Пятница, 5 декабря
Меню

Миротворцы ОДКБ на учениях «Нерушимое братство» пострадали от гранат «Заря-3», купленных Казахстаном у России. Часть 2

  • Ольга Воронько
  • 28
Миротворцы ОДКБ на учениях «Нерушимое братство» пострадали от гранат «Заря-3», купленных Казахстаном у России. Часть 2
Фото: Ольга Воронько

В КНБ РК считают, что для нашей Нацгвардии незаконно закупили 42 тысячи дорогих, но плохих российских светозвуковых гранат не с тем запалом, вместо дешевых, хороших бразильских, рискуя попасть под санкции

Напомним, в первой части мы рассказывали, как КНБ заинтересовался, почему сын заместителя главнокомандующего Национальной гвардии по технике и вооружению генерал-майора Константина Воронкина ездит на пикапе, принадлежащем фирме поставщика Нацгвардии и заместителя председателя партии «Ак жол» Дмитрия Васильева. А заинтересовавшись, решил основательно прошерстить госзакупки Нацгвардии, которые инициировал Воронкин. Обнаружил покупку 42 тысяч российских свето-звуковых гранат «Заря-3» и то, что при их использовании на учениях миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство 2024» пострадали три миротворца, изображавшие террористов — получили два легких телесных повреждения и одно повреждение средней тяжести. И теперь гособвинение в военном суде Акмолинского гарнизона требует признать всю партию негодной, опасной «для гражданских лиц и детей» из-за использования 515 запала. При том что, как подчеркнули адвокаты, ранее в самой Нацгвардии провели служебное расследование, которое установило, что причиной телесных повреждений стало нарушение техники безопасности — гранаты кидали слишком близко к людям, и миротворцы были поранены отскочившим дорожным гравием. Тем не менее Воронкину и поставщику — ТОО «Научно-производственное объединение «Прикладная химия Казахстан» (далее ТОО «НПО ПХК»), чей гендиректор Юрий Гуторов тоже является подсудимым по уголовному делу, предъявлен и гражданский иск в три миллиарда тенге, потраченных на закуп всей партии, передает Hronika.kz.

То есть, если бы не «благодарственный» пикап, наши чекисты российскими гранатами и судьбой трех миротворцев бы не заинтересовались? Потому что «Заря-3», признанная одной из наиболее эффективных в борьбе с беспорядками, стоит на вооружении армий и полиции разных стран и включена в каталог НАТО как рекомендованное средство для миротворческих операций. Ее производитель — Федеральный научно-производственный центр «НИИ прикладной химии», расположенный в Сергиевом Посаде. В свою очередь созданное в Казахстане ТОО «НПО ПХК» — совместное предприятие и дочернее подразделение госкорпорации «Ростех» — является представителем сергиевопосадского НПЦ в нашей стране.

Конкурс по закупу этих гранат Воронкин организовал в конце 2022 года, так как старые гранаты «Заря», закупленные в 2012-2013 годах, были потрачены на подавление волнений в дни Кантара. 11 января 2022 года Касым-Жомарт ТОКАЕВ выступил в парламенте с докладом «Уроки трагического января: единство общества — гарантия независимости», в котором поручил принять незамедлительные меры по оснащению Нацгвардии вооружением и спецтехникой, увеличению личного состава. 27 января 2022 года на заседании Совета безопасности под грифом «Секретно» был принят план о выделении дополнительных средств на приобретение вооружения и спецтехники. 5 апреля 2022 года на заседании Республиканской бюджетной комиссии решением №6 эти средства были выделены. В том числе этим решением был определен закуп гранат «Заря-3» в количестве 38 500 штук на сумму 3 031 875 тысяч тенге. Цену за единицу гранаты в 78 500 тенге определила уполномоченная организация, отвечающая в стране за поставки вооружения — РГП на ПХВ «Казспецэкспорт». Воронкин получил приказ от министра внутренних дел обеспечить закуп ВВТ до конца 2022 года и доложить президенту. Доклад президенту состоялся на плацу МВД на фоне закупленной техники.

Как пояснил подсудимый генерал-майор во время своего допроса, чтобы закупить гранаты через государственный оборонный заказ (ГОС), он обратился в «Казспецэкспорт», в котором подтвердили готовность поставить «Зарю» через ТОО «НПО ПХК». Однако затем уполномоченный орган попросил изменить техспецификацию и вместо светозвуковой «Зари» закупить светозвуковые комбинированные бразильские гранаты «CONDOR» модели GL-307. В РГП свою просьбу мотивировали тем, что бразильские гранаты дешевле и, кроме того, было письмо из Министерства национальной экономики РК, что крайне нежелательно заключать договоры с предприятиями, находящимися под санкциями США и Евросоюза. И что ТОО «НПО ПХК» входит в состав АО «Технодинамира», находящегося под санкциями, закуп у него гранат может привести ко вторичным санкциям. Тогда Воронкин связался с Юрием Гуторовым, с которым был хорошо знаком, и закупил у него «Зарю» напрямую, по 71 900 тенге, закупив на выделенные деньги вместо 38,5 тысячи 42 тысячи штук. К слову, в мае 2022 года гранаты «Заря-3» закупали и непосредственно в МВД — головном ведомстве Нацгвардии, где распоряжался не Воронков.

— Фраза о том, что «Заря-3» опасна для гражданских лиц, среди которых могут оказаться беременные женщины и дети — глупейшая, — заявил на суде Воронкин. — Есть закон «О национальной гвардии Республики Казахстан», в написании которого я сам принимал участие, и инструкция, которой пользуются все караулы, все подразделения. В них четко определено — когда и против кого применяются светозвуковые гранаты нелетального действия, то есть такие, которые исключают смерть человека, а оказывают только психофизическое воздействие. Но травматический боеприпас может нанести какие-то травмы, увечья, с травматического пистолета можно выбить глаз, если выстрелить в висок с близкого расстояния, можно даже убить человека, петардой можно нанести увечья, поэтому и прописываются меры безопасности. Против мирных жителей, среди которых могут оказаться дети и беременные женщины, гранаты «Заря» не применяются, только против террористов.

— По заключению товароведа, «Заря-3» не соответствует назначению, — задала вопрос одна из адвокатов. — В экспертизе говорится, что у гранаты бывает запал 515 и 517, и что 515, указанный в техспецификации Нацгвардией, не применим.

— Это не мой уровень опускаться до техспецификации и решать — 515, или 517, или 528 запал, — ответил подсудимый. — Но как инженер могу вам нарисовать. Если у нас две одинаковые свечи, одну поджечь одной спичкой, а другую тремя, какая будет гореть ярче? Никакая, потому что для того, чтобы та или иная свеча ярче горела, нужно изменить ее состав, а количество спичек влияет только на то, как вы эту свечку быстро подожжете. То же самое с гранатой. Чем отличается запал? В 515 идет детонатор, а в 517 — воспламенитель. В случае с воспламенителем это одна спичка, в случае с детонатором — три. От применения детонатора, как написали в нашем умном в кавычках военно-уставном исследовании, сильнее разброса осколков не будет, только время срабатывания на долю секунды быстрее. Поэтому 517 запал используется в дымовых гранатах, где нужно меньше энергии. А 515 запал стоит на вооружении не один десяток лет, предусмотрен в ряде документов, на основании которых у нас осуществляется военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией в рамках Договора о коллективной безопасности.

Свое упорное нежелание покупать бразильские гранаты генерал-майор объяснил тем, что они никогда на вооружении Нацгвардии Казахстана не стояли и опытную войсковую эксплуатацию не проходили, сработает ли «CONDOR» при наших минус сорока на севере или при плюс 50 в Шымкенте — неизвестно. Кроме того, бразильские гранаты модели GL-307 имеют другие светозвуковые характеристики, зато в их состав входит химический компонент. А еще они должны храниться при влажности два процента, чего в наших войсковых частях обеспечить не могут. А «Заря» стоит на вооружении казахстанской Нацгвардии со времен Советского Союза и, имея срок хранения пять лет, прекрасно сработала в дни Кантара, хотя пролежала к тому времени на складах десять лет.

Продолжение следует…