Четверг, 2 января
Меню

Больной сустав? Заменим!

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 7812
Больной сустав? Заменим!

Высокоспециализированная медицинская помощь (ВСМП) в области травматологии у нас стала оказываться сравнительно недавно, однако уже сотни пациентов смогли кардинально улучшить свое состояние, не выезжая за пределы региона. Уже пятый год в областной больнице им. Г. Султанова проводятся операции по замене тазобедренных суставов, и третий год – по замене коленных суставов. Причем совершенно бесплатно, по квоте. Подробнее об этом мы попросили рассказать Владимира Ивановича Макарова, заведующего травматологическим отделением областной больницы, врача высшей категории.

— Владимир Иванович, как стало возможным проводить такие сложные операции в областном центре, а не в республиканской клинике?

— Действительно, раньше такие операции были возможны только в некоторых центральных республиканских центрах. Однако они не могли покрыть потребность в проведении таких операций в полной мере, больные годами стояли в очередях. А что такое больной тазобедренный или коленный сустав? Это мучительная боль от каждого движения, даже в покое человек должен найти определенное положение, при  котором он чувствует себя более-менее комфортно. Обезболивающие препараты дают кратковременную передышку, к тому же привыкание к ним развивается быстро. Да и побочных эффектов у них хватает. Поэтому во всем мире давно принят «золотой стандарт» лечения таких больных – замена пораженного сустава на искусственный.

— Что это дает пациенту?

— Во-первых, практически сразу исчезает боль, восстанавливается подвижность, человек начинает передвигаться самостоятельно, постепенно возвращаясь к нормальной жизни, к жизни без постоянной боли. Однако стоит помнить, что строгое выполнение всех рекомендаций врача, соблюдение гигиены движения, когда сустав должен работать правильно – все это в значительной мере ускоряет процесс реабилитации и дает возможность практически полного восстановления работоспособности конечности. Поэтому положительный результат операции по эндопротезированию суставов нижних конечностей – это всегда совместная работа врача и пациента.

— Для проведения таких сложных операций наверняка требуется сложное современное оборудование? И необходимо уметь им пользоваться.

— Конечно. Наша больница приобрела необходимое оборудование в лизинг, а я прошел обучение в Илизаровском центре Кургана, НИИ ВТО, Ташкентском НИИТО, Омске, Томске – везде изучались и осваивались новые методики по лечению коленных, тазобедренных суставов, восстановительных и реконструктивных операций на скелетных и трубчатых костях.

Нужно сказать, что современная травматология очень широко использует технические достижения прогресса. От простых (на первый взгляд) шурупов, скоб до сложных в изготовлении и применении протезов различных суставов – все это сделано из современных материалов. И операционная травматолога может выглядеть как ремонтная мастерская, столько здесь блестящих никелированных «запчастей» человеческого тела.

— Травматология – это альфа и омега всей хирургии, — считает Владимир Иванович Макаров, и не зря. Если методики хирургических вмешательств при различных диагнозах отработаны до мелочей, то травма каждый раз уникальна. И врачу-травматологу приходится по ходу операции решать сложную головоломку. Буквально складывать пазл из косточек, чтобы они не только правильно срослись, но и полностью восстановили двигательную и другие функции. Ведь кости – это не просто скелет. Это основа всего организма, места прикрепления мышц, сухожилий, хранилище внутренних органов, которые тоже нередко поражаются при травмах. И травматолог обязан знать работу всех внутренних органов и систем – от головы до пяток. И, конечно же, уметь восстанавливать их работу.

Ведь врач обязан видеть человеческий организм в целом. И уметь устранять все его «поломки» с помощью современных материалов и приспособлений. К примеру, гамма-гвоздь позволяет восстановить шейку бедра пожилого человека так, что он встает на второй день после операции. Тогда как раньше этот диагноз был почти приговором, обрекающим человека доживать свой век в постели.

Бедро имеет мощную мышечную систему, которая, с одной стороны, предохраняет его от переломов, а с другой — способствует смещению отломков при переломе. Как внутрисуставные, так и внесуставные переломы шейки бедра чаще бывают у людей пожилого возраста. При этом больные жалуются на боли в области тазобедренного сустава, в паховой области, которые в состоянии покоя выражены не резко. Нога с переломом вывернута наружу (особенно сильно это выражено при внесуставных переломах) и укорочена на несколько сантиметров. Активные движения в поврежденной ноге невозможны, человек не может даже ее поднять.

Хирургическое лечение переломов шейки бедра — это поистине революционное достижение в травматологии. Раньше пожилые люди оставались абсолютно беспомощными, им грозили пролежни и разнообразные осложнения, вплоть до трагических. Остеопороз не является преградой для операции при переломах в любом возрасте, ведь он бывает не только у людей старше 50, но и у более молодых.

В последние годы, к счастью, медицинская наука шагнула далеко вперед. И мы уже научились заменять и коленные, и тазобедренные суставы. И делаем это совершенно бесплатно, в рамках квоты. На этот год, к примеру, нам выделена квота на замену коленных и тазобедренных суставов. Конечно, это еще не покрывает общей потребности, поэтому существует очередь на эти операции. Но если сравнивать с тем, что было еще несколько лет назад, то ситуация значительно улучшилась.

Надеюсь, что вскоре эти операции перейдут в разряд обыденных, как это уже произошло в странах Европы. И у них, и у нас средний возраст населения увеличивается, а с ним увеличиваются и возрастные заболевания. И наша задача – сделать так, чтобы с увеличением возраста качество жизни не ухудшалось. Замена больного сустава, который каждое движение делает затрудненным, болезненным, даже невозможным – настолько улучшает состояние пациента, что он возвращается к нормальной, активной жизни, практически забывая о болезни. Вспомните фигуриста Ягудина, хотя на него равняться я бы не советовал, все-таки он профессиональный спортсмен. А обычному человеку после такой операции всегда нужно помнить о гигиене движения, его механике, чтобы сустав работал правильно, без сверхнагрузок. От того, насколько правильно и добросовестно пациент выполняет все наши рекомендации, зависит ее успех.

У наших пациентов, перенесших такие операции, прекрасные отзывы. Мы ведь уже пятый год устанавливаем протезы тазобедренных суставов и третий – коленных, накопили определенный опыт. Сразу после операции мы проводим раннюю послеоперационную реабилитацию, объясняем, что и как нужно делать, подвижность восстанавливается на третьи сутки. Через полтора-два месяца мы вновь госпитализируем больного на курс реабилитации, включающий в себя физиотерапию на специальных аппаратах, которые больница приобрела для физиоотделения.

— Какие протезы суставов вы используете?

— Протезы суставов мы ставим очень хорошего качества, они изготовлены из титано-никель-хромированных сплавов по космическим технологиям американского и немецкого производства. Но, как я уже говорил, на всех их пока не хватает. На сегодняшний день нуждающихся в замене тазобедренных суставов около двухсот человек, около ста — коленных. Но очередь за последние два-три года значительно сократилась.

— А как попасть в эту очередь?

— Направление оформляет поликлиника по месту жительства. Однако в первую очередь нужно обратиться непосредственно ко мне, так как я веду отбор на плановые операции по замене тазобедренных и коленных суставов. И сделать это очень просто: ежедневно с 12 часов я веду прием в поликлинике областной больницы по адресу: ул. Щедрина, 63. Обращайтесь, и мы вам обязательно поможем.

Я бы хотел особенно подчеркнуть, что именно сейчас идет отбор больных для оперативного лечения крупных суставов, и больные имеют возможность получить бесплатный эндопротез уже в этом году.

— При каких диагнозах показана замена пораженного сустава?

— Деформирующий остеоартроз, ревматоидный, посттравматические артрозы, переломы шейки бедра, ложные суставы после переломов шейки бедра и так далее. Но окончательное решение о замене сустава принимает травматолог.

И вообще, за эти годы мы сделали не просто шажок, а прыжок вперед. Мы освоили столько новых операций, для которых применяем самые последние достижения медицинской науки и техники. В этом нам очень помогает позиция нашего главного врача Серыма Вахаповича Сыздыкова, который сам по специальности травматолог, заведовал нашим отделением, поэтому ему не нужно объяснять, насколько важно тратиться на отнюдь не дешевое оборудование, все эти металлические «запчасти» для наших пациентов. С помощью которых мы их ставим на ноги в буквальном смысле. К примеру, мы уже почти отошли от больших операций на трубчатых костях. Несколько винтов, металлическая пластина –и кость соединена через небольшие разрезы. Но не вслепую, а под рентгенологическим контролем специального аппарата БИОС делается закрытая репозиция, то есть соединение, всех отломков. И пациент быстро восстанавливается, потому что нет обильной кровопотери, нет долго заживающих швов, а кости надежно скреплены. После полного заживления металлические части легко удаляются в отделении амбулаторной хирургии, недавно открытом в областной больнице.

И я рад, что у нас в отделении подобрался дружный, работоспособный, слаженный коллектив, готовый к постоянному самосовершенствованию. На основной костяк составляют врачи Пороховой Андрей Ефимович, Байжуманов Дархан Балтабаевич, Байдаулетов Даният Амангельдинович, Лебедев Дмитрий Владимирович. Они уже добились хороших профессиональных успехов, но останавливаться на достигнутом и почивать на лаврах нам некогда.

Елена ВАСИЛЬЧЕНКО, фото автора, НЖ№7, 19.02.15