Чужая малышка, найденная у местной предпринимательницы, задержанной по подозрению в создании 16 (!) подпольных цехов по производству поддельного алкоголя и два года травившей павлодарцев суррогатом, может попасть в дом ребенка. Девочку, которой исполнилось 2,5 месяца, сразу после полицейской спецоперации доставили врачам. Ну а самой экс-предпринимательнице и ее подельникам теперь грозит немалый тюремный срок. Каков был масштаб их незаконной деятельности, каковы последствия для здоровья населения от такого алкоголя, и откуда все-таки взялся ребенок в чужой квартире? Редакция «НЖ» попыталась провести собственное расследование этой резонансной истории.
Об успешной спецоперации правоохранительные органы отчитались в середине прошлой недели. По данным пресс-службы департамента внутренних дел, 22 мая оперативники под прикрытием бойцов «Арлана» ликвидировали целую сеть подпольных точек по розливу и реализации суррогатной алкогольной продукции. Как выяснилось, эта банда промышляла в регионе больше двух лет. Именно столько времени в Павлодарской области наблюдается резкий рост случаев тяжелых отравлений и летальных исходов после употребления винно-водочной продукции. Медики уже не раз озвучивали печальную статистику в попытках обратить внимание общественности на возникшую ситуацию и предупредить население об опасности. Ведь жертвами суррогатного алкоголя может стать любой человек, стоит ему только сделать несколько глотков этого яда.
– За последние два года по нашей Павлодарской области ситуация, можно сказать, критическая. Случаев отравлений много, и этого никто не скрывает. Увеличивается количество больных, которые поступают в тяжелом состоянии. Причем это и мужчины, и женщины. С начала года, а прошло всего пять месяцев, снова идет рост. Если за прошлый 2016-й год у нас по области умер 31 пациент, то с начала этого года уже зарегистрировано 25 смертей, – озвучил последние данные главный внештатный токсиколог области Александр Комков, добавив, что всего за минувший год ими зарегистрировано 696 тяжелых случаев отравлений спиртными напитками.
– Эти вопросы нас очень волнуют. Значит, на рынок поступает суррогатная продукция, именно с содержанием не этилового, а технических, метилового или бутилового спиртов. Плюс с добавлением красителей неизвестного происхождения и, возможно, других химических веществ. Люди, которые выпили такой алкоголь, сразу поступают в реанимацию, и конечно, в таких случаях, резко повышается смертность. У таких пациентов страдают все органы и системы, у них критически низкое давление, сопровождается все сильными судорогами. Когда поступают, чаще всего они уже неконтактные с острой почечно-печеночной недостаточностью. В течение суток, к сожалению, больше половины таких больных умирает, и нам не удается их спасти, хотя прилагаются все усилия. Очень часто многое зависит от самого организма, сможет ли он справиться с такой тяжелейшей нагрузкой. Контингент – самый разный, и нельзя сказать, что это сплошь люди без определенного места жительства или хронические алкоголики, как принято считать в народе. А это достаточно работоспособное население в возрасте от 30 до 50 лет, то есть средний возраст, много молодых людей. Все они из разных социальных групп, люди работающие, с профессиями, которые зарабатывают и содержат свои семьи, есть среди них и люди, работающие в государственной сфере. Вот такая складывается ситуация, – пояснил доктор Комков.
Слухи среди павлодарцев о том, что в известном оптовом магазине по улице Мира могут продавать алкоголь кустарного производства, ходили давно. Обычные обыватели даже подшучивали, что там по заказу могут изготовить любой вид спиртного напитка, а этикетки и акцизные марки наклеят на тару так, что никто не подкопается. Однако все это было на уровне «сарафанного радио», и поймать членов этого подпольного водочного бизнеса и тем более непосредственных его организаторов, ни одному из правоохранительных органов до сих пор не удавалось. Почему? А это уже другой вопрос. Либо они настолько хорошо умели конспирироваться, либо у них были очень серьезные и надежные покровители. По-иному подобную наглость и беззаконье трудно объяснить. Но, как говорится, сколько бы веревочке ни виться, а конец будет. И то, что ОПГ когда-нибудь все равно накроют, и она прекратит своё существование, было лишь делом времени. Пугает только одно – сколько людей они успели отправить. В прокуратуре даже провели параллель между деятельностью подпольных цехов и ситуацией с ростом случаев отравлений суррогатом.
– Велось оперативное наблюдение, по четырем точкам проводили контрольные закупки с фиксацией, с имитацией, то есть все как положено. Проведено 16 обысков, выявлено 16 подпольных цехов. По самому алкоголю, по самому спирту, который был изъят, проводится экспертиза по его пригодности. Есть вероятность, что использовался технический спирт, что может повлечь негативное влияние для здоровья, – проинформировал прокурор Павлодара Ержан Булегенов.
Установлено, что в сутки в магазины области подпольные цеха поставляли до 120 ящиков спиртных напитков. В том числе коньяк, вино, виски, различные спиртовые настойки. И все же в основном подозреваемые подделывали водку недорогих марок: «Новая», «Империал», «Парламент». Этикетки и акцизы привозили из Семея. Известно также, что они наладили стабильный канал незаконного экспорта своей продукции в Российскую Федерацию. Каждую неделю в регионы соседнего государства из Павлодара отправлялись по четыре грузовика с контрафактной продукцией. Каким образом они это прокручивали, как работала эта незаконная схема, и кто на государственной границе обеспечивал им «зеленый» свет, пока не понятно, но, как заверили в надзорном органе, этим вопросом специалисты уже занимаются.
– В этой части сейчас ведется отдельная проверка. Устанавливается причастность может быть каких-то служб, или еще что-то, что позволяло им беспрепятственно проезжать контрольно-пропускные пункты. В данном случае это получается контрабанда, учитывая, что там поддельные акцизные марки, – резюмировал Ержан Булегенов.
В прокуратуре назвали имена основных фигурантов этого резонансного дела. На данном этапе следствия уже установлены личности 15 человек, непосредственно вовлеченных в этот теневой бизнес – от активных участников ОПГ до продавцов и рабочих, которые разливали суррогат по емкостям, но при этом все тщательно скрывали.
По информации ДВД, всего оперативники изъяли шесть станков, а также 350 ящиков готовой продукции, в которых находилось около 8 тыс. бутылок водки. Обыски провели на складах, расположенных по улице Мира, и непосредственно в торговых точках, где дополнительно изъяли примерно 5 тыс. бутылок водки, а также коньяк и виски.
– Помимо этого изъяты несколько тысяч литров спирта, чистые бутылки, предназначенные для разлива, этикетки с логотипами фирм по производству винно-водочной продукции. В настоящее время по подозрению в совершении экономических преступлений задержана 46 летняя предпринимательница, считающаяся организатором ОПГ, мужчина 35 лет – он был ее правой рукой, – рассказала руководитель пресс-службы полицейского департамента Баян Магзумова, добавив, что, по предварительным подсчетам экспертов, стоимость изъятой алкогольной продукции оценивается в 3,5 млн тенге, однако масштабы их деятельности куда шире и серьезнее. Спустя пару дней по этому делу была задержана еще одна женщина, числившаяся бухгалтером.
В настоящее время, по информации ДВД, в отношении подозреваемых лиц начато досудебное расследование сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса. В случае, если в суде их вина будет полностью доказана, им грозит серьезный срок лишения свободы.
И все же самым загадочным и непонятным во всей этой запутанной истории, пожалуй, является нахождение чужого ребенка в квартире главного фигуранта дела. По информации пресс-секретаря управления здравоохранения Махаббат Мухамадиевой, малышка была доставлена сотрудниками полиции в детскую областную больницу, и ее здоровью ничего не угрожает. Медики примерно установили ее возраст.
– Это грудной ребенок, возраст 2,5 месяца. Сейчас девочка под присмотром медиков, патологий не обнаружено. Ребенок развит согласно возрасту, малышка находится на искусственном вскармливании, – коротко прокомментировала Махаббат Мухамадиева.
В оптово-розничном магазине по улице Мира, 50, адрес которого проходит в официальных сообщениях правоохранительных органов, ни продавцы, ни грузчики, ни тем более владельцы торговых отделов на контакт особо не идут и предпочитают хранить гробовое молчание. Зато куда словоохотливее оказался один из покупателей, который рассказал, что давно знаком с той самой женщиной, которую полиция закрыла в изолятор.
– Очень грамотная и умная женщина, с ней было хорошо иметь дело. Сейчас все говорят, что у нее нашли подделку, а кто сейчас ничего не подделывает? У нас весь спирт идет китайский, непонятно, из чего он. Знаю, что не замужем, давно тут точку держит и сама всего добилась, – сказал мужчина, при этом заранее попросив не записывать его голос на диктофон и тем более не фотографировать.
По его словам, он не раз оптом покупал продукцию, которую затем реализовывал в розницу, и что она всегда ставила хорошие цены на товар. При этом мужчина охарактеризовал ее как очень надежного партнера, который в любой ситуации умел предложить гибкие варианты расчетов. Про ребенка в ее доме, он, соответственно, ничего не знает.
– За все это время никто из ее родственников к нам не обращался. Ребенок в больнице лежит один. Еще несколько дней девочка пробудет в больнице, а потом направим ее в дом ребенка, – сообщила журналистам заведующая сектором опеки городского отдела образования Орынбасар Темирболатова.
Одним словом, судьба малышки пока не определена. Историю маленькой девочки живо обсуждают сейчас и в социальных сетях.
– Всего в момент задержания в квартире находилось двое детей, – уточнили прокуроры, добавив, что условия для них были созданы хорошие.
Установлено, что один ребенок – это мальчик 2004 года, сын второй женщины, проживавшей в квартире с задержанной, которая представилась следователям домработницей. И у этого ребенка есть все документы. Что же касается грудной малышки, то она может принадлежать родственнице задержанной. По крайней мере, так обрисовала ситуацию та самая домработница. С ее слов, настоящая мать малышки уехала по делам в Экибастуз и попросила на время за ней присмотреть.
В полиции уже перепроверили эту информацию и рассказали, что им удалось установить личность матери-кукушки.
– Мама не злоупотребляет спиртными напитками, на учете у нас не состоит. Они с мужем воспитывают семерых детей, материально живут очень тяжело и поэтому, со слов домработницы, девочку оставили временно у родственницы, – сообщили в ДВД.
Сейчас этим делом занимается ювенальная полиция. По неподтвержденным данным, 46-летняя предпринимательница, задержанная по подозрению в создании ОПГ, и женщина, представившаяся домработницей, проживали вместе. В правоохранительных органах, ссылаясь на неприкосновенность частной жизни, другие детали, интересовавшие журналистов, комментировать не стали.
Илья ОТРАДА, газета «Наша Жизнь» №21, 01.06.17