Суббота, 21 декабря
Меню

Скорбь по утраченному с примесью мусора

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 922
Скорбь по утраченному с примесью мусора

Павлодарцы, пришедшие на Суворовское кладбище в родительский день, возмущены санитарным состоянием погоста. По словам людей, кучи мусора свалены на каждой дорожке, кроме того, у десятка могил сняты и украдены оградки. Родственники же ветеранов войны требуют привезти в порядок памятник участникам Великой Отечественной.

Кладбищенские войны
Огромные кучи мусора на территории Суворовского кладбища – на каждом углу. За некоторыми из них не видно даже могил. В груду сваливают старые венки, листву, остатки еды, пластиковую посуду и пакеты. Несмотря на то, что к родительскому дню готовятся загодя – скопище отходов как на центральных, асфальтированных улицах, так и в мелких переулках. Жалобы от горожан поступали в редакции местных СМИ еще за неделю до знаменательной даты.

– Аллеи так загажены, уборки никакой нет, даже на могилы сыплют мусор и все завалили. В прошлое воскресенье мы приходили убирать могилки, и так было, и сейчас как были завалены, так и завалены. Думали, хоть что-то вывезли, но ничего не вывозится. И вообще никто не следит. И в прошлом году, и в позапрошлом году подобное было, но все-таки, когда на родительский день идешь, хоть дороги были чистые, а сейчас и дороги завалены, – жалуется павлодарка Валентина Александрович.
Отдел ЖКХ выделил три единицы техники: два КамАЗа и погрузчик. Убирали до родительского дня, но санитарное состояние погоста до сих пор оставляет желать лучшего. Специалисты жилищно-коммунального хозяйства говорят, мусор с территории погоста вывезти нереально, слишком много куч. Заведующий сектором Ербол Зейнулла считает, чиновники и так помогают: выделили технику, а дальше предприниматель, выигравший тендер на содержание городских кладбищ, должен сам вывезти свалку. Потому крайним считают именно Олега Сагадатова.

– То, что касается мусора, то его должен убирать подрядчик, это ИП «Golden Ice». С ним есть договорные обязательства. Мы уведомили его о необходимости приведения кладбища в порядок, теперь ожидаем, посмотрим, как справится. Не справится – будем писать уведомление на снятие либо средств со счета или расторжение договорных обязательств. Мы вывозим, можете заснять, завтра приедете – здесь такая же куча мусора будет, то есть скапливается, скапливается и скапливается, – прокомментировал заведующий сектором по эксплуатации коммунальной собственности отдела ЖКХ города Павлодара Ербол Зейнулла.
Директор фирмы «Golden Ice» Олег Сагадатов спешит оправдаться: все выделенные средства на уборку уже отработал, мол, ждал подмоги от отдела ЖКХ, не дождался, по сути, знает почему, потому и понимает, что в такой ситуации ничего не остается как просить прощения у горожан, пришедших в родительский день на кладбище.
– Согласно технической спецификации мы выполнили уже объем работы, нам дано 50 часов работы в месяц. Мы уже 150 часов сделали, эти объемы мы три раза сделали уже. ЖКХ всегда в родительские дни помогали своей техникой убирать мусор. Два КамАЗа дали в последний день. А в том году я работал на кладбище и видел, много техники работало горкомзхозовской – 20 тракторов, 20 КамАЗов. Конкретно заезжали внутрь кладбища, по периметру, и поэтому порядка больше было, чем сейчас, – считает Олег Сагадатов.
Так или иначе, жертвами в разборке между ЖКХ, новым подрядчиком, бывшим предпринимателем, хозяйствовавшим на территории городских кладбищ, стали простые люди. Потому как куда идти и что делать в сложившемся беспределе – никто не знает. Люди просто заваливают журналистов своими жалобами.

Оградки – легкая добыча
По обычаю родственники усопших приводят в порядок могилы до родительского дня. Павлодарцы жалуются: после зимы не узнали свои участки не только из-за куч с мусором. У Никиты Елунина на Суворовском кладбище покоятся бабушка, дедушка и два брата. Захоронениям больше тридцати лет. Деньги на памятники и оградки собирали всей семьей – влетело в копеечку. А теперь – снова непредвиденные расходы. Мародеры сняли чугунные цепи.
 – Приехали ребята из полиции на четырех машинах. Мы написали заявление, потому что я не один был в субботу, помимо меня еще два-три человека писали заявление. Возмущает то, что, оказывается, можно прийти на кладбище, отломать у чужих людей оградку, памятник и утащить вот это все. Это ведь аморально, неприлично, в конце концов, противозаконно. Такое ощущение, что приезжают каждую ночь или каждый вечер, как на трудовую вахту: вышли, отработали, загрузились и уехали, – говорит Никита Елунин.
По информации пресс-службы ДВД, в прошлом году на Суворовском кладбище было совершено одиннадцать фактов кражи металлических оградок. Девять материалов переданы в суд. Патрулировать круглосуточно на территории погоста полицейские не могут, потому как могильник обслуживает подрядчик, выигравший тендер в отделе ЖКХ.
– По обращению гражданина Елунина о краже с могилы на Суворовском кладбище возбуждено уголовное дело, по которому проводятся необходимые следственные и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление лиц, причастных к совершению данного преступления. Мы осуществляем проверки приемных пунктов по приему черного и цветного металла. Однако мы эти пункты ежедневно отрабатывать не можем, потому что согласно закону о предпринимательской деятельности мы не можем вторгаться с деятельность таких предприятий, – прокомментировала руководитель пресс-службы ДВД Павлодарской области Баян Магзумова.

Дорогая память
У Зинаиды Эрик на этот счет другое мнение – дочь ветерана Великой Отечественной считает, на Суворовском давно положено установить новый памятник победителям. А беречь его должны и стражи порядка, и смотрители.

– 25 лет назад у меня умер отец – участник Отечественной войны, принимал участие в битве под Сталинградом, освобождал Ленинград. Он прошел всю войну, с 41 по 45 годы. 25 лет назад на этом кладбище все было нормально. А теперь я поражаюсь памятнику, который поставили участникам. Вы поглядите, известка вся обшарпана, это уродливый вид, это отношение к нашим участникам, – не сдерживая слез, говорит Зинаида Эрик.

Обращение пенсионерки, по сути, адресовано совету ветеранов, руководству города или просто к тем, кто занимается патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Вопрос остается открытым.

Точку ставить рано
Точную информацию о реальной площади Суворовского кладбища и о том, сколько человек здесь захоронены, в отделе ЖКХ назвать не могут. У могильника нет конца и края. Несмотря на то, что он считается давно закрытым, новые захоронения тут производят. Народная тропа не зарастает. Множится и мусор, вольготно чувствующий себя на погосте. Особенно решительные павлодарцы намерены бороться за память усопших до конца – с привлечением санитарных врачей и прокуратуры.
Жанна Хабдулхабар, газета «Наша Жизнь» №16, 27.04.17