Часть подполковников из УБОП, ходивших вымогать 50 тыс. долларов у известного доктора, на скамье подсудимых, другая часть ничего не помнит, на свободе, в декрете, сообщает Ratel.kz.
В павлодарском уголовном суде закончился допрос свидетелей, рассказывавших о приставаниях группы борцов с организованной преступностью к владельцу известной клиники Николаю Онипко. И теперь мы можем написать – что они поведали, потому что раньше судья запрещал, резонно заметив, что свидетели могут увидеть показания друг друга, а этого допустить нельзя. Напомним, в клетке для арестованных сидят бывшие теперь замначальника управления по борьбе с организованной преступностью департамента полиции Павлодарской области подполковником Асхат Байсекенов и старший оперуполномоченный УБОП подполковник Арман Калыков. Они были задержаны с поличным, когда получали от Онипко, у которого обнаружилось российское гражданство, 50 тысяч долларов «за непривлечение к ответственности». При задержании кто-то из них до крови покусал сотрудника ДКНБ.
Всего Онипко окучивали не два, а четыре подполковника из УБОП. Помимо Байсекенова под домом доктора ходили также замначальника УБОП Руслан Ауесхан и начальник отдела по борьбе с торговлей людьми и защите участников уголовного процесса подполковним Азамат Таскарин. Ауесхан также поехал с Байсекиным в клинику Онипко и, по словам ее владельца, вместе с коллегой получил пинков от его жены, Натальи Горбуновой, когда зажал доктора в подсобке среди швабр и не выпускал на операцию. А после окончания операции супруга доктора отбила мужа от полицейских еще раз, когда те подкараулили его на больничной автомойке и попытались увести неведомо куда. Тогда же Горбунова сфотографировала парочку, о чем сообщила суду.
Посмотрев на это фото, корреспондент Ratel.kz опознала на нем рядом с Байсекеновым Ауесхана. А до этого участники процесса называли его не иначе как «мужчина в очках». Зато после того, как фото с фамилиями запечатленных на ней двух замов УБОП появилось на нашем сайте, прозрела свидетель обвинения Арайлым Ергазина — начальник отдела миграционной службы управления полиции Павлодара. Давая показания во время следствия, Ергазина говорила, что о наличии двойного гражданства у Онипко ей приходил сообщить один Асхат, который использовал ее «как рычаг, чтобы напугать Онипко». После выхода публикации Ергазина призналась суду, что к ней приходили двое. Второго, мол, она раньше не знала, но, увидев фотов интернете, поняла, кто это был.
Руслан Ауесхан, давая свидетельские показания в суде, сообщил, что поехал с Байсекеновым в клинику, чтобы вдвоем доставить Онипко в миграционную службу, ни в подсобке, ни у дома доктора не был.
— Онипко показывал это помещение, я не понял – почему показывал? – сказал подполковник про подсобку со швабрами. — Я там не был. Асхат и Онипко там разговаривали. Я был в кабинете. А они спустились по лестнице на второй этаж в подсобное помещение. Я думал, Онипко переодеваться туда идет, чтобы с нами проехать.
— Вы посещали дом, где проживает Онипко? – спросила представитель потерпевшего.
— Нет, я даже не знаю, где он живет, — ответил подполковник.
— По данному факту вы привлекались к дисциплинарной ответственности?
— Да, меня освободили от занимаемой должности.
— Основание какое было?
— Не знаю даже. Я даже не читал, можете запрос сделать. Освободили и освободили.
— Вы сейчас на вопрос представителя потерпевшего ответили, что домой к Онипко не приезжали. Это точно? – спросила адвокат подсудимого Калыкова.
— Точно. Да, точно, — ответил Ауесхан.
На видео: как руководители УБОП «не приезжали» к дому Онипко.
— Вот я сейчас зачитаю протокол вашего допроса, — предложила представитель потерпевшего.
— Я вот вспомнил, да, ездили домой, — сказал Ауесхан. — Я забыл. Я к дому не подходил, Асхат с Азаматом ходили, я стоял в стороне и курил.
— Онипко заявил, что в подсобке вы вместе с Байсекеновым были, — сказал судья Орнек Абжапаров. – Если не было такого, тогда объясните, пожалуйста, вы что, каждый раз ходите Байсекенова поддерживать? Он вам друг?
— Когда на работе просят, я со всеми хожу, — признался Ауесхан.
— Я понимаю, конкретно — если засада, я знаю, чем вы занимаетесь, — сказал судья. — Но вы же ходили к руководству клиники, а не бандитов ловить. Если вы установили, что у человека имеется двойное гражданство, вы, будучи заместителями начальника УБОП, какие-либо процессуальные действия вправе осуществлять?
Подполковник Азамат Таскарин по-прежнему занимает должность начальника отдела по борьбе с торговлей людьми. Он бросился на место задержания, когда стало известно, что Байсекенова с Калыковым взяли с поличным сотрудники ДКНБ. Злые языки утверждали — отбивать. А в суд для дачи показаний подполковник не являлся, заявляя, что сидит с ребенком (сразу после задержания Таскарин ушел в декретный отпуск). Гособвинитель Баймагамбетов сделал заявление, что отказывается от допроса этого свидетеля. Судья вынес постановление о принудительном приводе и возложил исполнение на коллег подполковника.
— Знаете где проживает Николай Николаевич Онипко? – спросил у этого подполковника гособвинитель.
— Не знаю, — ответил тот.
-13 марта по адресу Усолка, 51 ездили?
— Ездил.
— С кем? Зачем?
— Не помню с кем.
— Для чего ездили?
— Тоже не помню.