Пятница, 27 декабря
Меню

Как полковник приручал генерала. Из истории отечественного угодничества. Часть 1

  • Ольга Воронько
  • 232
Как полковник приручал генерала. Из истории отечественного угодничества. Часть 1
Коллаж: Малик Кумарбеков

Может ли в Казахстане начальник департамента полиции наказать за махинации с тендерами подчиненного, который с особым рвением обеспечивает его быт. Риторическим вопросом задавался Ratel.kz.

После трагических январских событий, в результате которых лишился могущества и свободы Карим Масимов, следствие взялось за его двоюродного брата. Несмотря на то, что во время волнений Нурлан Масимов проявил себя очень достойно и не допустил в вверенной ему как коменданту области ни погромов, ни захвата оружия, 14 января 2022 года его освободили от должности. Тогда сказали, что по работе к нему претензий нет. Напомним, сейчас экс-начальника ДП обвиняют в том, что павлодарский бизнесмен Евгений Евкович за свой счет построил ему дачку на Алаколе, отремонтировал дом в Алматы, купил велотренажер и дизельный генератор для лыжной базы в селе Павлодарское, где во время пандемии жил Масимов.  За это последний, согласно обвинительному заключению, велел своему заму Дамиру Сиразидимову так организовать конкурс по закупу бронежилетов и прочего арттехвооружения, чтобы его выиграл Евкович, и чтобы бизнесмен сам хорошо наварился и дал заработать полковнику с генералом. В итоге нормальных поставщиков при помощи обмана отшили, закуп был произведен без конкурса, из одного источника, по тройному ценнику, у спешно созданной Евковичем фирмы – прокладки «Security Factory».

О том, что замначальника департамента полиции Дамир Сиразидимов через подобные фирмы–прокладки, созданные его приближенными поставщиками, мутит с тендерами, Масимову рассказали сразу же при вступлении его в должность. Поначалу Нурлан Масимов, который прибыл в Павлодар за генеральскими погонами и которому не нужны здесь были ни коррупционные, ни какие-либо другие скандалы, вроде бы даже собирался избавиться от зама с сомнительной репутацией. Но не стал.

— Я подписал приказы о внесении изменений и дополнений в годовой план государственных закупок бронежилетов с применением особого порядка. Особый порядок предусматривает конкуренцию, а не закуп из одного источника. О том, что Сиразидимов покупал бронежилеты без конкурса, я не знал, — заявил Масимов во время своего допроса на суде.

Между тем, помимо доброжелателей, готовивших для Масимова справки с компроматом на его зама, историю со скандальной покупкой бронежилетов в своих многочисленных статьях рассказывал ему и Ratel.kz.

— В 2021 году в январе выходит статья на Ratel.kz, я создал комиссию, старшим поставил начальника управления собственной безопасности, который мне не подчиняется, он подчиняется департаменту МВД. Разрешите зачитаю заключени: «Оснований для привлечения должностных лиц ДП Павлодарской области к уголовной ответственности не имеется. Что подтверждается письмом департамента по противодействию коррупции Павлодарской области». В письме от 25 января 2021 года антикоррупционная служба дает ответ, что никакого уголовного нарушения здесь нет. Я на это положился. Насколько я знаю, какой у нас в 21 году уголовный кодекс был, такой же и сейчас, он не менялся.

Чем же так дорог стал начальнику ДП его зам, что он решил дать тому свободу коррупционного творчества? Говорит, что был очень занят.

— Это был 2020 год, 14 марта президентом был объявлен ЧС по пандемии, вы представляете, какая нагрузка. У меня работа начиналась с 6 – 7 утра, объезд всех блокпостов, заслушивание всех районов, каждые три часа отчитывался в администрацию президента. Заваривались подъезды. Домой приходил в десятом часу. Мой заместитель по общим вопросам не занимался ни раскрытием преступлений, ни охраной общественного порядка. Его задача – это финансовое и материальное обеспечение. К Сиразидимову у меня по работе вообще никаких претензий не было, потому что нагрузка на него тоже была бешеная. Это закупка масок, всяких противоэпидемиологических средств. Кстати, наш департамент ни разу не подвергся критике, что у нас чего-то не хватает. Касательно его профессионального уровня вопросов вообще не было, все всегда всем были обеспечены. Я ему полностью доверял и готов пройти детектор лжи. Он занимался своей работой, я своей.

Еще генерал рассказал, как полковник без его ведома ездил на Алаколь, чтобы убедиться, что строительство двухэтажного коттеджа для шефа в курортном поселке Акши идет качественно.

— С 2008 года у меня на побережье Алаколя в личном пользовании был участок. В 2019 году, когда начали развивать туризм в Казахстане, пошла перерегистрация. И мне сказали: если вы не будете проводить на этом участке строительные работы, он будет изыматься. У меня очень много друзей в строительной отрасли, но цены, которые они мне озвучивали, для меня были неподъемными: 50 – 60 миллионов тенге за сруб. В начале весны 2020 года, когда мы с Сиразидимовым были на лыжной базе, я обратил внимание на два домика со сруба, которые собраны очень качественно. До этого Сиразидимов мне неоднократно говорил, что он то ли по первому образованию строитель, то ли у него опыт есть строить хорошо. Я поделился с ним, что ищу застройщика, но цены в Алматы неподъемные и что друзья посоветовали — если есть выход на Россию, то можно приобрести все намного дешевле. А Павлодар граничит с Россией. Сиразидимов сказал: домик, такой как вы хотите, вам обойдется максимум в 20 – 25 миллионов тенге, будет непосредственно поставка из России, вообще проблем не будет. По истечении какого-то времени он мне предоставил несколько проектов. Когда я выбрал, Сиразидимов подтвердил: такой дом со сруба и баня будут стоить не больше 25 миллионов тенге. За проект я ему отдал 400 – 500 тысяч тенге. Еще дал четыре или пять миллионов на ремонт цоколя в доме матери моей жены в Алматы. Теща жене говорила, что хочет сауну в подвальном помещении. Как-то, когда мы парились в сауне в спорткомплексе «Динамо», я поднял этот вопрос в качестве консультации. Сиразидимов сказал – да, проблем нет, но нужны хорошие специалисты, у меня они есть, этот вопрос я решу. Заливал фундамент и собирал дом мой друг. Он мне позвонил, сказал, что мне подсунули некачественный лес, что он вообще не соответствует, что через два – три года этот брак вылезет наружу. Я, естественно, это вопрос перед Сиразидимовым поставил, он сказал, что разберется. Потом он сказал, что просто эти строители с таким материалом работать не умеют, у него есть хорошие строители, которые сделают все качественно. Дальше я уже не интересовался, оплатил Сиразидимову, чтобы он занимался сборкой. И сейчас, в ходе изучения дела, я узнал, что он оказывается два – три раза туда ездил, то есть, человек сказал, что за качество отвечает, и сам поехал контролировать. То, что все эти работы проводил Евкович, я понятия не имел, так как не интересовался.

Продолжение следует…