На очередном брифинге, посвященном пресловутым ста мобильным переводам, Ержан Биржанов заверил, что розничным торговцам становится жить все легче и легче, сообщает Ratel.kz.
13 декабря прошлого года в кулуарах мажилиса, отвечая на вопросы журналистов, какие мобильные переводы казахстанцев будут облагаться налогом, заместитель премьер-министра — министр финансов Ерулан Жамаубаев сказал дословно так:
— Сейчас идет апробирование с банками, идет пилотный проект. Мы поставили критерий: 100 переводов по одной карте в течение трех месяцев. Будем наблюдать. Эти критерии условные. Мы можем скорректировать: может быть меньше, может быть больше. Этот закон принят еще в 2022 году и направлен на то, чтобы те мобильные переводы, которые имеют характер предпринимательской деятельности, облагались налогом. А если это простые переводы между родными, коллегами, бывают разные случаи, понятно, что это не относится к предпринимательской деятельности и не будет облагаться налогом. Риск будет срабатывать по тем людям, у которых есть бизнес: магазин, такси и так далее. Мы говорим бизнесу: открывайте для этого специальную карту, специальный счет и можете сколько угодно осуществлять переводы и зарегистрироваться по определенному виду предпринимательской деятельности и уплачивать налоги. К этому мы подводим тот бизнес, который работает в тени.
Налоговые органы при проверке крупных и влиятельных налогоплательщиков нередко ошибаются не в пользу последних. Достаточно вспомнить компанию Руслана Бакауова, которой ошибочно доначислили 200 млн налогов, из-за которых потом осудили дядю учредителя – акима Павлодарской области Булата Бакауова. Или совсем свежий пример, 10 января на сайте Генпрокуратуры появилась информация о том, что налоговыми органами Павлодарской области в адрес французского инвестора «Air Liquide», который с 2018 года реализует проекты по производству водорода на Павлодарском нефтехимическом заводе, неправомерно выставлено уведомление об уплате НДС и таможенной пошлины на сумму 99,8 млн тенге. Инвестору неверно определили классификацию завозимого товара. А он между тем, как подчеркнули в генпрокуратуре, является мировым лидером в производстве газов для промышленности, здравоохранения и экологии.
Уж если они с мировыми лидерами и племянниками акимов так, что уж говорить о простых людях. Так прямо и бросились все фискалы проверять: мама дочке отправила деньги на обед или это оплата за морковку на базаре. Разумеется, в результате объяснений министра мелкие торговцы с базаров и таксисты с 1 января, вместо того, чтобы выйти из тени, быстренько ушли в нал. Внутрисемейные переводы теперь тоже некоторые делать опасаются. «Да что ж такое!», – изумились чиновники и стали проводить по две пресс-конференции в день, на которых убеждают, что их совсем не надо бояться.
— Признаки предпринимательской деятельности — это подряд три месяца более 100 платежей каждый месяц от разных лиц, — подкорректировал шефа на пресс-конференции в правительстве вице-министр финансов Ержан Биржанов. – Мы эти данные будем получать от банков второго уровня и через сигналы от покупателей. Ограничений для физических лиц нет, они, как и раньше, могут совершать переводы родственникам в неограниченных количествах. Если предприниматель пробивает чек, пропускает через пост-терминал, никаких вопросов не будет возникать. Еще хочу заметить, что малый бизнес, который зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, сейчас платит налоги в разумных пределах. Минимальная ставка – от одного до четырех процентов. 29 декабря принято постановление правительства, по которому применение режима розничного налога было расширено со 190 до 364 видов деятельности: парикмахеры, курьеры, ремесленники и так далее. Этот режим могут применять предприниматели без уплаты налога на добавленную стоимость, у которых численность работников не превышает 200 человек, а доход составляет 2,1 миллиарда тенге за календарный год или до пяти миллионов в день. Они просто и легко могут платить четыре процента. А еще эта ставка в четыре процента до марта может быть снижена до двух процентов местными маслихатами.
Депутаты трех регионов это уже сделали: в Кызылординской и Карагандинской приняли решение понизить ставку до двух процентов, в Астане – до трех. Есть режим патента, по которому годовой оборот составляет 12 миллионов тенге и нет наемных работников, можно платить налог по ставке один процент. Есть вариант уплаты налогов через мобильное приложение «E-Salyk Business». За два года через это приложение обелились более 300 тысяч индивидуальных предпринимателей и выплачивают налог по одному проценту. Сейчас платить налоги удобно и выгодно. В рамках всеобщего декларирования мы увидим лиц, которые не на себя оформляют имущество.
Но самая ценная информация для мам, посылающих дочери деньги на обед, и женщин, торгующих дешевыми букетиками фиалок, прозвучала после брифинга.
Руководитель управления налогообложения отдельных видов предпринимательства Комитета госдоходов Гульмира Смагулова решила разъяснить еще понятнее.
— Если физическое лицо получило доход даже от 200 разных людей в месяц, но меньше 12 минимальных заработных плат в год, то он вообще вправе не регистрироваться, этот доход не облагается налогом, — сказала она. — Это 85 тысяч тенге в месяц. По физическим лицам мы получим информацию только в 2026 году. Если в 2026 году по физическому лицу придут сведения, что он три месяца подряд получал сумму, превышающую минимальную заработную плату, ему придет извещение с предложением пояснить, что это за деньги. Если он пояснит, что собирает деньги, к примеру, на операцию сыну, и приложит подтверждающие документы к нему, вопросы отпадут.
А ведь ни министр, ни замминистра ни слова о 12 МЗП не сказали.