Пятница, 27 декабря
Меню

«Хорнады» — первая рок-опера Казахстана

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 14310
«Хорнады» — первая рок-опера Казахстана

Сюрпризом театрального сезона 2016 в Павлодарской области стал масштабный проект народного молодежного театра, посвященный 10-летнему юбилею «Променя», — рок-опера «Хорнады». Подготовка шла целый год, кастинги и репетиции – более полугода. Интригу театралы не раскрывали, но говорили: такого в Павлодаре еще не было. Премьера показала – это, действительно, событие казахстанской сцены в лучших бродвейских традициях. Зал аплодировал стоя.

Шоу-мюзикл «Хорнады» по пьесе П. Кальдерона «Жизнь — это сон» — это совместный проект Продюсерского центра «Carol Group» и народного театра «Промень». В мюзикле задействованы профессиональные танцоры, вокалисты и актеры, а также участник проекта «Хочу к Меладзе» и «Х-фактор». Это сборная хореографическая группа из лучших танцоров нашего города, вокальная группа «Алау».

Интрига сопровождает весь проект, с момента подготовки до кульминационных моментов и финала шоу. Сразу без объяснений – зрителя погрузили в действие. Я-то ознакомилась перед премьерой с содержанием старинной пьесы, по которой писали сценарий. И гадала – как все это средневековое хитросплетение будут разъяснять в песнях и танцах павлодарскому зрителю?

Труппа с задачей справилась. Диалоги и арии, танцы и поистине акробатические номера перемежаются динамично, заставляя публику в напряжении следить за развитием сюжета. Однако, когда пойдете на этот мюзикл, пробегите глазами по краткому содержанию пьесы Кальдерона. А потом — забудьте, все это вам расскажут по-новому.

«Жизнь есть сон» — пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барка, впервые представленная в 1635 году. В центре произведения — конфликт между судьбой и долгом, человеком и природой, властью и личностью. В оригинале пьесы Кальдерона отразились отголоски событий Смутного времени — тема наследника трона и народных восстаний тогда была актуальна. В общем, «скандалы, интриги, расследования» в духе темных веков.

Новое прочтение XXI века – иная трактовка. Любовь и смерть, добро и зло. Тогда и сейчас. Средневековые приключения и реалии сегодняшнего дня. Басилио стал Бенволио, добавилась прорицательница Зохна, а шпагу заменил пистолет. Да и любовная линия с финалом выстроены иначе, нежели в пьесе Кальдерона.

Высокомерный герцог, король, придворная провидица, красавицы-инфанты, невинное обманутое дитя и верный хитрец-слуга, и заточенный в башне наследный принц – все как полагается в средневековой пьесе. Конечно же, тайны — потерянный возлюбленный, пропавший отец, таинственный портрет, астрология и предсказания, зелье, погружающее в сон. Характеры персонажей очень яркие. А их чувства – подлинные. Честь и долг, любовь и расчет, месть и прощение. Переплетение сновидений и реальности, звериное и человеческое начало — жестокость в ответ на жестокость. И перемены, которые происходят с человеком, который постигает любовь.

 «Хорнада» с испанского – «жизненный путь человека, пройденный за день». Тема времени в постановке получила отдельную «роль»: механизмы души, философия мгновений и рока на сцене ощутимы. Это тиканье часов, шум шестеренок и наглядные образы деталей, которые отмеряют бег времени. Все меняется, но какими будут эти изменения и что они принесут – решает сам человек.

— Все песни оригинальные, — рассказал до начала мюзикла автора песен, павлодарский поэт Илья Приходченко. — Мне дали музыку и часть сюжета, поскольку сценарий был еще готов не полностью. Работали, так сказать, по сырцу. Мы с Денисом Аверьяновым сотрудничаем не впервые. Так я уже работал с ним в театре «Промень» на спектакле «Бурлеск», писал песни к «Ромео и Джульетте», несколько песен для детских сказок. Работа была не новая, но довольно-таки интересная. Посмотрим, что получится.

Получилась качественная постановка, отличное зрелищное шоу. Трагические и задорные песни, слова любви и жестокие признания передали стилистику средневековья, но были наполнены смыслом сегодняшних переживаний. Зрители, пришедшие поддержать отечественного производителя, признавались после премьеры – иной раз проскальзывала мысль: «Могут же наши!». После окончания шоу появилась ощущение, как детстве: жаль, когда сказка заканчивается — опустошение и наполненность одновременно. Все в зале затаили дыхание, и выдохнули лишь с финальными аккордами. Арии «Здесь все беда», «Счастье зыбко», «Жестокая судьба» и другие — однозначно будут хитами. Я, например, шла домой, напевая арию Зохны.

  О музыке стоит сказать отдельно. Вообще-то, мюзикл в Казахстане уже появлялся. Но создатели «Хорнад» настаивают: впервые подготовлен мюзикл для показа на сценах Казахстана и других стран.

— Это мелодии из старых мюзиклов, — поясняет автор идеи, вдохновитель, автор сценария, режиссер-постановщик проекта и актер-вокалист Денис Аверьянов. – Такой опыт в мировой практике уже имеется. Например, так был построен мюзикл «Мулен Руж». Мы адаптировали партии из других мюзиклов и рок-опер к нашей постановке. Записывал музыку московский оркестр.

Как поют в мюзикле короли, принцессы и герцогский состав? И снова у публики было ощущение, что перед ними заезжие звезды: настолько красиво звучали партии. А некоторые персонажи, поначалу слегка скованные, ближе к кульминации разошлись, и покорили артистизмом зал. Поэтому небольшие заминки зрители списали на премьерное волнение артистов.

В труппе мюзикла — актеры народного молодежного театра «Промень», хореографическая труппа, актеры-вокалисты. Солисты шоу-мюзикла Алмагуль Ташимова (солистка Павлодарской группы «Наташа и медведи», основатель и вокалистка группы «Алау»), Жанна Левенца, Магинур Карымсапова, Константин Костин (полуфиналист конкурса «Хочу к Меладзе» и участник «Х-фактор»), Станислав Холод (участник музыкального проекта композитора Игоря Крутого), Сергей Кошляк (ведущий актер театра «Промень»), актер мюзикла Сергей Обрезчиков (он же – автор эскизов костюмов в стиле стим-панк). И актер высшей категории РФ Денис Аверьянов – из всего состава профессиональным актером является только он. Это и поражает – на высшем уровне сработала вся команда.

Ну и о танцах. Работу танцоров и хореографа-постановщика можно сравнить с живой иллюстрацией сюжета на пределе человеческих возможностей. Любовь Яковлева, опытный хореограф, в свое время работавшая с Аллой Духовой, сделала нечто невероятное: танцевальная труппа отражала в движении любую смену настроения на сцене, усиливая напряжение, при этом не мешая следить за поющими артистами. Органичная, мощная хореография, порой переходящая грань, и превращающаяся в рискованные трюки в духе Цирка дю-Солей.

Пространство, цвет, свет, музыка, слова и движение слились в смелом эксперименте. Красочные костюмы, красивый вокал и хореография, масштаб декораций, световое шоу и визуальные спецэффекты последнего поколения – воплощать задумку в кризис оказалось не так просто. Одна из сложностей — финансирование проекта. Помогли спонсоры и меценаты, но в целом отечественный мюзикл, произведенный в Павлодаре, – на самоокупаемости. Впрочем, на качестве это никак не отразилось. Поверьте восхищенному зрителю.

— Требования к сцене — райдер, действительно, большой, — говорит Денис Аверьянов. – Это нужно, чтобы полностью воплотить эффектные превращения на сцене. Но если где-то не будет вращающейся конструкции сценического круга, предусмотрен другой вариант в сценарии для гастролей. Основная труппа – 25 человека: 16 танцоров и 9 актеров. К тому же, свой технический персонал свой – звукооператор, специалист по свету и т.д. В общей сложности гастрольная труппа — 35 человек. Все шероховатости премьеры будут отработаны, и в апреле на павлодарской сцене вы вновь увидите «Хорнады».

Потом – гастроли, договоренности уже есть. Это поездки по Павлодарской области, Экибастуз, Аксу. Затем Алматы, Астана и другие города Казахстана — Кокшетау, Караганда, Усть-Каменогорск, Семипалатинск. А там – в зарубежный тур: Омск, Новосибирск – и дальше.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора. НЖ№12, 24.03.16