Пятница, 3 января
Меню

Из истории павлодарских «прокладок»: от американской Access Industries до полковника Сиразидимова

  • Ольга Воронько
  • 247
Из истории павлодарских «прокладок»: от американской Access Industries до полковника Сиразидимова
Фото: metalmininginfo.kz.

Первую фирму-прокладку когда-то обнаружила команда акима Павлодарской области Галымжана Жакиянова, последнюю на сегодняшний день, сообщает Ratel.kz.

О прокладке, которую использовала созданная выходцем из СССР Леоном Блаватником (№ 40 в глобальном рейтинге Forbes) компания Access Industries, купившая самый крупный в мире экибастузский разрез «Богатырь», Жакиянову стало известно благодаря доброжелателям.

— Access Industries продавала уголь с «Богатыря» в Россию, а потом мы вдруг обнаруживаем, что у них экспорт идет на Мальту, — рассказал Ratel.kz Мухаметкали Оспанов, работавший в конце прошлого века заместителем акима Павлодарской области по экономике. – Где Мальта, и где наш уголь? Там была фирма – прокладка, при помощи которой они уходили от налогов. При себестоимости угля в 15 долларов на Мальту его продавали за 16, а с Мальты в Россию уже по 30. Вся прибыль оставалась в офшорной зоне, где налог на нее нулевой. Мы собрали материал, я поехал с ним в Москву, договорились о проверке с руководством налоговой службы России, был скандал. В Access мне потом говорят – ну зачем вы так сразу, можно же было нас предупредить, мы бы извинились и больше так не делали. Мы-то сами эту схему не могли обнаружить, инсайд поступил. Если вы помните, тогда правительство Казахстана специальным постановлением № 53 снизило для ТОО «Богатырь Аксесс Комир» размер налога за пользование землей до его первоначального уровня, который действовал в 1996 году на момент продажи разреза, то есть до трех миллионов тенге. А, к примеру, разрез «Восточный» платил 180 миллионов, что создавало неравные конкурентные условия. Они нас и подзуживали – ну как так, это несправедливо, делились разной информацией. Жакиянов тогда судился, и постановление правительства отменили.

Больше в те годы, по словам Мухаметкали Оспанова, «прокладок» в регионе никто не создавал. Зато были другие схемы.

— Когда мы только приехали из Семея, в «скорой помощи» вдруг оказались уазики по 25 тысяч долларов, хотя на рынке они стоили в пять раз дешевле, — вспоминает бывший замакима. — Я спрашиваю – почему так? Отвечают – это же взаимозачет, деньги не настоящие. Разрез «Северный» отправлял уголь в Россию, Россия якобы денег не платила, потому что с ними не рассчитывается население и предприятия, и присылала медицинские уазики. Понятно, что не по 25 тысяч, а, наверное, по 10, а перед нами отчитывались как по 25. Всякие зачеты мы тогда тоже запретили.

С тех пор прошло больше 20 лет, и институт «прокладок» расцвел в стране буйным цветом. В суде над генералом Масимовым, полковником Сиразидимовым и предпринимателем Евковичем начали давать показания директора таких фирм.

Продолжение следует.