Пятница, 3 января
Меню

Речники на старте, или как корабли готовятся к большому плаванию

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1689
Речники на старте, или как корабли готовятся к большому плаванию

Павлодарские речники готовятся к открытию нового сезона навигации на Иртыше. Активное движение судов по реке, если все будет нормально, стартует уже 26 апреля. Отметим, что сейчас речное грузовое и пассажирское судоходство в стране как таковое сохранилось только в нашем регионе. В прошлом году павлодарский речной порт увеличил перевозки на 43 процента, однако возможности еще далеки от тех, что дает Иртыш. Причем, перевалка грузов по воде в два раза дешевле, чем автомобильным или железнодорожным транспортом. Главная проблема сейчас – гарантированные речные глубины. И если на казахстанской стороне реки все в порядке, то вот со стороны Российской Федерации пока много вопросов. Помочь возродить былую славу Иртышского судоходства могли бы помочь инвесторы, но и у них, как выяснилось, есть проблемные вопросы.

С выходных на павлодарском участке реки началась активная фаза ледохода. Со дня на день на водной глади появятся первые судоходные знаки и, как только специалисты транспортной инспекции установят бакены и буи, – жизнь на реке вновь закипит. По традиции ее откроет ставший уже легендарным буксир-толкач БТМ-636. Сами речники любя еще называют его теплоход «Алма-Ата». В свое время было предложение назвать это судно в честь южной столицы, а второй, более молодой корабль БТМ-644, в честь Астаны. Однако официально эта инициатива не была вовремя закреплена на бумаге.

Для капитана БТМ-636, одного из самых опытных речников страны Анатолия Берестова – это уже 42-я навигация. Именно под его управлением буксир-толкач совершит первый рейс вниз по течению реки до Омска и повезет свыше шести тысяч тонн грузов. Впрочем, капитан-механик со своей командой раньше ходил и дальше – вплоть до Нижневартовска, Салехарда и Сургута. В последний раз свой БТМ он водил в Ханты-Мансийск три года назад. К слову, оба сына Анатолия Николаевича пошли по его стопам – старший Владимир работает штурманом, второй, Игорь, стал мотористом. Сам он тоже из династии речников – его дед Александр Александрович в годы Великой Отечественной войны был одним из главных бакенщиков на Иртыше и всю жизнь прожил в Затоне. Отец и мать Анатолия Берестова – тоже водники с большим стажем, и он вместе с ними все детство проводил на реке. Сейчас капитан-механик мечтает, чтобы на флот приходило больше молодежи и строились современные быстроходные суда.
– Флот надо поднимать, и это очень важно, потому что мы живем на реке. Это наш хлеб, это наш дом, это наше все! В прошлом и позапрошлом году взяли две баржи, сделали ремонт других судов, так сказать, модернизировали, – это меня радует. Но хочется еще большего. Ведь с 90-х годов почти ничего не делалось, и мы много судов потеряли, которые ушли на металлолом или продали в туже Россию. Развивать речное судоходство обязательно надо, набирать новые команды, воспитывать молодежь в нужном русле. У нас сейчас в Павлодаре, видите, нет ни училища, где бы их готовили, ни курсов – в общем, ничего нет речного ни в колледжах, ни в вузах. А наши директора и ректоры могли бы приехать поинтересоваться, ведь всегда найдутся ребята, которые выросли на реке, любят технику и приключения, – они бы с удовольствием отучились на мотористов, штурманов и механиков, – поделился своим мнением и переживаниями Анатолий Берестов.
Вообще, на реке нет чужих людей. Почти все, кто работает здесь, – это представители известных семейных династий. Кто-то в третьем, кто-то в четвертом или даже в пятом поколении. И именно поэтому на флоте очень бережно относятся к своей истории и традициям, заложенным старшими поколениями.
Нравится в Павлодаре и капитану-механику российского флота Виталию Литвиненко. Его общий стаж на реке – 41 год. Он зашел в Казахстан на своем теплоходе прошлой осенью, как раз перед закрытием навигации, и остался зимовать здесь, так как реку уже начал сковывать лед.

– Такое в нашей практике случается нередко. Ну, ничего, отлично перезимовали в Павлодаре. Совсем маленько уже осталось, лед пройдет, и мы тронемся. Вот только побреемся, помоемся как следует после зимней спячки, и поплывем. Ремонт, все, что надо, сделали тут, – с юмором и проводя рукой по густой щетине, рассказал Виталий Ельмирович. – И вообще, откровенно хочу сказать: мне нравится в Казахстане. И обстановка на воде всегда хорошая, и глубины есть, и путейцы хорошо работают, не то, что на российской стороне. На той стороне тяжелее проходить, потому что земснаряды не выделяют, фарватер не чистят, а получать груз хотят все. Всем нужен щебень казахстанский и соль, а чистят только туда дальше, а не в сторону Казахстана. А страдаем в итоге мы, их же российские заказчики. В общем, странная у них политика, скажу вам, – отметил капитан-механик теплохода РТ-688 Омского речного пароходства Виталий Литвиненко.

Все может поменяться на 180 градусов, если в стране появится специальная государственная программа по развитию речного судоходства. Это вопрос уже неоднократно поднимался, и здесь многое зависит от активности депутатов различного уровня, политиков, специалистов транспортных ведомств и, конечно, общественности, но, как говорится, в этом вопросе лед еще не тронулся. И пока отрасль живет по своим законам, подстраиваясь под общую обстановку и нормативно-правовую базу.
Тем не менее, павлодарские речники не опускают руки – только за навигацию 2015–2016 годов они наполовину нарастили объемы перевозок. Во многом этому поспособствовал и двойной разлив Иртыша. В Россию доставили 140 тыс. тонн щебня, а еще соль, строительный песок. Кроме того, сделали и несколько рейсов с углем. За последнее время флот порта пополнили две трехтысячные баржи. Их речники приобрели за счет льготных кредитов от фонда «Даму».
– На данный момент подписаны контракты на 160 тысяч тонн перевозки щебня в Российскую Федерацию. Это на новую навигацию, то есть идем с увеличением. Сейчас есть большая заинтересованность от наших партнеров по перевозке леса из России. Для нас это очень было бы хорошо, чтобы мы получали обратную загрузку, – рассказал о планах на предстоящий сезон председатель правления АО «Павлодарский речной порт» Тлеубек Нурсеитов, добавив, что для этого они сейчас работают над возможностью снижения себестоимости перевозок.

– Конечно, если будет принята новая государственная программа по развитию речного судоходства, это дало бы мощный толчок. Павлодарский речной порт, как вы знаете, – единственный действующий в стране речной порт, у него сейчас большие, я бы сказал, грандиозные планы. Мы не сидим на месте, и, думаю, наш речпорт мог бы помочь развить все судоходство на реке. А для этого нам надо показать всем, что у нас есть водные маршруты, что у нас есть заинтересованность в этих перевозках и есть люди, которые обращаются к нам и пользуются услугами речного транспорта. Сейчас активно привлекаем новых партнеров, они готовы перевозить не только щебень и соль, но и другие грузы. Кроме того, есть большая заинтересованность с китайской стороны, чтобы доходить уже до Зайсана с Северного Ледовитого океана, чтобы с Северного моря уже был проход до Китая, – отметил Тлеубек Нурсеитов.
Главная проблема речников – это гарантированные глубины. Казахстанская сторона регулярно чистит дно Иртыша до границы с Омской областью. А вот с российской стороны такой активности не наблюдается. Хотя они больше заинтересованы в увеличении поставок стройматериалов. Омичи который год никак не могут достучаться до федерального министра транспорта. Как отмечают эксперты, в Москве считают, что для такой большой страны, как Российская Федерация, проблема отдельно взятой Омской области слишком мала, когда есть другие, куда более актуальные вопросы. Потому и не обращают внимания, и не хотят видеть эту проблему.
– Для нас этот вопрос – один из самых актуальных, и мы повторно будем выходить на Москву и постараемся этот вопрос сдвинуть с мертвой точки. Если это в рамках большого государства, может быть, и не важно, то для нас, приграничных территорий, это жизненно необходимо. Исторически из Павлодарской области в Омскую область привозили щебень для строительства домов, дорог, других объектов. Ведь у нас нет своих карьеров. Это же касается и поставки соли. А обратно от нас шел лес и пиломатериалы. Это давало новый дополнительный этап в развитии наших взаимоотношений. Поэтому мы будем продолжать эту работу и постараемся все-таки, чтобы этот вопрос был сдвинут и в конце концов разрешен, – выразил свою позицию во время недавнего визита и встречи со своим павлодарским коллегой губернатор Омской области Виктор Назаров.

Благодаря приходу крупного инвестора, владеющего в России не только речными, но и морскими кораблями, в Павлодаре несколько лет назад возродили судоремонтное дело. За это время уже удалось отремонтировать полсотни теплоходов и барж, причем не только казахстанские суда – в Затон на ремонт заходит и российский флот. Это стало хорошим подспорьем для судовладельцев, ведь ремонтировать корабли больше негде. А если учесть, что 90 процентов флота – это наследие, оставшееся еще с советских времен, то ржавчины и трещины за многие годы эксплуатации были просто неизбежны, и многим судам требовался срочный ремонт.
– Прибытие инвесторов и вложение капиталов непосредственно в сферу водного транспорта нас, конечно, радует. Это даст возможность дальнейшего развития, усовершенствования и повышения безопасности транспортных средств. Все мы помним трагический случай с крушением теплохода «Булгария» в 2011 году на Волге, тогда погибло много людей. Аварийная ситуация случилась в прошлом году и с речным трамвайчиком в Омске. Тогда, к счастью, все обошлось без человеческих жертв. Поэтому поддержание судов в рабочем состоянии, их своевременный осмотр и ремонт, – это важнейшая задача, – отметил руководитель отдела инспекции транспортного контроля по Павлодарской области Ардак Каиргельдин.
Однако, как выяснилось, сейчас судьба павлодарского судоремзавода – под большим вопросом. Часть земельного участка предприятия, куда на рельсах поднимают суда, в 2013 году оказалась в собственности другого владельца. И он требует отдать землю. Проезд на завод уже парализован: всю зиму, чтобы попасть на свою территорию, рабочим приходилось перелезать через огромный забор. По словам представителей судоремонтного завода, новые хозяева соседнего земельного участка перекрыли им путь. Из-за того, что к ним не могут попасть машины с металлом и другими комплектующими, администрации пришлось пойти на сокращение персонала. Вместо 60 человек сейчас здесь осталось всего 14 штатных работников. Между тем, надо понимать, что кораблестроители – это специалисты, что называется, штучные, и их и так почти не осталось в регионе.
– Ситуация непростая. Получается, что мы спокойно работали, ремонтировали суда, строили планы по расширению, а тут кто-то купил соседнюю землю и выставил нам претензии. Они претендуют на 25 метров, то есть хотят войти вглубь нашей зоны. И если заберут этот участок, то баржи, идущие на ремонт, просто не смогут входить сюда, – пояснил главный инженер судоремонтного завода, а в прошлом капитан дальнего плавания Николай Цепелев.
– А кто хочет забрать? – поинтересовались мы у него.
– Это сеть АЗС. Мы в шоке и не понимаем, каким образом власти дали им разрешение строить здесь свою базу. Здесь же рядом жилой Усольский массив, здесь впритык лыжная база «Ертiс», и будут строить олимпийский бассейн. Это же небезопасно! А что касается нас, то да, мы давно здесь находимся, и здесь наш затон, нам никак по-другому нельзя. Затон никак нельзя взять и перенести куда-то. Но каким образом им дали «добро», не понятно. И теперь они просят отдать им наши 25 метров.
– А вы обращались в соответствующие государственные органы, например, в земельную инспекцию, чтобы узнать и разрешить этот вопрос?
– Конечно, куда только мы ни обращались. Мы писали и в Астану, мы писали и в областной акимат, мы обращались и к акиму Павлодара, он сам здесь лично был, обещал помочь. И когда дороги у нас не стало, и куча комиссий была, мы говорили, что судоремзавод на грани остановки, а он нужен всему флоту как воздух. Но действий практически никаких не последовало. Мы в отчаянии, хотя говорят, что в Казахстане создают все условия и помогают иностранным инвесторам, но не в нашем случае, – отметили представители судоремзавода.
У нефтяников, ставших новыми владельцами участка, на этот счет свои доводы. Они сообщили, что у них на руках есть все документы, официально подтверждающие, что судоремзавод занимает часть их земли.
– Это не мы хотим отнять у них землю, это они заняли наш земельный участок и спокойно пользуются им. У нас есть все схемы, и эта история длится уже давно. То есть это вопрос к ним прежде всего. Если они в свое время купили такую базу, которая частично расположена на чужой земле, то наша тут какая вина? – прокомментировал сложившуюся ситуацию журналистам по телефону юрист компании, владеющей сетью автозаправочных станций, Павел Кадочников.

Ситуация с судоремзаводом, инвестором которого является российская судовая компания «Север», сложилась действительно не самая простая. Сохранившиеся частично еще с советских времен и позже восстановленные уже в годы независимости СЛИПы, на которые с воды поднимают суда, вполне вероятно, скоро могут снова разобрать. И тогда ремонтировать теплоходы и баржи в Павлодаре станет негде. Это будет большой удар по всему речному хозяйству на Иртыше. Хотя именно здесь с приходом нового инвестора прошел капремонт почти весь местный флот, включая пассажирские прогулочные теплоходы «Казахстан» и «Экибастуз».
Оба этих судна сейчас стоят на пристани речного вокзала. 1 мая они, как обычно, начнут катать павлодарцев и гостей города по своим маршрутам и радовать изумительным видом, который открывается с их бортов на город и береговую линию. К слову, инвестору, пришедшему на речной вокзал, повезло больше, чем судостроителям. И таких проблем, как у соседей на затоне, к счастью, у него не возникло. Инвестор вложил немалые средства и успешно усовершенствовал инфраструктуру речной гавани, сделав ее одним из самых привлекательных и красивейших мест для отдыха. У пристани появились современные кафе, бар, ресторан и малые формы. Сюда же, но теперь под охрану, вернулась и настрадавшаяся от вандалов знаменитая павлодарская русалка.

В транспортной инспекции сообщили, что сейчас есть желание запустить в Павлодаре новый проект – наладить работу прогулочных речных трамваев. Вроде как потенциальные инвесторы уже есть из числа представителей малого и среднего бизнеса. И инициатива, кажется, нашла поддержку на уровне администрации региона. Но вот другая мечта всех павлодарцев – возродить регулярное летнее пассажирское сообщение по реке с другими крупными населенными пунктами – пока остается только мечтой.
– В наших планах этого нет, однако было бы, конечно, здорово, если бы это удалось кому-то возродить. Вернуть назад, как это было когда-то. Все ж мы помним, как быстро бегали «Ракеты» по Иртышу, и при этом было всем приятно совершить такое путешествие. В Омск ходили, в Аксу, в Семипалатинск, даже в райцентры ходили эти быстроходные суда. Хотелось бы вернуть все это, чтобы у людей была возможность двигаться не только по автодорогам, и по реке тоже, чтобы было это сообщение с другими городами, – считает управляющий культурно-досуговым центром «Речной», ставшего преемником речного вокзала, Нуржамал Жусубекова.
Отметим, что в прошлую навигацию павлодарские речники уже доказали, как важен для страны Иртыш. Минувшей осенью впервые в истории Казахстана из Южной Кореи через Северный морской путь в Павлодар доставили многотонные реакторы для модернизации нефтехимического завода. Груз преодолел по воде почти 15 тысяч километров пути. И этот рейс почти в два раза сократил затраты предприятия на транспортировку уникального оборудования.
И если в республике все же примут специальную программу по развитию речного судоходства, разработают действенные меры поддержки и создадут максимально благоприятные условия для инвесторов, то жизнь на Иртыше вскоре вновь забурлит, уверены речники. Ну а пока они вынуждены работать по старинке и поддерживать на плаву то, что им удалось сохранить. Еще надеясь на то, что новая навигация будет лучше прежней по фарватеру, интервалу движения, ассортименту и объемам перевезенных грузов.
Илья Отрада, газета «Наша Жизнь» №15, 20.04.17