
Более двух месяцев не может получить справку о смерти своего отца житель Экибастуза Алексей Назаренко. В больнице, где скончался его родственник, в выдаче документа отказали. И теперь семье придется доказывать в суде, что их близкий человек действительно мертв, передает @lifepvl.kz.
Николай Назаренко, 69-летний пенсионер, погиб по трагической случайности. Второго ноября прошлого года он сломал шейный позвонок, неудачно упав с лестницы в погребе своего дома. Об обстоятельствах произошедшего пострадавший успел рассказать врачам городской больницы Экибастуза.
Николай Федорович сначала впал в кому, а спустя сутки скончался. Четвертого ноября тело погибшего транспортировали в городской морг. Полиция, как того требует процедура, назначила судебно-медицинскую экспертизу. Родные по религиозным причинам отказались от ее проведения. Прокуратура отменила постановление о проведении вскрытия, и тело погибшего выдали родственникам. Сын погибшего Алексей Назаренко написал заявление о прекращении уголовного дела, которое в связи с отсутствием состава преступления закрыли. Соответствующее постановление за подписью следователя, утвержденное прокурором, датировано 25 ноября 2025 года.
Казалось, что все процедуры соблюдены, но после похорон родные умершего неожиданно столкнулись с доселе неизвестной им загробной бюрократией. В морге семье отказали в выдаче медицинского заключения о смерти. В Экибастузской городской больнице, в подчинении которой находится морг, пояснили сначала, что могут выдать документ, свидетельствующий о смерти Николая Назаренко, только после прекращения досудебного расследования. Однако и после прекращения досудебного расследования родным Николая Назаренко в выдаче документа отказали.
Руководитель КГУ «Экибастузская городская больница» Кайрат Мурзалин, сославшись на совместный приказ семи ведомств № 635 «О взаимодействии уполномоченных органов при осуществлении в пилотном режиме оптимизированного процесса при оказании услуг, связанных с регистрацией смерти», пояснил, что в случае смерти пациента в условиях стационара и при наличии внешних воздействий информация передается в полицию. Там выносится постановление о проведении СМЭ, тело передается для проведения экспертизы и т.д. А поскольку Назаренко попал в больницу с травмами, и, учитывая, цитирую, что «порядком взаимодействия государственных органов и организаций при оказании услуг, связанных с регистрацией смерти, не предусмотрено участие стационара, выдача медицинского свидетельства о смерти Назаренко Н.Ф. не представляется возможной». В завершение Мурзалин рекомендовал родным умершего обратиться в суд с заявлением об установлении факта смерти.
Выходит, что теперь из-за отсутствия простого, но ключевого документа, семье Назаренко придется несколько месяцев доказывать в суде, что их отец мертв.
«Человек умер в городской больнице, а факт его смерти родственники обязаны доказывать в суде. Нанимать адвокатов, услуги которого стоят около 300 тыс. тенге, оплачивать госпошлину, тратить свои нервы. Сроки принятия наследства составляют шесть месяцев, два из которых мы потеряли, ожидая прекращения расследования и предоставления ответа главного врача горбольницы. Если мы не успеем за оставшиеся четыре месяца оформить документы, нам нужно будет через суд восстанавливать сроки принятия наследства, а это повторные материальные затраты. И не факт, что суд восстановит этот срок. Также в результате бюрократических барьеров мы потеряли право на получение социальных выплат на предприятии, срок выплаты которых по коллективному договору составляет три месяца со дня смерти. При этом совсем непонятно, почему внутренний ведомственный приказ, который в СМИ не опубликован, ограничивает права граждан на получение государственных услуг в виде медицинского заключения о смерти?», — недоумевает Алексей Назаренко
Для сведения: совместный приказ министра юстиции РК, министра здравоохранения РК, министра труда и социальной защиты населения РК, министра обороны РК, председателя Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, председателя Комитета по статистике министерства национальной экономики РК, министра национальной экономики РК, и.о. министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК и министра внутренних дел РК «О взаимодействии уполномоченных органов при осуществлении в пилотном режиме оптимизированного процесса при оказании услуг, связанных с регистрацией смерти» приняли в 2020 году.
Сделано это было главным образом для того, чтобы оптимизировать совместные процессы в этой сфере. Перевести в электронный вариант и ускорить выдачу различного рода свидетельств, справок в течение одного рабочего дня посредством интеграции информационных систем. В идеале любой человек, получивший на руки медицинское свидетельство о смерти, за считанные минуты получает необходимые ему справки на портале egov. Однако, сыну умершего Николая Федоровича, Алексею Назаренко, сославшись на этот приказ, в выдаче медицинского заключения о смерти отказали.
Любопытно, что в самом приказе приводится схема, в которой определен порядок регистрации смерти, произошедшей в стационаре, согласно которой медицинская справка в любом случае выдается либо патологоанатомом (без вскрытия), либо судмедэкспертом (после проведения СМЭ).
В Павлодарском областном суде пояснили, что для установления факта смерти, помимо заявления и документов, подтверждающих родственные связи с умершим, необходимо будет предъявить ответы медицинских учреждений об отказе выдачи документа о смерти, а также ответ об отказе регистрации смерти. И, разумеется, потратить на это время.






