаю, что все, кто был сегодня в зале оценили тяжелейший труд актеров и поняли смысл самого спектакля», — отметил павлодарец.
Труппа задумалась об этой постановке больше года назад, и теперь можно с уверенностью сказать, что эксперименты театру на пользу.