Глава 6. Все проходит…
Крайне экстравагантным архитектурным памятником Хампи — построенным, если верить официальным датировкам, в XV веке — является культовый храм Виттала (Vittala temple). Посвящен он уже не Шиве, а богу Вишне. О красоте и роскоши храма слагали легенды, одна из которых гласит, что он настолько прекрасен, что сам Вишну некоторое время пребывал в его стенах.
Храм Виттала стоит на платформе, фризы которой щедро украшены филигранной резьбой. Из фигур бросаются в глаза вереницы слонов и лошадей, причем движения животных глубоко индивидуальны и не повторяются в соседнем изображении.
Строительство храма Виттала началось в 1513 г., о чем сообщает одна из сохранившихся надписей. Оно продолжалось, поддерживаемое преемниками Кришнадеварайи, вплоть до 1565, но так и не было завершено, и в алтарном помещении скульптуру Виттала — который воспринимается, как одна из форм Вишну — не установили.
(Так может быть, и Виттал здесь ни при чем? Тем более что в максимально вычурном снаружи главном храме достаточно хорошо прослеживается более древняя мегалитическая основа, вокруг которой, собственно, и были возведены позднейшие конструкции. Кстати, в Хампи практически все более древние конструкции не содержат никакой архитектурной эклектики, а более напоминают какие-то бункеры или же сооружения для сугубо научных целей).
Но более всего храм Виттала демонстрирует поразительную изощренность фантазии древних архитекторов. Внутренние залы здесь украшены фигурами музыкантов и танцоров – что, впрочем, не редкость для храмов Индии. Однако храм Виттала не просто изображает музыку – он и сам звучит! Колонны на входе и во внутренних залах храма составлены из более тонких колонн, окружающих основную. Их по семь на каждой колоне, и это неслучайно – своеобразный каменный инструмент якобы мог воспроизводить все семь известных нот; звук извлекался легкими ударами по колоннам.
Кроме того, ветер, гуляя перед храмом, поет свою собственную песню посреди галереи колонн «музыкального холла». Поэтому храм Виттала также называют Храмом поющих колонн; мы к нему еще вернемся…
Перед этим храмом на платформе стоит каменная резная колесница, в которую запряжены слоны (почему-то с отбитыми хоботами – как практически везде в Хампи). Может показаться, что она выполнена из цельного камня, но на самом деле ее построили из огромных гранитных блоков, причем стыки практически невозможно обнаружить. Внутри колесницы просматривается фигура Гаруды – божественного орла, который в индийской мифологии считается «транспортным средством» бога Вишну.
Некогда колеса этой необычной «статуи» могли свободно вращаться, и каждый, кто их прокручивал, приобретал тем самым религиозные заслуги. Но в наши дни колеса предпочли — для пущей сохранности — зафиксировать.
Впечатляющая колесница является частью храмового комплекса Виттала темпл и настолько знаменита, что служит визитной карточкой всего Хампи.
… Сегодня можно только вообразить все великолепие процветающего города Виджаянагара. Имеются упоминания, что в дни религиозных праздников по его улицам проводили несколько сотен украшенных быков, которые приносились в жертву многочисленным богам. А прекрасные горожанки едва выдерживали вес золотых украшений, надевавшихся по случаю торжеств.
Однако все закончилось под натиском мусульманских султанов с севера, а также из-за внутренних конфликтов, которые утопили столицу в крови.
Любую империю потому и называют Великой, ибо она часто ведет войны – которые, увы, не всегда бывают успешными и даже время от времени кончаются распадом тех самых Великих империй. Что, между прочим, происходило по историческим меркам совсем недавно: в начале прошлого века в ходе Первой мировой войны распались Османская, Китайская, Австро-Венгерская, Вторая Германская и Российская империя. А на исходе того же XX века случился распад Советского Союза.
Вот и тогда, в далеком Средневековье, все завершилось тем, что территории Виджаянагара были захвачены исламским султанатом. Мусульмане частично вырезали и обратили в рабство население, а часть памятников разрушили — потому что, с их точки зрения, негоже поклоняться другим божествам и уж тем более изображать их в рисунках и камне.
Конфликт, конечно же, назревал постепенно. В своей внешней политике правители Виджаянагара долгое время успешно лавировали между постоянно ссорившимися мусульманскими князьями Деканского плоскогорья, но в конце концов переиграли самих себя. Мусульманские князья объединились для общего похода на юг в 1565 г. К тому времени императоры уже утратили реальную власть, которая перешла в руки могущественных, но престарелых министров-регентов.
Благодаря природным особенностям и прочным укреплениям, Виджаянагар был практически неуязвим. Но 80-летний на тот момент регент Виджаянагара Рама Рая в результате своего вмешательства в дела соседних султанатов был втянут в сражение с конфедерацией мусульманских войск и не смог защитить город. После шестимесячной осады Виджаянагар был опустошен мусульманами.
Победители долго и старательно грабили сказочно богатую столицу индуистской империи. В результате чего тут остались только массивные статуи божеств, растрескавшиеся стены домов и опустевшие храмы, увенчанные башнями гопур. Разрушенный город быстро пришел в упадок и был заброшен, постепенно обрастая слоями земли и растениями.
Но индусы все равно приходили сюда. Потому что Хампи для них своего рода индийский Переславль-Залесский, Сергиев Посад и Суздаль, так сказать, «в одном лице».
Нужно признать: даже то, что осталось, поражает воображение вполне себе бывалых путешественников, уже успевших повидать на своем веку немало великих достопримечательностей. Создававшиеся в разные эпохи храмы почему-то как раз и уцелели (а в некоторых индуистских храмах до сих пор совершаются религиозные обряды).
А вот жилища самих правителей и их подданных, увы, практически стерты с лица земли.
Продолжение следует…