В предписании департамента АЗРК на полном серьезе сказано, что ни подвиги героев ВОВ, ни казахского композитора Майру Шамсутдинову популяризировать не нужно, сообщает Ratel.kz.
Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Потанина был основан в 1942 году на базе областного отделения «Общества изучения Казахстана» и более 80 лет популяризировал историю и культуру края. Здесь, как и положено в музеях, проводятся лекции, экскурсии, выставки как из собственных фондов, так и из фондов республиканских музеев, научно-практические конференции, семинары международного и регионального уровней, археологические и этнографические экспедиции по исследованию Павлодарского Прииртышья.
Партнерами музея являются Музей первого Президента РК (г. Астана), Музей золота РК (г. Астана), Государственный историко-краеведческий музей (г. Омск), Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Институт археологии им. А.Маргулана, Центральный Государственный музей, краеведческие музеи гг. Кокчетав, Караганда, Усть-Каменогорск и др.
И вот музею прилетело от антимонопольщиков, которые обозвали его почему-то «Колледжем» (см скрин). Чтобы ничего не перепутать, будем цитировать. Предписание называется «об устранении нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции». Дано оно по результатам мониторинга этого казенного государственного коммунального предприятия «на предмет получения согласия антимонопольного ведомства». Как сказано в предписании, «Основной целью Музея является сохранение историко-культурного наследия региона, популяризация и пропаганда сферы культуры и искусства, стимулирование роста востребованности отечественного продукта сферы культуры в области; обеспечение свободного доступа к историко-культурному наследию».
А они что делают? «По результатам проведенного мониторинга установлено, что уставом музея предусмотрены виды деятельности, не соответствующие действующему законодательству, а также не относящиеся к видам экономической деятельности, указанные в п.15…». Далее идетперечисление 17 видов деятельности, на которые, как сказано в документе, антимонопольный орган согласия не давал. Так что же все-таки незаконного творит павлодарский краеведческий музей? Спиртным торгует? Парты для проекта «Комфортная школа» монопольно производит? Конкурсы «из одного источника» регулярно выигрывает? Нет. Уставом, по мнению ДАЗРК, незаконно предусмотрено «создание условий для патриотического и эстетического воспитания граждан путем приобщения к ценностям национальной и мировой культуры». Еще – «обеспечение развития инфраструктуры, укрепление материально-технической базы и осуществление производственно-хозяйственной деятельности», «осуществление работы по повышению квалификации работников сферы культуры и реставраторов», «комплектование и пополнение фондов Предприятия произведениями и материалами культурного наследия народа», «исследование и популяризация подвигов», и прочие обязанности, обычные для любого музея. Но есть и изюминки, которые теперь, видимо, нужно считать незаконной монопольной деятельностью. К примеру — «исследование и популяризация творческого наследия певицы, композитора начала 20 века Майры Шамсутдиновой, а также творческого наследия композиторов, народных самодеятельных певцов современников Майры»; и «исследование и популяризация творческого наследия фотохудожника Багаева».
Антимонопольщики предписали музею устранить нарушение законодательства в области защиты конкуренции. Депутат мажилиса Ажар Сагандыкова не смогла понять – почему музей, который в тендерах не участвует и предпринимательскую деятельность не ведет, вдруг оказался монополистом и направила запрос в прокуратуру. Я позвонила сотруднице ДАЗРК Анар Кулатаевой, готовившей документ, и спросила – что конкретно должен сделать областной историко-краеведческий музей с Майрой? Закрыть музей песенного творчества ее имени, являющийся филиалом потанинского? Чиновница ответила, что достаточно просто убрать Майру из устава и оставить в нем просто общие формулировки о популяризации сферы культуры и искусства.
— Иначе, если всех указывать, то в уставе никакого места не хватит, — пояснила она.
Ну, во-первых, Майра – не все, Марию Калаас же в павлодарском краеведческом музее не пропагандируют, хотя она была и великая певица. А, во-вторых, в какую общую формулировку тогда засунуть патриотическое воспитание граждан?
— Если не прописать в уставе филиалы музея, такие, как Дом-музей Д.П. Багаева, музей песенного творчества им. М.Шамсутдиновой, Музей Воинской славы, Экибастузский историко-краеведческий музей, Аксуский историко-краеведческий музей, Щербактинский историко-краевеческий музей, то бюджет не сможет их финансировать, — объясняет наличие Майры в уставе руководитель областного историко-краеведческого музея Арман Алиакпаров. — Когда нас финконтроль проверяет, то придирается именно к расплывчатым формулировкам и требует, чтобы все было конкретно расписано.
Как нам стало известно, подобные предписания ДАЗРК пришли в оба павлодарских театра и областной художественный музей.