Суббота, 23 ноября
Меню

Как китайская компания сплагиатила у павлодарской стул

  • Ольга Воронько
  • 273
Как китайская компания сплагиатила у павлодарской стул
Изображение создано с помощью ИИ

Историю с павлодарскими школьными партами, как две капли воды похожими на китайские, на которые получила патент павлодарская фирма, прокомментировал Qazpatent, сообщает Ratel.kz.

В разных уголках страны экономические суды продолжают удовлетворять иски павлодарской компании Troya к производителям и продавцам одноместных и двухместных парт, «аналогичных промышленному образцу по патенту №3419». По решению судов никто кроме Troya не имеет права ни производить, ни завозить в страну, ни продавать парты, на промышленный образец которых она получила патент. По закону подлости именно этот образец приглянулся АО «Samruk-Kazyna Construction», которое постановлением правительства определено в качестве Дирекции по целевому строительству «под ключ» школ в рамках реализации национального проекта «Комфортная школа» стоимостью 2,6 трлн тенге.

Напомним, на совещании с руководителями бизнес-ассоциаций в партии Amanat член правления «Гильдии мебельщиков РК» Игорь Проценко (на снимке) сообщил: «в техдокументации некоторые модели мебели, в частности ученические столы и стулья, полностью совпадают с номенклатурой производимой продукции одного предприятия из Павлодара». После публикации Ratel.kz министерство просвещения заверило производителей парт, что изменит техспецификацию, но протокольного решения об этом потенциальные поставщики не могут получить уже две недели.

— Заказано будет не менее 400 тысяч парт, — говорит Игорь Проценко. — Цена за одну парту компании Troya в какой-то момент дошла даже до 200 тысяч тенге. Сейчас в их прайсах комплект стоит 110 тысяч. А, к примеру, шымкентская фирма такие же парты на круглой трубе продает по 50 тысяч, петропавловская, взявшая свой промышленный образец из России, один в один как у Troya – по 70. И все они получают от Troya досудебные претензии. Алматинская фирма, завозившая такие же парты из Китая, суд уже проиграла.

Как сказано в постановлении судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда, засилившей решение суда первой инстанции, удовлетворившей иск ТОО «Компания «Troya» к ТОО «ACM Holding» о понуждении прекратить производство, импорт и реализацию комплектов парт и убрать их рекламу с вебсайта, парты, которые «ACM Holding» завезло из Китая, «идентичны с комплектом ученической мебели, являющимся объектом интеллектуальной собственности ТОО «Troya».

Как же компания «Troya» стала обладателем патента на парты, которые идентичны китайским? В Национальном институте интеллектуальной собственности Qazpatent уверяют, что прежде чем выдать патент, тщательно изучили сотни тысяч похожих парт по всему миру.

— Давайте для начала я дам разъяснение, что такое промышленный образец, — предложила руководитель департамента экспертизы товарных знаков, географических указаний, наименований мест происхождения товаров и промышленных образцов института Гульнара Белгожина (на снимке). — Вот вы говорите, что патент выдан на известное изобретение – парту. На самом деле мы выдаём патент не на само техническое решение, а на его дизайн. Таким образом, в качестве промышленного образца может быть зарегистрирован любой дизайн. Это дизайн мебели, дизайн украшений, одежды, запасные части автомобилей, коробки, упаковки. Вообще, в настоящее время промышленный образец стал очень популярным объектом интеллектуальной собственности. По последним исследованиям всемирной организации интеллектуальной собственности количество заявок на регистрацию промышленного образца растёт уверенными темпами. Патент на промышленный образец имеет ряд преимуществ. Заявитель получает исключительные права на этот образец. Это защита от недобросовестной конкуренции, от подделок. Поскольку исключительные права принадлежат его владельцу, он может распоряжаться им по своему усмотрению – заключать лицензионные договоры, договоры уступки. Это стимулирующий эффект, способ выделять товар, отличающийся дизайном, из других.

— Но ведь парты с полукруглыми ножками давно завозятся из Китая и России, что там уникального в дизайне?

— Если какая-то компания получила патент на промышленный образец, это не говорит о том, что другие компании не могут зарегистрировать промышленный образец на парты такого же дизайна и получить патент. В чем смысл разработчиков? Они хотят, чтобы их товар, изделие отличались от другого. То есть они каждый раз что-то усовершенствуют, добавляют какие-то новые элементы, новшества, чтобы промышленный образец обладал эстетическими и эргономическими свойствами. Вот, например, какие могут быть отличительные признаки в нашем конкретном случае? Чтобы ученику было очень удобно, комфортно сидеть и заниматься, можно придумать какую-то выемку для ручки, дополнительную полку для тетрадок и уже можешь получать свой патент.

— Какой процент усовершенствований должен быть в парте, чтобы это считалось новым дизайном?

— Проводится патентный информационный поиск в базах, которые регламентированы приказом директора института, — рассказала руководитель управления экспертизы промышленных образцов Ляззат Салкен (на снимке). — Эксперт находит ближайший аналог, сопоставляет все его существенные признаки, то есть форму линий, конфигурацию, соподчинённость элементов. И на основании этого поиска выносит заключение: так, здесь имеется ряд каких-то отличительных признаков, да, это изделие оригинально. По данной заявке поиск на мировую новизну проводился в 11 международных базах и базе Республики Казахстан. Рассматривались базы Австралии, Великобритании, Германии, Украины, России, Турции, Японии, Беларуси, Молдовы и еще двух международных организаций — Всемирной организации интеллектуальной собственности и Ведомства по интеллектуальной собственности Европейского Союза. Патентная база первой включает в себя зарегистрированные промышленные образцы 64 стран, таких как США, Канада, Сингапур, Норвегия, Исландия, в том числе и Китай. Патентная база второй включает 32 страны, это Испания, Италия, Франция, Великобритания, Польша и так далее. Глубина поиска была 20 лет. На тот момент, когда подавалась заявка, действовало прежнее законодательство, срок охраны был 15 лет с последующим продлением на пять лет. С сентября прошлого года срок увеличился ещё на пять лет, то есть сейчас общий срок 25 лет. По истечении этого срока изделие становится общедоступным, то есть каждый может его использовать, не нарушая ничьих прав. Мы посчитали, что только по одному классу 0601 эксперт просмотрел более 180000 промышленных образцов в официальных патентных базах.

— То есть эксперт сидел и сравнивал на глаз парты компании Troya с сотнями тысяч других? И что разглядел в них уникального?

— Согласно пункту 138 правил проведения экспертизы заявок на промышленный образец, если имеется один существенно отличительный признак, то он признается оригинальным. При выявлении ближайшего аналога эксперт обнаружил отличие спинки стула, она такая, знаете, Т-образная, а в аналогах просто прямоугольник. Сиденье более плавное, полочка выдвигается, углы закругленные. Вот это и есть отличительные признаки. В качестве примера — был судебный мировой иск между компанией Аpple и Samsung. Аpple заявлял Samsung, что они их дизайн украли. Знаете, в чем было отличие? Именно в плавных углах. Казалось бы, обывателю кажется, что это мелочи, но в итоге стороны пришли к мировому соглашению. То есть это мировая практика. Здесь, как говорится, ничего страшного нету.

От себя заметим, что для Samsung может и нет ничего страшного. А для казахстанских производителей при имеющейся у госорганов привычке подгонять техспецификацию на тендерах под родного человечка, очень даже есть. Так что продолжаем ждать документального подтверждения, что для «Комфортной школы» Т-образные спинки парт необязательны.