Пятница, 3 января
Меню

Упрощение – мать учения?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1179
Упрощение – мать учения?

Отныне получить водительское удостоверение с самыми популярными категориями «А» и «В», а также подкатегорий «А1» и «В1», теперь можно не учась в автошколе, а положившись исключительно на самоподготовку. Именно такие изменения в правила подготовки водителей автотранспорта с 7 июня вступили в силу. Кого-то новшество обрадовало – ведь можно сэкономить деньги, а других напугала перспектива массового выпуска на улицы города «водителей-камикадзе».

В нашем городе спецЦОН начал работать с декабря 2014 года. За это время многие павлодарцы оценили его удобство. Ведь в одном здании можно получить справки нарколога и психиатра, и пройти сам экзамен, состоящий из теоретической (40 вопросов теста за компьютером) и практической части (12 упражнений на автодроме), а затем здесь же, через пару часов, получить и готовенькое водительское удостоверение. Но когда дело дошло до очередного «упрощения» — необязательности обучения в автошколе на категории «А» и «В» и подкатегории «А1» и «В1» — многие восприняли это как официальное согласие на выпуск на дорогу этаких ходячих экстремальных обстоятельств «на колесах». Хоть и, справедливости ради отметим, традиционное обучение в автошколах не упразднили.

Между тем, как считает директор департамента «ЦОН» филиала НАО «ГК» Правительство для граждан» по Павлодарской области Жаннат Нуржауова, практический экзамен должен стать естественным фильтром от плохо подготовленных самоучек.

— Думаю, разработчики этого закона тоже очень хорошо думали, когда его создавали. Посмотрели, оценили и сделали вывод, что человек, который гоняет где-нибудь по степи, просто не сможет сдать на автодроме, где нужно четко знать правила, — говорит директор филиала. – Чтобы проехать ту же «змейку», нужно тоже определенные правила знать. Да, он там в степи ее делал, но проедет ли он «змейку» на автодроме? Да, на горку заезжать, но сможет ли остановиться и продолжить движение, не откатившись назад – ведь сзади тоже машина может стоять. Все эти навыки нужно хорошо знать, чтобы сдать экзамен на автодроме.

Соблюсти же прозрачность в этом, по словам Жаннат Нуржауовой, должны помочь многочисленные датчики, установленные и под асфальтом, и на самой машине, запрограммированные на определенные ошибки. Также против «человеческого фактора» сыграет и система видеонаблюдения.

— Везде в ЦОНах находятся камеры, в том числе, и в машине. При этом все они выведены в Астану, в Ситуационный центр, где за этим наблюдают конкретные специалисты. Камера направлена как раз на место водителя — то есть, кто за рулем, видно сразу. Если человек не сдал экзамен, он обязан покинуть водительское место и за него садится инструктор по вождению, который возвращает машину на место.

Однако не все видят только позитивные ноты в нововведении. К примеру, насторожено отнесся к нему руководитель павлодарской автошколы «Союз водителей автотранспортных средств» Анатолий Черный, имеющий большой опыт обучения вождению. Он занимается этим еще с 1972 года, начинал с работы преподавателем в ДОСААФе. На вопрос, не спровоцирует ли нововведение появление на улицах массы самоучек, которые будут создавать ДТП, уверено отвечает – этого и стоит ожидать.

— Это не «может быть», а это «будет». Так можно и о школе сказать — зачем человеку вообще 11 классов учиться, если можно все в интернете выучить, — удивляется он. — Да, человек может освоить некоторые маневры, но всем навыкам он сам не научится. Вот сейчас я женщину учил. Она говорит: «Меня муж обучал на автодроме, все, я умею ездить». Ехали с ней, загорелся зеленый сигнал светофора — она остановилась. Спрашиваю ее, зачем? А она: «А что, нельзя что ли?». И дальше пошло — а что мне тут делать, а что тут. Или вот взять те же кольца на выезде – Химовское или аэропортовское – как там только не проезжают. Одни едут направо, включают левый указатель поворота, другие наоборот, а кто-то вовсе без указателя поворота. А ведь в правилах написано, что при любом изменении направления движения водитель должен включать указатель поворота. Всех этих нюансов нет на автодроме, и их трудно изучить самому. Опыт вождения по городу должен быть – в этом я уверен стопроцентно.

Таким образом, по мнению Анатолия Черного, несмотря на всю зубрежку курсантом теории и освоение определенного перечня основных упражнений, нужных на практическом экзамене, которые он заранее, к примеру, «накатает» где-нибудь с «дядей» за городом, он все равно окажется не готовым перед реальной дорожной средой. Хотя по факту будет при этом полноценным участником движения с водительским удостоверением на руках.

Добавим, как поделилась Жаннат Нуржауова, в дальнейшем в спецЦОНе предполагается предоставлять услугу – возможность на платной основе получить практические навыки на автодроме учреждения.

— Предусматривается в будущем, что мы сможем автодром предоставлять для получения практических навыков. Если человек не ходит, например, в автошколу, не имеет практики, ему можно дать возможность потренироваться самостоятельно до экзаменов, — говорит она. — В других спецЦОНах, в Астане, Алматы, Караганде, это уже действует. Просто сейчас само наше здание находится не на балансе спецЦОНа, поэтому мы по закону не имеем права оказывать такие услуги. Это будет платно — для юридических лиц одни тарифы, для физических другие. В данный момент идет этот процесс передачи, и как только мы примем его на баланс, у нас появится такая возможность.

Между тем, большинство павлодарских частных автошкол такую услугу – этакие разовые выезды по городу — оказывать не хотят. Хотя желающие воспользоваться есть. Как объясняет Анатолий Черный, причина тут вот в чем. При классическом обучении курсанты получают сначала теорию, со всеми нововведениями в ПДД и разными спорными моментами. И в итоге, когда выезжают на настоящий асфальт, они уже более-менее подготовлены. Самоучек же, как менее подготовленных, попросту побоятся брать – рискованно.

— Прежде чем взять на вождение, человек минимум месяц ходит на занятия, слушает теорию, где мы все ему рассказываем: про то же сцепление, для чего оно служит, и про то, как тормозить — и только потом он переходит к практике. А здесь я ему должен рассказывать и теорию, и практику. Он же приходит и даже никаких дорожных знаков не знает. А ведь как раз в городе, где он легко может нарушить правила или устроить аварию, ему и нужно учиться, — говорит Анатолий Черный. — Вот того человека, который это придумал, посадить его не на учебной машине с водителем самоучкой, получившим права в спецЦОНе – посмотрите, поедет он с ним или не поедет.

 К слову, передача руля человеку, не имеющему права на управление авто, наказывается штрафом в 15 МРП, и, собственно, в таком же объеме «попадает» и сам самоучка-водитель за то, что сел без прав за руль.

Поэтому остается только ждать, отправятся ли те, кто получит отказ на разовые уроки вождения в автошколе, «пополнять» своими нарушениями местный бюджет, в лучшем случае, а в худшем – увеличивать количество ДТП. Или все же выберут классический вариант обучения.

Как говорится — «статистика покажет». Не хотелось бы, чтобы при этом были жертвы.

Константин Власенко, газета «Наша Жизнь» №24, 16.06.16