Понедельник, 30 декабря
Меню

Город черной нефти и садов (Баку глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 245
Город черной нефти и садов (Баку глазами казахстанца)
фото автора

Часть 3. Приморский бульвар

Вновь беспокойно Каспийское море,
Гонит волну за волной на боку.
Вдоль побережья, доступного взору,
Встал с богатырской осанкой Баку.

/Алексис Хургинас, Литва – «Родник огня»/

До самого начала прошлого века весь берег в Баку был плотно застроен многочисленными причалами с судами разного калибра, складами, времянками, стихийными рынками. Место было грязное, неприятное и совсем не для прогулок.

Но потом город начал приобретать европейский вид, в центре Баку стали стремительно расти фешенебельные особняки, и в конце концов дело дошло до благоустройства берега. В 2009 году было торжественно отмечено столетие Приморского бульвара, однако его история гораздо длиннее.

До середины XIX века старую часть Баку со стороны Каспийского моря защищала стена, на месте которой, собственно, мы видим сегодня Приморский бульвар. Однако разговоры о том, что Баку необходима набережная, шли уже тогда и обсуждались разные варианты.

Сначала за крепостной стеной, которая окружала Старый город (Ичери-шехер) со стороны моря, предусматривалось проложить улицу небывалой для того времени ширины — 18 метров. С одной стороны, эту улицу ограничивала бы крепостная стена, а с другой задние фасады зданий. Но при значительных в этом случае перепадах высот новая улица не могла сыграть существенной роли в городе и была бы архитектурно невыразительной.

Поэтому в 1865 году было подано ходатайство на снос участка старой крепостной стены, который отделял Ичери-шехер от морского побережья и «своей бесполезностью препятствовал свободному движению воздуха».

Однако сразу после сноса стены стала ощущаться необходимость в архитектурном оформлении набережной. Поэтому деньги, вырученные от продажи камня снесенной стены (44 тысячи рублей), были «употреблены на сооружение пристани, — писали газеты тех лет, — и изящной каменной набережной, вскоре украсившейся рядом красивых частных домов».

Поначалу вдоль берега оставили пространство шириной лишь в 30 метров, которое и стали использовать в качестве набережной. Вдоль нее возводились здания в мавританском стиле. А вокруг все еще функционировали склады с товарами, предназначенными для торговли с персами и пристани для пароходов…

Всерьез за превращение набережной в современную транспортную магистраль, а также в место отдыха и городской парк местные власти взялись только в 1909 году, и эта дата считается официальным годом «рождения» Приморского бульвара. Как сообщала газета «Каспий» в № 77 за 1909 год: «На устройство бульвара на набережной Дума ассигновала 10 тыс. рублей».

Первый 150-метровый участок более-менее приличной набережной был открыт для публики в том же 1909 году. Впоследствии Приморский бульвар рос в длину и в ширину по мере отступления Каспия.

В наши дни Приморский бульвар – это, безусловно, жемчужина Баку и одна из его визитных карточек, своего рода морской фасад города, определяющий лицо столицы Азербайджана. Его не зря сравнивают со всемирно известным бульваром Копакабана в Рио-де-Жанейро или Променадом дез Англе в Ницце.

Но Приморский бульвар в Баку, конечно же, неповторим. Это отнюдь не унылая полоса асфальта под палящим солнцем, а действительно суперсовременная набережная, которая растянулась почти на 30 километров вдоль берега моря. На всем пространстве бульвара расположены уютные тенистые аллеи, прорыты каналы, сродни венецианским, разбиты цветники, устроены кафе под открытым небом. Здесь высажены редкие виды деревьев, кустарников и растений, и с традиционными деревьями соседствуют экзотические баобабы и кактусы. На бакинской набережной никто никуда не торопится, особенно по вечерам.

Вечером, когда немного спадает дневной зной, бульвар расцветает и кажется, что весь Баку собрался на берегу моря. Многие гуляют семьями, бродят туристы и влюбленные парочки, отдыхают на лавочках пенсионеры. Тут есть все возможности отлично провести время.

На Приморском бульваре можно увидеть даже настоящую парашютную вышку —  напоминающую по форме вышку нефтяную. Это необычное сооружение высотой в 75 метров было установлено в 1936 году в качестве, как сказали бы в наше время, средства для экстремального развлечения.

Но тогда, в 30-е годы, прыгать с вышки считалось почетным делом, ибо отношение к начальной военной подготовке молодежи было, как известно, куда как более серьезное. Всего имелось четыре отметки на высотах 10, 20, 25 и 60 метров, а парашют имел постоянный купол, который не изменялся и не складывался.

Правда, в 60-х годах, после трагического случая, парашютная вышка все же сменила свое предназначение, превратившись в безмолвный ориентир и узнаваемую городскую достопримечательность.

Сегодня Приморский бульвар в Баку имеет государственное значение – совсем как Красная площадь в Москве, Крещатик в Украине или площадь Святого Петра в Ватикане. Распоряжением третьего президента Азербайджана Гейдара Алиева от 29 декабря 1998 года Приморскому бульвару был придан статус Национального парка.

А указом четвертого президента страны Ильхама Алиева от 10 января 2008 года, учитывая значение Приморского бульвара для истории, культуры и экологии столицы Азербайджанской Республики, было создано Управление Приморского бульвара при Кабинете министров. В соответствии с этим документом Приморский бульвар начали капитально благоустраивать и реконструировать, а деньги на реконструкцию выделила мэрия Баку.

К сожалению, в наши дни на бакинской набережной уже не купаются (плавающей нефти в море вроде бы и не видно, но нефтяные вышки, если приглядеться, можно разглядеть на горизонте). Осталась только хорошая традиция пить чай на свежем воздухе в многочисленных кафе на Приморском бульваре. Отсюда в море уходит несколько пирсов, часть из которых имеют свободный доступ. После чая так и тянет прогуляться по ним, вдыхая свежий морской бриз, и подумать о чем-то своем, вглядываясь в глубины Каспийского моря.

Отсюда, к слову, хорошо наблюдать за паромами, заходящими в бакинский порт. Они работают на паромных линиях Баку-Туркменбаши (Туркменистан) и Баку-Актау (Казахстан), и перевозят железнодорожные вагоны, автомобили и пассажиров. Линии довольно оживленные, порт обслуживает по два-три парома в день.

Продолжение следует…