Суббота, 6 декабря
Меню

Асем Нуршаева о проекте «Аламан құрақ» и возрождении национального искусства

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 14
Асем Нуршаева о проекте «Аламан құрақ» и возрождении национального искусства
фото автора

На Медео в 2025 году участники проекта «Аламан құрақ» развернули самое масштабное лоскутное полотно страны. 660 мастеров из всех регионов Казахстана объединились ради сохранения национального искусства. О рекордах, вдохновении и будущем традиции рассказывает Асем Нуршаева, мастерица лоскутного шитья из Павлодарской области, передает @lifepvl.kz.

— Асем, расскажите, пожалуйста, как появилась идея проекта?

— Идею придумала Нургуль Абайхан. В 2023 году в Астане 250 мастериц объединили свои құрақ көрпе, сложив покрывала в дорожку длиной 500 метров.

Во второй раз мы собрались в 2024 году, на Пятых Всемирных Играх Кочевников, где 450 участниц соединили корпешки в большую композицию вокруг Тайказана. Тогда проект вошёл в казахстанскую Книгу рекордов.

А в 2025 году на Медео мы уже установили международный рекорд — 660 мастериц создали новое полотно. Выглядело очень впечатляюще.

— Что стало источником вдохновения?

— В детстве я наблюдала, как моя бабушка шьёт лоскутные покрывала. Эта любовь передалась мне. Когда шьёшь құрақ көрпе, чувствуешь умиротворение и настоящее удовольствие. А ещё вдохновляют люди, с которыми мы создаём покрывала. Я с нетерпением жду встреч с нашими бабушками и молодыми мастерицами. Самой младшей из них — шесть лет, самому старшему мастеру — девяносто. В этом проявляется единство поколений и любовь к ремеслу, которые помогают удержать традицию и научить ей других.

— Расскажите подробнее о размерах и материалах. Как проходили измерения?

— Размер каждого покрывала — 230 на 90 сантиметров. Размер всей работы получился 1366,8 м² (48,3×28,35 м). Измерения проверил представитель Книги рекордов «КИнЭС» — Кудайберген Куандык.

— Сколько мастериц участвовало в создании лоскутного покрывала?

— В первом проекте участвовали 250 мастериц, во втором — 450, а в третьем — уже 660.

От каждого региона была своя группа мастериц. Нургуль Абайхан назначала администраторов, которые следили за организацией работы. Мы покупали комплекты тканей, фурнитуру, трафареты и шили по единому шаблону. Кто-то справлялся за три дня, кто-то за две недели — у опытных получалось быстрее.

— Такое масштабное творчество требует не только времени и сил, но и поддержки близких. Кто помог вам и вашей команде в этом проекте?

— Для меня очень важна поддержка семьи. Мой супруг помог деньгами, за что я ему искренне благодарна. Помощь пришла и от акима Павлодарской области Асаина Куандыковича Байханова — он нашёл спонсоров, которые оплатили путь и проживание 42 мастериц из региона. 

— В ваших работах используется традиционный орнамент. Какой узор для вас особенный?

— Мы шьём с узором «қошқар мүйіз» — это старинный казахский узор. Он означает богатство, благополучие, силу, защиту и плодородие. Таким узором украшали юрты, одежду, ювелирные изделия и предметы быта кочевников.

— Изменилась ли ваша жизнь после того, как проект «Аламан құрақ» попал в казахстанскую Книгу рекордов?

— Да, это сильно повлияло. Стали чаще звать на выставки и мастер-классы, появились заказы. Теперь у меня есть сертификаты и награды, которые важны для меня и моей семьи.

— Планируется ли продолжение проекта?

— Да, в 2026 году «Аламан құрақ» пройдёт в Усть-Каменогорске. Дизайн пока не показывают, скоро расскажут.

— Сегодня всё чаще говорят о важности возрождения ремёсел. Почему, на ваш взгляд, это особенно актуально сейчас?

— Мы должны бережно относиться к своим традициям и учить этому детей. Пусть именно наши узоры украшают дома казахстанцев. Сейчас на рынке много дешёвых и некачественных құрақ көрпе, но важно сохранять настоящий стиль и хорошее качество. Каждую деталь нужно делать аккуратно и с вниманием.

Если бы моя апашка не вкладывала душу в своё рукоделие, мне бы не передалось это чувство. Я хочу оставить после себя детям и внукам любовь к лоскутному искусству. Мой сын, которому 12 лет, уже интересуется лоскутным шитьём. В будущем я обязательно передам ему это мастерство.

История Асем показывает, что традиция живёт, когда люди продолжают её с душой.

Дильнара Куралдыкова