Самые громкие события 2015 года в Павлодарской области, которые освещала газета «Наша жизнь», были связаны с противостояниями – государства и коррупционеров, горожан и чиновников, людей и стихии. Вот пятерка событий, за которыми «Наша Жизнь» следила практически из номера в номер.
1.Аким против вымогателей
Скандалом 2015 года стало вымогательство полмиллиона долларов у акима Павлодарской области Каната Бозумбаева. 21 мая «НЖ» опубликовала первый материал на эту тему «Кто шантажировал акима области?». Эта детективная история нами освещалась регулярно, обрастая новыми скандальными подробностями и фигурантами дела.
В мае Канат Бозумбаев обратился в КНБ с заявлением о том, что его шантажируют, вымогая полмиллиона долларов США. Вымогатели грозили в случае невыплаты суммы распространить информацию в СМИ о том, что сын акима якобы изнасиловал девушку в госрезиденции и не понёс за это наказания. К слову, заявление в полицию от пострадавшей поступало, но уголовное дело закрыли.
По подозрению в вымогательстве сотрудники КНБ арестовали и отправили в СИЗО сначала бизнесмена Нуржана Сулейменова, потом полицейского Фархада Алиясова, главного редактора газеты «Версия» Ярослава Голышкина и в завершение – заместителя акима Павлодарского района Аскара Бахралинова. Сулейменов и Алиясов признали вину, а Голышкин с Бахралиновым отрицали.
Специализированный межрайонный суд приговорил Аскара Бахралинова к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества, Ярослав Голышкин получил 8 лет с конфискацией, Фархад Алиясов – три с половиной года, а Нуржан Сулейменов, который раскаялся и содействовал следствию, избежал заключения, получив семь лет ограничения свободы. В эти минуты, когда верстался номер, проходит пресс-конференция акима области, где, в числе прочих, он впервые даст комментарий журналистам НЖ по этому скандальному делу. Подробности читайте в первом номере НЖ в следующем году, который выйдет 8 января.
2.Государство против коррупционеров
В 2015 году завершился крупный коррупционный скандал, связанный с предыдущим акимом Павлодарской области Ерланом Арыном. Почти весь прошлый год он провёл в СИЗО. Его подозревали во взяточничестве и мошенничестве. Но суд часть обвинений снял, признал виновным в злоупотреблении служебными полномочиями и назначил наказание в виде трёх лет лишения свободы условно с испытательным сроком на три года. Кроме того, Ерлану Арыну на пять лет запретили занимать должности на госслужбе.
В коррупционных схемах оказались замешаны люди из его команды. Советник акима Павлодарской области Толеген Бастенов был взят с поличным при получении взятки от предпринимателя из г. Семей Заура Мансурова. Бизнесмен рассчитывался с заместителем акима за то, что его производственный кооператив «СДЕ» выиграл тендере на строительство в Павлодаре школы на 1200 мест стоимостью порядка 2 миллиардов тенге. На период следствия, которое длилось больше года, Толегена Бастенова поместили в СИЗО. В итоге он признал свою вину. Вскоре под следствие попал и бывший заместитель акима Павлодарской области Арслан Абдыкалыков.
В апреле 2015 года суд дал Толегену Бастенову три с половиной года лишения свободы, а Арслану Абдыкалыкову – пять лет. Обоим с конфискацией имущества, коего, впрочем, оказалось немного, лишь старый москвич да волга. Что тут скажешь: совсем обнищали у нас чиновники. Также были осуждены семейские предприниматели Заур Мансуров и Бекболат Апсалямов, обвиняемые в покушении на дачу взятки, и павлодарский бизнесмен Гизат Борамбаев, уличённый в посредничестве.
Мансурова обязали выплатить штраф в десятикратном размере взятки, то есть 87 миллионов тенге, а Борамбаев с Апсалямовым по 43 миллиона тенге каждый. 21 сентября вышел на свободу экс-советник акима Павлодарской области Толеген Бастенов, несмотря на то, что сидеть ему осталось год и восемь месяцев. Из команды Ералана Арына за решёткой остался Арслан Абдыкалыков.
Что касается школы, за строительство которой подрядчики дали многомиллионный откат, то её 21 декабря торжественно открыли. Это прекрасное здание стоит на перекрёстке улиц Ворушина и Амангельды. Школа рассчитана на 1200 мест, здесь 51 класс и спортзал площадью 500 квадратных метров. Правда, её открытию предшествовало ЧП – из-за грубейших нарушений при заливке бетона обрушились плиты перекрытия между первым и вторым этажами. По случайности никто не пострадал. Но этот инцидент продемонстрировал, чем может обернуться продажность чиновников.
На фоне этих многомиллионных коррупционных преступлений дело начальника Управления по ЧС города Павлодара Михаила Романевича смотрится курьёзом. В мае этого года его задержали за получение в качестве вознаграждения за подписание разрешительных документов 90 000 тенге и пол-литровой бутылки коньяка «Арарат». В октябре он был осуждён на 7 лет лишения свободы. Сравните с наказанием за многомиллионную взятку Бастенова и компании. Однако в итоге Романевичу удалось избежать заключения. В декабре апелляционная коллегия областного суда назначила ему наказание в виде сорокакратной суммы взятки, то есть 3, 6 миллиона тенге, с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе.
3.Павлодарцы против загрязнения
В начале июня общественные слушания по строительству в Павлодаре завода по утилизации опасных отходов вылились в массовую акцию протеста. В зал управления сельского хозяйства пришли сотни павлодарцев, под воззванием против строительства опасного для здоровья завода поставили свои подписи более 120 000 человек. В итоге в ноябре Министерство энергетики вынуждено было официально заявить, что завод по утилизации ядовитых веществ в Павлодаре строить не будут.
Нужно отметить, что в декабре прошлого года заинтересованными лицами предпринималась попытка решить вопрос о строительстве завода без участия горожан. Тогда в газете «Наша жизнь» вышла статья Ирины Адылкановой «В Павлодаре тайно провели слушания по строительству завода по сжиганию ядовитых отходов». Как потом объяснил журналистам руководитель Управления недропользования, охраны окружающей среды и водных ресурсов Альбек Несипбеков, организаторы опоздали с оповещением, поэтому решили провести презентацию для узкого круга. Нестыковка в том, что мероприятие обозначили как слушания и направили протокол во Всемирный банк, который должен был финансировать строительство завода. Но сегодня это уже не важно – город мы отстояли.
К слову, в 2015 году крупные промышленные предприятия несколько раз проводили общественные слушания по вопросам экологии без участия широкой общественности. Об этом в своих статьях писала Ирина Адылканова. В январе ТОО «Богатырь Комир» проиграло в суде общественникам – ОО «Мир экологии». Проведённые горняками слушания суд первой инстанции признал недействительными.
В феврале в распоряжении ОО «Мир экологии» оказались два взаимоисключающих документа. Первый – протокол общественных слушаний ТОО «Майкубен-Вест» от 29 сентября 2014 года. В нём были описаны природоохранные мероприятия, вопросы и одобрения прозвучавшие от присутствующих. Однако, на запрос общественников, аким Шоптыкольского района ответил, что 29 сентября слушаний не было. Экологи подали на организаторов слушаний в суд.
4. Дачники против сноса
За Дачным микрорайоном на месте садоводства «Строитель» городские власти планируют построить новый микрорайон «Достык» на 3220 квартир. Площадь будущего микрорайона 32 гектара. Для его строительство потребовалось снести 507 дачных участков. Взамен дачникам обещана компенсация от 700 тысяч до трёх миллионов тенге. Большая часть садоводов согласилась с этим предложением, но 35 дачников, построивших на своих участках капитальные жилые дома, подали на городской акимат коллективный иск в суд.
Люди требовали признать незаконным постановление о принудительном изъятии их участков под госнужды, но проиграли тяжбу, которая длилась больше года. Ещё одним камнем преткновения стало кафе «Околица», занимающее шесть соток. Оценщики недвижимости назвали его стоимость – 36 миллионов тенге. Депутаты городского маслихата сочли эту сумму непомерной для бюджета и наняли других оценщиков, которые заявили, что кафе стоит ни много ни мало – 41 миллион тенге. В итоге вопрос о выкупе и сносе кафе отложили на неопределённое время. Аким города Б. Бакауов даже высказал мнение, что можно обойтись и без выкупа этого одноэтажного здания, обойдя его при планировке и строительстве нового микрорайона. Называется, много хочешь – мало получишь.
5. Люди против наводнения
В марте в Павлодарской области началась подготовка к весеннему паводку. На противопаводковые работы из областного бюджета было выделено около 76 миллионов тенге. Коммунальные службы города вывезли около 650 тысяч тонн снега. Было запасено 90 тысяч мешков с песком. Однако вода пришла туда, где её не очень ждали.
В конце апреля весенний разлив Иртыша застиг врасплох жителей старой части города Аксу. 10 частных домов и 20 хозяйственных подворий оказались затоплены. Уровень воды во дворах и домах доходил до полуметра. Была объявлена Чрезвычайная ситуация. Большая часть людей отказалась покинуть затопленные дома, опасаясь мародёрства. Люди ночевали в машинах, хозпостройках и на улице. Работы по устранению последствий наводнения шли круглые сутки. Было задействовано около 20 единиц техники и полсотни человек, уложено более 1000 мешков с щебнем.
Как выяснилось, затопление произошло из-за недочётов, допущенных при строительстве моста, который должен соединить Павлодар с Аксу. Строители сделали насыпи для дороги без гидросооружений на случай разлива Иртыша. Поэтому насыпь сработала как плотина, отправив воду в Аксу.
В это же время стихия бушевала в степной зоне Баянаульского района, который пострадал больше всех в области. Там талыми водами было подтоплено шесть жилых домов, обрушены линии электропередачи, в нескольких местах размыты дороги, в том числе республиканского значения. 10 апреля гигантские потоки талых вод прошли через село Тендык, затопив на 40 сантиметров дома на двух улицах.
Тендык оказался отрезанным от райцентра Баянаул – под натиском талых вод накренилась одна из опор через реку Ащысу. Ниже по течению Ащысу произошло ещё одно стихийное бедствие – вода смыла 120 метров трассы республиканского значения Ульяновск – Керей – Умуткер. На восстановление трассы были брошены все крупные фирмы, ведущие ремонт дорог от Астаны до Павлодара – 70 единиц техники. На создание насыпи ушло 30 000 тонн бутового камня. Общая сумма ущерба, нанесённого паводком Павлодарской области в 2015 году, исчисляется в 900 миллионов тенге.
Эта зима себя еще никак не проявила, поэтому строить прогнозы по возможным паводкам рано. Остается только надеяться, что печальный опыт уходящего года хоть чему-нибудь да научит государевых мужей. Надежда на это, хоть и призрачная, но еще теплится в сердцах павлодарцев.
Федор КОВАЛЁВ, №52, 30.12.15