Пятница, 22 ноября
Меню

«Ричард III» в Павлодаре: пьеса из прошлого о настоящем

  • Салауат Темирболат-улы
  • 640
«Ричард III» в Павлодаре: пьеса из прошлого о настоящем
Видео и фото автора и театра им. Ж. Аймауытова

Ровно через неделю у павлодарцев появится уникальная возможность побывать на премьере бессмертной трагедии Уильяма Шекспира в театре имени Жусупбека Аймауытова. Критики пребывают в ожидании: не каждый коллектив, тем более в регионах, осмелится ставить «Ричарда III», тем более в сопровождении симфонического оркестра. Почитатели Мельпомены шепчутся между собой: «Это слишком тяжелый материал, для этого нужны стальные нервы».

Премьера новой постановки намечена на 24 и 25 ноября

Но, несмотря на все сложности, павлодарские актеры рискнули, и сейчас вместе с известным режиссером, лауреатом многочисленных престижных театральных фестивалей Сергеем Левицким тщательно отрабатывают детали, отшлифовывают каждое слово и движение. Шекспир, работая над этой историей королевской семьи — со всеми дворцовыми интригами, семейными тайнами, предательствами, местью и убийствами, словно предсказал будущее. Ведь с тех пор прошло 500 лет, а все описанное автором происходит словно в наши дни.

Все действо спектакля по задумке режиссера переносится из 16 века в наши дни, полных таких же ошибок, злодеяний и братоубийственных воинов как и 500 лет назад

Без клинков и прочей атрибутики

«Не нужно делать огромные МХАТовские паузы, они тут не нужны. После слов: «Вы, вроде, ваша светлость, его ближайший друг…», — начинаете все больше и больше делать паузы. Когда он отвечает: «Йя, мырза…», дальше сразу надо встык работать. Играйте по-своему, вы же можете, пожалуйста, выйдите из рамок. Вот Рахат двигается хорошо, Жасулан тоже прекрасно играет. Руслан, вы эту сцену неплохо ведете, но ритм порой плавает, надо амплитуду задать – от точки «А» и до точки «Б»: по развитию, по темпу, по эмоциям, по накалу, по степени отчаяния. А то получается, как ломаная кардиограмма, а нужно верх, верх, верх, — а потом «бах!». Всё – тупик! Не убивай меня, я тебя прошу», — мы попали в театр как раз в тот момент, когда режиссер и артисты между репетициями бурно обсуждали только им известные секреты успеха нового спектакля.

Режиссер и художественный руководитель театра обсуждают рабочие моменты предстоящей большой премьеры

Как рассказал в эксклюзивном интервью ИА «НЖ» сам Сергей Левицкий, тема пьесы более чем актуальна, а сама история очень близка многим людям.

«Когда мне позвонили из театра, был запрос на какое-то большое серьёзное классическое произведение. И мы вместе с художественным руководителем Адилетом Акановым стали перебирать материалы. Одним из вариантов, на котором остановились – стал Шекспир. Я подумал: а почему бы и нет? Тем более, это мне лично близко, в контексте сегодняшних событий в мире, в контексте моей собственной жизни, в общем – это мой бэкграунд. Вот предложил – театр сказал: «окей, давайте сделаем!». Вот так «Ричард» оказался здесь», — рассказывает предысторию спектакля режиссер.

Сергей Левицкий требует от каждого актера полной самоотдачи

Сергей Левицкий — выпускник Восточно-Сибирской Академии культуры и искусств, а также режиссерской магистратуры школы-студии МХАТ при Центре им.Мейерхольда. В Казахстане работает уже второй год. До творческого союза с аймауытовцами успел поставить «Оптимистическую трагедию» по пьесе Всеволода Вишневского в алматинском ТЮЗе им. Габита Мусрепова. Работа над трагифарсом в Павлодаре стартовала еще в летом.

«Переговоры шли недели две, несколько раз приезжал, делал макет, представлял пространство, — все это на техсовете защищал, потом приезжал знакомиться с труппой. О каком-то большом кастинге речи не шло, потому что труппа не столь многочисленная, как в столичных театрах или городах с миллионами жителей. Тем не менее, здесь отличный состав, свои богатые традиции, уникальные артисты. А поскольку сама пьеса многолюдная, в ней заняты почти что все. Это потом уже были уточнения, перераспределения ролей и так далее. Одним словом — обычный рабочий процесс», — добавляет Сергей Левицкий.

В поисках новых образов

Главную роль в новой постановке режиссер доверил молодому, но уже достаточно опытному актеру — Бауыржану Манатбекулы. Это он весь спектакль перевоплощается из вроде бы любящего сына и отца семейства в настоящего психопата и убийцу. 

Во время репетиций исполнитель главной роли Бауыржан Манатбекулы потерял голос, но смог быстро восстановиться и вернулся на любимую сцену

«Конечно, раньше приходилось играть разные роли, но такой образ мне, если честно, выпал впервые. Ричард – очень сложный персонаж, с самого начала и до конца меняется его поведение, мысли, характер. Вроде он талантливый, но в тоже время злодей. Он идет к власти по головам – от одного убийства к другому… Есть сложности, но справляемся. Режиссер требовательный: ему важно, чтобы каждый актер четко понимал своего героя изнутри, был его реальным воплощением на сцене. И в тоже время даёт нам свободу действий, чтобы мы помогли еще больше раскрыть те или иные персонажи. Старт сезона, мы взялись под его началом за такую мощную работу, а это хороший стимул», — отмечает Бауыржан.

Роль королевы-матери играет заслуженный деятель культуры Казахстана, несравненная Талжибек Атамбек. Побывав на репетиции, в очередной раз убеждаешься в необыкновенном таланте этой актрисы, которая работает в театре Аймауытова со дня основания, и воплотила на павлодарской сцене образы многих величайших женщин – героинь произведений легендарных драматургов.     

Роль королевы-матери исполняет Заслуженный деятель культуры Казахстана, несравненная Талжибек Атамбек

Еще один центральный персонаж — супруга короля. Этот образ отлично подошел Еркежан Толеубек.

«Мы все очень глубоко и хорошо знаем нашу национальную казахскую драматургию, но, обучаясь актерскому мастерству, конечно, знакомились с мировой и европейской классикой. Внимательно читали, обсуждали, разбирали. Благодарна режиссеру, что доверил воплотить роль супруги Ричарда. Это большое испытание и ответственность одновременно: ведь как женщина и мать все через сердце пропускаешь, дети покидают этот мир один за другим, столько горя и переживаний. Она такая высокомерная, в ее руках власть, чувствует себя выше всех, но в финале лишается всего, что было. Сейчас в соцсетях читаешь, сколько горя происходит вокруг, думаешь, а ведь ничего с тех пор не изменилось: жажда власти, пропасть между богатыми и бедными, интриги внутри элиты, месть, бытовое насилие и жестокие убийства, братоубийственные воины, — все повторяется. Очень печалит, что люди не делают выводов из прошлого», — размышляет Еркежан Толеубек.  

Актеры слушают предложения и замечания режиссера, и активно обсуждают каждую деталь

Несколько лет назад актриса видела эту трагедию в исполнении труппы молодежного театра «Дарига-ай» в Семее. Шекспировского Ричарда там поставила режиссер из Астаны – Дина Куананбай.

«У каждого есть свой подход и особый почерк. Вроде произведение одно, а вот режиссерские мысли и шаги – совсем разные. Это и то, как он понимает и раскрывает героев, как видит актеров в том или ином образе, трансформирует и как конструирует диалог», — отмечает Еркежан.

Еркежан Толеубек играет роль жены Ричарда III, и как все в этой пьесе становится жертвой дворцовых интриг, предательств и мести

Из прошлого – в настоящее

Показать свой новый спектакль аймауытовцы планировали еще 10 ноября, однако по объективным причинам перенесли на 24 и 25 ноября. Администрация извинилась перед зрителями, которые успели заранее купить билеты. Причину скрывать не стали – исполнитель главной роли потерял голос, на восстановление потребовалось время. Как говорится – это жизнь, потому все отнеслись с пониманием. Сейчас Бауыржан Манатбекулы вновь в строю, и в театре во всю идут репетиции.

Эта пауза, можно сказать, дала режиссеру, техперсоналу и самим артистам дополнительный «коридор», чтобы еще лучше настроится и отшлифовать все мелочи. Постановка сопровождается живой музыкой от симфонического оркестра под руководством нашего знаменитого маэстро Болата Рахимжанова.    

Финальные сцены полны слез и трагедий

Как отмечается в аннотации спектакля, «Ричард III» в исполнении артистов театра Аймауытова – это не ретроспектива исторических событий 16 века, описанных в пьесе, а, скорее, попытка через шекспировский текст осмыслить сегодняшний день и сегодняшнее состояние нашего общества, мнящего себя цивилизованным».

«Это острое и изобретательное высказывание на тему природы возникновения человеческого зла и тирании. Авторы спектакля задаются вопросом: появляются ли тираны, от которых страдает общество, вопреки ему, либо же само общество порождает их путем агрессивного неприятия к тому, кто «другой», к тому, кого объявляют «лишним»? «Ричард III» — яркий, мощный, полный страсти и эмоций спектакль, играющийся на актуальном сценическом языке в современной театральной форме», — сообщается в кратком описании к премьере.

Звук, свет, музыка — вся творческая группа и технические специалисты с утра до вечера отшлифовывают каждую деталь

Декорации в спектакле – это как сплошной железный бункер. Металлические решетки, кресла, столы, кровати, а еще – лазерный факсимильный телефонный аппарат, что переносит происходящее из прошлого в 21 век. На генпрогоны актеры, как водится, выходят уже в полном обмундировании. Наблюдая за действиями на сцене, понимаешь, как это тоже непросто — почти 1,5 часа ходить под софитами в кожаных плащах и обтягивающих брюках.

По объему текста «Ричард III» из рода Йорков обогнал «Гамлета». Это историческая хроника — самая обширная из пьес Шекспира. Всего в ней 3603 стиха, 1128 из которых – реплики самого Ричарда. 

Режиссер дает последние наставления перед большой премьерой, делится предложениями, критикует, хвалит и желает всей команде успешного выступления

«Шекспир — это совершенно гениальный, выдающийся текст. Сам автор — остроумный, очень тонкий, внимательный, изобретательный. У меня в оригинале на русском варианте было 155 страниц, а қазақша получилось 170 чистого текста. Очень круто всё перевел Мирас Абил. Но мы, конечно, сократили кое-что с ребятами, убрали лишние линии, то, что по нашему замыслу не нужно. Но история и суть сюжета остались. Еще мы убрали все упоминания, касающиеся специфики 16 века. Потому что мы эту историю играем и переживаем сегодня и сейчас, то есть в не очень дифференцированном времени. Все, что мы показываем — происходит на наших глазах, сейчас. Поэтому все, что касается клинков и прочей атрибутики, — этого здесь вы не увидите», — ввел в курс своей задумки режиссер постановки.       

Юные артисты участвуют в каждой репетиции и также внимательно слушают режиссера

37-летний Сергей Левицкий выступает в спектакле не только как режиссер, но и как художник-сценограф, художник по костюмам и свету. Он почти днюет и ночует в театре. Продолжительность постановки — один час и сорок минут, без антракта. Зрителям надо иметь в виду, что по новым правилам на некоторые спектакли в Казахстане действуют возрастные ограничения. На «Ричарда III» допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста.