Понедельник, 3 ноября
Меню

Перевод с вьетнамского (Дананг и Хойан глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 24
Перевод с вьетнамского (Дананг и Хойан глазами казахстанца)
фото: Дмитрий Фефелов

Часть 7. Следы исчезнувшей цивилизации

Стремительно спускаемся в долину.
Мелькают мимо пагоды и пальмы.
От мальчиков на спинах буйволиных,
От риса веет вечным, изначальным.
… Дух привел сквозь сомнений болота
Во Вьетнам для познания истин.
Мое сердце, как Будда на лотосе,
Стало мудрым, всевидящим, чистым.

Исторический архитектурный парк Мишон во Вьетнаме иногда сравнивают с комплексом Ангкор-Ват в Камбодже и с древней столицей Таиланда Аюттая. Хотя масштабы здесь куда скромнее, а сохранившихся руин не так уж много. От некоторых древних сооружений остались разве что груды камней, поросшие травой. Немалую лепту в разрушение Мишона внесли американские военные; воронки от взрывов бомб просматриваются на территории по сей день. Американская авиация нанесла массированный удар по храмовому комплексу после поступления информация о том, что на его территории прячутся партизаны.

Эти руины, учитывая их историческое значение, являются одной из самых известных достопримечательностей Вьетнама, а также святым местом для верующих.

Архитектурный парк создан на месте заброшенного храмового комплекса времен государства Чампа, занимавшего когда-то часть территории современного Вьетнама. Комплекс строили в период с VII по XIII век (а самые первые постройки датируются предположительно IV веком), и посвящен он индуистскому богу Шиве. Когда-то здесь имелось более 70 храмов и необычных фигурных башен, однако сейчас о прежнем величии напоминают относительно немногочисленные фрагменты, сохранившиеся до наших дней.

Прибрежная цивилизация Чампа (в некоторых источниках упоминается как Тямпа) — это древнее объединение княжеств на территории современного центрального и южного Вьетнама. Существовали княжества с VII по XVII век и оставили после себя определенное количество материальных следов, находящихся в наши дни в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Достигнув расцвета в X-XI веках, княжества в последующее время подвергались с севера сильнейшему давлению Дайвьета (это прежнее историческое название государства вьетов, которое сменилось на «Вьетнам» при династии Нгуен в 1804 году). В 1470 году после нашествия вьетов пал главный город Чампы, Виджайя. А в конце XVII века последнее чамское княжество, Пандуранга, стало вассалом вьетских императоров. К 1830-м годам вся территория Чампы была полностью поглощена, но какая-то часть народа чамов продолжает и сегодня жить во Вьетнаме и Камбодже.

Важнейшие из сохранившихся монументальных памятников Чампы – это Чамские башни в Мишоне и комплекс По Нагар в Нячанге. Культура Чампы тесно связана с индийской, в ней чтили индийских богов, таких как Брахма, Вишну и Шива, а народ занимался мореплаванием и торговлей, создав ко всему прочему свою оригинальную письменность. Наследие этой локальной и довольно плохо изученной цивилизации включает в себя уникальные скульптуры и танцы (например, танец Чамов, который можно увидеть при посещении комплекса Мишон).

Многочисленные войны не способствовали сохранности архитектурных памятников Чампы. Огромный урон наследию этой цивилизации нанесли Индокитайская и особенно Вьетнамская война. Были окончательно разрушены многие храмы и скульптурные композиции, дошедшие до нашего времени лишь в рисунках, фотографиях и в описаниях исследователей.

Сегодня при входе на территорию комплекса Мишон располагается музей с очень небольшим количеством археологических экспонатов. Есть тут еще разнообразные карты и фотографии раскопок, какие-то современные документы и описания на английском языке. Однако в музее стоит задержаться, прежде чем отправляться к самим руинам.

Один из музейных экспонатов сразу обратил на себя внимание. Этот каменный цилиндр, внешне напоминающий лингам (символ жизни, бесконечности мира и животворящей энергии; Шиву в Индии частенько изображают как раз в таком виде) оказался выполнен на весьма высоком техническом уровне. Его геометрически сложная поверхность, несмотря на эрозию и повреждения, сохранили следы не только шлифовки, но и полировки высочайшего уровня!

Древние мастера работали в данном случае с прочной горной породой – если судить по имеющимся на краях конструкции сколам, это долерит или базальт. Но как такое можно сделать, используя исключительно ручной труд? Ведь не было у народа чамов ни необходимых инструментов, ни технологий, доступных нам сегодня. А для подобной обработки твердого камня ни медный, ни бронзовый инструмент не подходит; стачиваться будет сам инструмент, а вовсе не блок, взятый в работу…

В наши дни для достижения подобного результата нужны не только тросовая или дисковая пила с алмазным покрытием и специальный полировальный станок, но и другие специализированные станки на пределе возможностей современного машиностроения. А каким образом «древние чамы» делали это много веков назад и какими секретами обработки камня они владели – остается тайной.

Кстати сказать, не совсем ясно, откуда в Мишоне взялся древний лингам, выполненный на высочайшем техническом уровне — ведь большинство сохранившихся здесь построек лишены следов каких-либо «высоких технологий». Не исключено, что храмовый комплекс в свое время и стал возводиться как раз там, где местные обнаружили предметы, изготовленные совсем иной цивилизацией… О «вторичном использовании» местными жителями артефактов, изготовленных предыдущими цивилизациями, я уже писал в своем очерке про Индию «Здесь стены расписаны вязью санскрита».  Вполне возможно, что древние чамы, как и древние индийцы, повсеместно встречали следы, оставленные легендарными предками, и сохраняли их примерно в том виде, в каком нашли. А вокруг некоторых, наиболее впечатляющих, с течением времени возводились настоящие культовые сооружения для поклонения древним богам – создавшим удивительные по мастерству (и недоступные для потомков) вещи.

Продолжение следует…

➡️Часть 6. Можно прочитать здесь.