Пятница, 27 декабря
Меню

Без бумажки мы…

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 32
Без бумажки мы…
фото автора

В Павлодаре продавцы розничных точек все чаще просят оплатить покупки наличными. Дело дошло до предоставления скидок тем, кто расплатится бумажными деньгами. Особенно это касается продуктовых, мясных отделов.

– Покупатели обижаются, ругаются, угрожают проверками. Но государство ограничило ИП на «упрощенке» 69 миллионами тенге оборота в год. Если эту сумму разделить на 360 дней, то на 190 тысяч в день я могу продавать, это всего 76 кг мяса, капля в море от потребности. Тогда как из-за инфляции обороты растут. Закупочная цена сейчас достигла 2200 тенге за кг. Только одна туша на закупе стоит 600 тысяч. Выплачивая все налоги, я могу работать максимум треть года, а потом лавочку закрыть, – рассказывает корреспонденту Orda.kz хозяйка точки по продаже мяса Айнагуль (имя изменено).

По ее словам, при превышении лимита она должна будет выйти из упрощенного режима налогообложения и встать на регистрационный учет по НДС.

– И тогда моей точке нужен будет бухгалтер, который будет вести регулярную отчетность, я должна будут платить НДС. И сейчас размер налогов я считаю разорительным. А новые расходы я не потяну. Чтобы выжить, буду взвинчивать цены на продукт, уволю продавцов, хотя хочется создавать новые рабочие места. Это цель развития малого бизнеса? – задает вопрос женщина.

Она далеко не одинока в своем мнении. Об этом рассказали представители исследовательского «ТALAP» на встрече в Павлодаре с сектором МСБ.

– Сейчас мы во всех регионах изучаем проблемы микробизнеса, малого бизнеса, связанные с налоговым администрированием. Мы на таких встречах стараемся сформировать и представить региональную карту проблем от МСБ власти, – говорит исполнительный директор организации Асет Жаркинов.

По словам аналитика Аскара Кысыкова, определение эффективного налогового режима для малого и среднего бизнеса является одной из ключевых задач. В Казахстане самый популярный режим – упрощенный. В 2023 году льготный период закончился, и все платят налог в 3% от оборота. В этом режиме все стараются лавировать. Сейчас вводится другой вид налога – розничный. Но предприниматели уже сейчас говорят, что предлагаемая ставка в 4% при низкой марже тех же продуктовых отделов неподъемна.

«Разработка нового Налогового кодекса проходит оперативно, потом будет поздно что-то изменить. Заявлять о проблемах нужно в этом году», – отмечает Аскар Кысыков.

По его словам, в Караганде малые предприниматели уже озвучили много вопросов и критики в адрес действующего налогового законодательства.

– И мы в Павлодаре полностью согласны. Я сам могу представить расчеты по продуктовым точкам. Маржинальность на бакалею невысокая, в среднем по магазину выходит 13,7%. Итак, отнимаем 3% налог по «упрощенке», 4-5% продавцам, лицензионный сбор – 2%, коммунальные услуги, охранные системы и прочее. Нам остается 3-4% максимум. Если полностью официально работать, то и в минус уйдешь, поэтому есть теневой сектор. Выходит, что налоговая политика сейчас такова, что многие предприниматели – потенциальные нарушители закона, уклоняющиеся от уплаты налогов. Но никому это не надо. А нужно найти приемлемый вариант, позволяющий открыто работать, зарабатывать, развиваться, а не наскребывать на зарплаты и свое пропитание, – говорит собственник «магазинов у дома» Куат Шаяхметов.

Куат Шаяхметов полагает, что большинство малых предпринимателей работают «в тени» вынужденно

Куат Шаяхметов полагает, что порядка 90% малых предпринимателей вынуждены часть доходов держать в тени. Сколько средств проходит без учета и сколько теряет бюджет на налогах – сегодня подсчитать невозможно. Одним из факторов явилось снижение порога по НДС с 30 000 МРП по 20 000 МРП. Представители павлодарского бизнеса считают, что порог нужно было не уменьшать, как это произошло, а повышать.

– Ведь сейчас инфляция галопирует, наш доход только кажется большим, но это видимость за счет выросших цен. На самом деле он падает! Ведь наши расходы растут, оборот раздувается, увеличиваются налоговые обязательства. Чтобы избежать превышения лимита, бизнес дробится. Президент поставил задачу прекратить подобные процессы, и это можно сделать, облегчив нагрузку, – говорит хозяйка «магазина у дома» Татьяна.

Другое предложение предпринимателей – снизить налог до 1% и исчислять его с дохода. А также уменьшить банковские комиссии на обслуживание онлайн-переводов.

– Я знаю ситуации, когда предпринимателю приходилось разделять бизнес, чтобы остаться в упрощенном режиме налогообложения. Это показывает, что фискальные расчеты изначально составлены неверно. И переход на НДС или единый розничный налог ситуацию не спасет, пока не будут пересмотрены основные критерии для их применения. По моему мнению, налоги нам, создающим рабочие места на уровне малого бизнеса, надо сделать минимальными или вовсе отменить. Это пойдет стране на пользу, – говорит индивидуальный предприниматель Динара Ахметова.

1 сентября 2022 года в Послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев поручил разработать новый Налоговый кодекс. Введение розничного налога с адекватными ставками и простыми процедурами он назвал одной из приоритетных задач.

Алина Адилова