Пятница, 3 января
Меню

Пушкин, Ленин и космонавты

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1401
Пушкин, Ленин и космонавты

10 февраля (по новому стилю, 29 января по старому стилю) 2017 года исполняется 180 лет со дня гибели великого поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Об этом мало кто знает, но памятник гению, почитаемому во всем мире, есть и в Павлодаре. Только доступен он не всем. Потому что расположен на территории предприятия, вход в которое – строго по пропускам. В промзоне Павлодара, за ограждением ТЭЦ-2, которой в минувшем году исполнилось 55 лет, раскинулся небольшой уютный парк. В разных уголках сада с соснами, кленами, березами и яблонями стоят несколько парковых скульптур, чей возраст – тоже более полувека.

Здесь и задумчивый Пушкин, и вождь мирового пролетариата, дедушка Ленин, читающий девочке книжку, и парная статуя, символизирующая освоение космоса: пуск ТЭЦ-2 пришелся на 1961 год – год запуска первого человека на орбиту Земли. Есть и изумительная мозаичная картина во всю стену одного из корпусов, тоже на космическую тему.
Для меня увидеть эти скульптуры было чем-то удивительным и ожидаемым. Об этих статуях когда-то рассказывал мне отец: в 1965 году 16-летним пареньком он некоторое время работал на ТЭЦ-2 и запомнил в парке на территории станции и Ленина, и Пушкина, и «космонавтов». Папа с юности был увлечен искусством, и, несмотря на выбор технической специальности, всегда оставался верен себе: прекрасное не укрывалось от его взгляда. Он с точностью описывал, где стояли скульптуры, как они выглядели, и какое впечатление производили.

Просто так на станцию попасть нельзя – режимный объект. Помогла профессия журналиста: спустя полвека после отца я оказалась на ТЭЦ-2 – по работе. Говорили о модернизации. Но помимо прочего, я попросила показать мне и статуи. Мне выделили сопровождающего и провели мини-экскурсию по парку.
И в межсезонье, и зимой сад производит чудесное впечатление. Архитектура парка достаточно продумана. А памятники эпохи соцреализма и сегодня не теряют актуальности в рамках задачи парковой скульптуры – поддерживать композицию сада, украшать сквер на производстве.
Своими впечатлениями поделились ветераны отрасли. Заслуженный энергетик, кавалер ордена «Знак Почета», возглавлявший котельный цех ТЭЦ-3 Юрий Разживин начинал свой трудовой путь на ТЭЦ-2. Сейчас Юрий Михайлович на пенсии, но говорит, что прекрасно знает статуи парка ТЭЦ-2.

– Памятник Ленину особо отчетливо помню – по дороге в столовую идешь, как раз мимо Ильича. Приятно, что делали это все специально для людей, чтобы рабочие могли погулять, отдохнуть. Там был и сейчас есть очень хороший ухоженный сад, – отмечает он.
Павлодарец Асылбек Молдакимов лучшие годы жизни отдал энергетике, отработал 43 года на ТЭЦ-2. Он также с теплом говорит о станции и о парке родного предприятия.
– Я смотрю с балкона своего дома и вижу дымовую трубу и крышу турбинного цеха. Пришел работать монтером на ТЭЦ-2 в 1973 году, когда станцию возглавлял Александр Зырянов. И знаю, что статуи были установлены раньше, еще при директоре Кириллове. Всегда ухоженные скульптуры, алюминиевой пудрой были покрашены. Содержались в хорошем состоянии, за ними следили не только во время субботников – были сотрудники, ответственные за порядок в нашем сквере. В парке и скамейки есть, можно отдохнуть. Газоны засеяны зеленой травой. А раньше и фонтан был! Я бывал на всех павлодарских ТЭЦ. На ТЭЦ-1 тоже есть парк, но с нашим садом на ТЭЦ-2, я считаю, не сравнится.

Появился этот парк, по сведению старейших работников ТЭЦ-2, при директоре Анатолии Кириллове. Известно, что он с семьей уехал из Павлодара. Однако воспоминаниями поделилась бывшая сотрудника ТЭЦ-2, пенсионерка Валерия Фирсова. Валерия Ефимовна 30 лет отработала на станции и в свое время была дружна с Кирилловыми.
– Я приступила к работе в должности инженера в производственно-техническом отделе на ТЭЦ-2 с 13 февраля 1964 года. Супруга директора станции Кириллова работала в нашем отделе. Кирилловы уехала из Павлодара в 70-х, и первое время мы переписывались. А вспоминая о годах дружбы в Павлодаре, могу рассказать вот что. Я знаю, что идея создания этого парка полностью принадлежит Анатолию Степановичу Кириллову, он тогда возглавлял ТЭЦ-2. Высокоинтеллигентный человек, он очень любил красоту, природу, интересовался искусством. Скажу, что не каждый руководитель так заботится о своем предприятии, о сотрудниках, как он. Ведь это все делалось для нас – чтобы во время обеда мы могли отдохнуть в настоящем сквере. И если мы вдали от городских парков и не можем там прогуляться, то парк должен быть у нас на территории предприятия. Время было очень демократичное – начальство и простые сотрудники не просто общались по работе, а дружили. Например, могли после работы большим коллективом отправиться вместе на пляж или за грибами.
Фирсова поясняет, что Кириллов сразу же после пуска станции в 1961 году, разобравшись с наладкой, приступил к реализации своей идеи о сквере на станции. Чтобы в парке не только красивые растения – деревья и цветы, но и скульптуры появились.

– Откуда взялись эти статуи, он не рассказывал, – продолжает тему Валерия Фирсова. – Никто и не знал: по-моему, по молодости просто не интересовались. По срокам – в 1962–1963 годах они были установлены. Панно появилось гораздо позже. Сад постоянно поддерживали, много внимания уделяли. Мы даже фотографировались на фоне памятника Пушкину. Может, где-то в архиве есть и этот снимок…
Точное авторство скульптур на станции не сохранилось. Я обратилась к ветерану труда, художнику и скульптору Зое Соболевой. Вдова известного мастера монументального искусства, скульптора Ивана Лопатина пояснила, что в те годы она с мужем действительно работала в Павлодарских художественно-промышленных мастерских. Просмотрев архивные материалы, она уточнила: «Нет, Лопатин эти статуи не делал – это не его работы».
А искусствовед, главный хранитель фондов Павлодарского областного художественного музея Елена Дубовая предположила, что статуи на ТЭЦ-2 все же могут быть местного исполнения.
– Несколько лет тому назад Раиса Константиновна Ячменева-Антошкина передала в дар музею работы своего брата Ивана Константиновича Антошкина, 1931 года рождения, художника родом из Иртышска. Вот он делал скульптуры для парка. Об этом говорила Антонина Илларионовна Бибина, ведущий специалист отдела фондов, более тридцати лет посвятившая музею. По ее словам, Антошкин не входил в промышленно-художественные мастерские, но работал для парков. Не исключено, что эти статуи мог исполнить он.
Историк-краевед Эрнест Соколкин отметил, что о сквере знал, но пролить свет на происхождение статуй не может. Однозначного ответа нет.
– Установка статуй на территории предприятий, как правило, не была в ведении городских или областных властей и культурных организаций. Это скорее внутренние дела станций, отраслевые. Может, в свое время они эти статуи из Москвы получили, а может, действительно, наши авторы делали, – сказал Эрнест Дмитриевич.
Историки утверждают, что в 1957 году группу скульптур передали в дар нашему городу московские студенты. К целинному краю тогда было обращено большое внимание. В «подарочном наборе» были и известные фигуры – медведи, львы, слоненок, лисица с журавлем и старик с золотой рыбкой, которые можно и сегодня увидеть в Ленпарке. Были и те, что остались лишь в памяти и на фото: Маяковский, стоявший у входа в горсад, там же и балерина. Кудрявый Володя Ульянов возле 108-й (ныне 43-й) школы, а также читающий мальчуган, сидевший у детской библиотеки по улице Луначарского. «Ласточка» – парная фигура юных гибких пловцов на набережной, футболист у стадиона, Ломоносов у пединститута и т.п. Какие-то статуи пришли в негодность или стали жертвами вандалов и канули в небытие. А некоторые, увы, как сквозь землю провалились – и это не просто фигура речи.
В этом контексте статуям на ТЭЦ-2 повезло несказанно больше. На закрытом от посторонних, стратегически важном объекте эти статуи не просто уцелели в водовороте переменчивых бурных 90-х, но и сохранились до сегодняшнего дня. Они не стали камнем преткновения в спорах о целесообразности тех или иных свидетельств истории. Художественной, музейной ценности эти статуи не представляют. Сходят слои краски, ветшает материал. Уходят в прошлое люди, которые задумывали этот парк и мастерили эти статуи. И все же о скульптурах заботятся, чистят и подкрашивают, чтобы они и дальше, как и было задумано, радовали взгляд работников станции. Зимой их обрамляют тонкие ветви в пушистых снежных. А летом – сочная зелень сада. Но краше всего парк станции выглядит весной.
-Трава зеленеет, ветерок в цветах шумит, – вспоминает Асылбек Молдакимов. – Я энергетик, а не поэт, писатель или художник – и не могу передать. Но этот момент просто надо видеть. Деревья будто обнимают эти статуи. Какая это красота, когда в саду на ТЭЦ-2 весной цветут яблони-ранетки!
Ирина Ковалёва, фото автора, газета «Наша Жизнь» №6, 09.02.17

P.S. Если нашим читателям известны интересные детали и подробности этой истории: точная информация о создании скульптур и мозаичного панно парка ТЭЦ-2, а также фотоснимки того периода, поделитесь своими открытиями с редакцией.