В конце прошлого года был опубликован проектный документ акимата «Об утверждении норм потребления тепловой энергии для потребителей, не имеющих приборы учета» для жителей Павлодара и Экибастуза. Суть этого документа заключалась в том, чтобы резко повысить норму потребления тепловой энергии для отопления жилых домов по сравнению с действующей нормой. То есть, предлагалось существенно увеличить действующую норму потребления (сейчас она составляет — 0.2 Гкал за 1 кв.м. за отопительный сезон или 0.028571 за 1 кв.м. в месяц), что отразится на пропорциональном повышении оплаты теплой энергии для жителей домов.
Первая публикации этого проектного документ вызвала справедливую критику со стороны общественности и экспертов, которые усмотрели в повышении норм тепловой энергии желание заткнуть «дыры» бесхозяйственности и безответственности строителей, эксплуатационников и других органов, за счет семейного бюджета потребителей, если не сказать более. В противном случае, трудно объяснить нелогичное поведение носителей этой идеи. Судите сами, ведь с одной стороны государственный орган в лице Павлодарского ДАРЕМ уже утвердил высокие дифференцированные тарифы в отношении жителей домов, не имеющих приборы учета. Кроме того, в свое время, судебные органы вынесли решение о том, что люди не виноваты в том, что ответственные органы сорвали все сроки установки этих приборов и обязали этих ответственных лиц форсировать выполнение нормативных актов Правительства по этому вопросу. Однако до сих пор судебные решения не выполнены, реальные виновники выведены от ответственности, а людей пытаются наказать дополнительным побором.
Казалось бы, в этих условиях, акимату надлежало бы учесть все эти обстоятельства для справедливого и обоснованного принятия решения, исключающего, как минимум, повышения действующей нормы потребления. Однако, невзирая ни на что, в том числе, вопреки государственной политике, направленной на ужесточение норм потребления, для предотвращения расточительства в сфере энергопотребления, местный исполнительный орган вновь представил проект, открывающий дорогу дальнейшему повышению норм потребления тепловой энергии для домов, не имеющих приборов учета.
Предлагаю подвергнуть анализу этот измененный проект решения, опубликованный в той же газете «Регион.kz» в начале этого года (№1 от 8.01 2016г.), чтобы в убедиться в его ангажированности. По сути, он не отличается от первичного проекта, хотя можно отметить и некоторые «маскировочные» отличия. К этим отличиям можно отнести два аспекта.
Во-первых, нормы планируют повышать не сразу, а постепенно, в 3 этапа. На первом этапе величина повышенных норм (по сравнению с действующей нормой) будет введена с 1 октября 2016 года и будет действовать до 1 октября 2017 года. На втором этапе будет осуществлено дальнейшее дополнительное повышение норм, которые начнут действовать с 1 октября 2017 года до 1 октября 2018 года. Наконец, на третьем этапе будут нормы вновь повышены и начнут действовать после 1 октября 2018 года.
Во-вторых, как выяснилось из объяснений ответственного работника Управления энергетики и ЖКХ, количество потребленной тепловой энергии для оплаты населением будет определяться не по одной норме потребления, которая применяется сейчас для всех домов (0.2 Гкал за 1 кв.м. за отопительный сезон или 0.028571 за 1 кв.м. в месяц), а по шести нормам потребления, исходя из года постройки и этажности соответствующих групп домов.
Для того, чтобы в этом разобраться и самому убедиться в сути предлагаемых тепловых «новаций» и их последствий для каждого жителя, достаточно ознакомиться с одной из таблиц, в которой отражены последствия планируемых изменений.
Сравнительная таблица – первого проектного этапа изменения нормы потребления тепловой энергии (с 1октября 2016 г. до 1 октября 2017 г.),
для потребителей, не имеющих приборов учета (для Павлодара).
Из этой таблицы следует, что все жилые дома разделяются на группы. К первой группе домов относятся дома, построенные до 1985 года. Ко второй группе – дома построенные после 1985 года. В каждой группе дома дополнительно делятся на 3 подгруппы (1-2 этажные дома; 3-4 этажные дома; 5 и более этажные дома).
Чтобы определить, как повлияет эта новация на жителя, проживающего в том или ином доме, необходимо по таблице определить к какой группе и подгруппе домов относится его дом. Например, человек живет в 2-х этажном доме г. Павлодар, построенном до 1985 года. Спрашивается, на сколько процентов увеличится норма потребления, по сравнению с действующей нормой (на первой стадии внедрения новых норм, в период с 1октября 2016 года до 1 октября 2017 г.)? Ответ прост. Из таблицы следует, что увеличение составит 32.6%, а следовательно на такой же процент увеличится и сумма оплаты, дополнительно к дифференцированному тарифу. То есть сумма оплаты за потребленную тепловую энергию будет увеличена по двум направлениям, по линии увеличения тарифа и по линии увеличения объема потребленной тепловой энергии, за счет планируемого повышения норм потребления. Аналогично можно определить последствия «новации» для каждого дома. Незначительное уменьшение нормы потребления только для группы домов 5-ти большей этажности, построенных после 1985 года (на 0.18%) не может служить оправданием для предлагаемых изменений.
Считаю, что эта очередная тепловая «новация», исходящая от местных исполнительных органов власти, не выдерживает никакой критики и является несправедливой, спорной и дискриминационной по отношению к жителям домов, потребляющих тепловую энергию.
Противоречивость сложившейся ситуации требует реальной, а не формальной правовой и технической оценки со стороны независимых общественных экспертов и специалистов, с целью недопущения очередных дискриминационных «тепловых» метаморфоз.
Владислав ОКИШЕВ, член Экспертного совета, НЖ№4, 28.01.16