
В Павлодаре открылся детский сад для пожилых. В центре дневного пребывания распорядок дня расписан для посетителей поминутно, как в дошкольном учреждении. Разница лишь в том, что в детском саду малыши учатся познавать мир, а в центре – помогают не забывать о том, как он прекрасен, передает @lifepvl.kz.

Утро в центре дневного пребывания начинается с небольшой разминки. Впрочем, пришедшим на занятия пенсионерам сначала помогают раздеться, и в этом действе легко узнать тривиальный ритуал из детского сада: снять верхнюю одежду, завести в группу, передать воспитателю, успокоить при необходимости (случается и такое). В центре дневного пребывания все происходит примерно так же: за физической разминкой следуют проверка самочувствия дежурным врачом (замер температуры, давления и т.д.), занятия, затем размеренный и полезный завтрак, игры, прогулка на свежем воздухе, обед и, конечно же, разговоры. За ними, по мнению здешнего персонала, в большинстве своем и приходят пенсионеры, тоскующие по обществу, общению и вниманию.

— Мы проводим с ними занятия по рисованию, лепке из пластилина, собираем паззлы, разгадываем ребусы, — рассказывает методист Айгерим Камзина. Для нее центр дневного пребывания – первое место работы за долгие 11 лет. Девушка рано перенесла инсульт, — Пожилые люди же — как дети, и к ним нужен подход, как к детям. Где-то похвалить, где-то направить, помочь. Конечно, иногда они даже спорят, как дети. Из-за карандаша или цвета пластилина. У кого-то страдает моторика рук, у кого-то проблемы с памятью. Мы восполняем эти пробелы, понимая, что не сможем их излечить. У центра и нет такой задачи, но улучшить самочувствие, облегчить самочувствие — нам вполне по силам. Приятно, что наша работа помогает людям снова улыбаться, радоваться жизни, — признается девушка.
Эйджизм – огромная проблема для всего мира и Казахстана, в частности, уверена руководитель центра дневного пребывания, социальный предприниматель Асем Кисанова. Она борется с устоявшейся стигмой о том, что после выхода на заслуженный отдых человека нужно списывать со счетов. Он может приносить пользу, жить полноценной жизнью, быть вовлеченным в жизнь общества и страны, считает Асем.

— Люди приводят сюда своих родных главным образом для социализации. Дети, в основном, в связи со своей занятостью не могут уделять определенное внимание пожилым родителям, проявлять заботу, особенно в дневное время. Они передают эти функции нам как воспитателям в детском саду: встречаем, улыбаемся, целуем, кормим, общаемся с ними, занимаемся, разговариваем. Для них самое главное – общение. Мы видим, как у них буквально горят глаза. Некоторые даже расстраиваются, когда надо идти домой. И в плане общего состояния улучшается здоровье: крепкий ночной сон за счет строгого соблюдения режима, хорошее настроение, пропадает тревожность, снижается давление, они вовремя принимают лекарства, потому что мы четко за этим следим.

Часто после выхода на пенсию человек выпадает из привычного уклада жизни, теряет свою ценность, у него начинается депрессия, быстрее развиваются заболевания. Наблюдая за пожилыми, мы понимаем, что им нужны внимание, забота. Они начинают ощущать себя нужными, ценными людьми, и, можно сказать, снова начинают жить.
Первыми получателями услуг центра пребывания стали родители Асем Кисановой. И хотя ее папа, Кошеубай Омиржанович, первое время не хотел проводить половину своего дня исключительно в женской компании, теперь ему стало нравиться в центре все: общение, занятия, дыхание кислородом, что улучшило его состояние с ХОБЛ.

— Я специалист с более чем сорокалетним стажем работы в социальной сфере – рассказывает 71-летняя Айман Жатакбаева. – Мы решили поддержать дочь, которая пошла по моим стопам. Я много работала с инвалидами, ветеранами ВОВ, Чернобыля, Афганистана. И тогда были, и сейчас много одиноких пенсионеров, дети которых работают, живут за границей, и они постоянно сидят дома. Почему бы не прийти в этот центр? У нас недавно был день Республики, мы купили флажки, надули шары, выучили гимн (те, кто его не знал дословно), теперь у нас традиция – каждый понедельник мы встаем в строй и поем гимн. Так нам понравилось отмечать праздник! Здесь мы восстанавливаем свое здоровье, память. Мы уже давно забыли, когда рисовали или отгадывали ребусы. Некоторые уходят домой и с нетерпением ждут утра, чтобы вернуться.
Большим авторитетом в павлодарском ДЕДсаду, как его в шутку называют сотрудники, пользуется 86-летняя Роза Косынтаева, детский врач, нефролог с огромным 56-летним трудовым стажем. Женщина прекратила медицинскую практику всего три года назад, получив перелом бедра. И эта травма заточила ее в четырех стенах.

— Дома очень скучно! – говорит моя приятная «юная» собеседница Роза Дюсембаевна. — Если бы я была здорова, я бы, возможно, еще работала. Главврач мне разрешал. А сейчас мне дома очень скучно. Дочь приходит, кормит, мы живем в одном доме, но у нее свои дети, работа. А здесь мы бываем с 8 утра до двух часов дня. И после я не знаю, куда себя девать. Мне здесь очень нравится. Общение много значит. Мы здесь действуем, понимаете, не сидим, как пожилые люди, не занимаемся только разговорами, а что-то делаем, отвлекаемся.
Центры дневного пребывания для пожилых людей успешно работают в нескольких городах Казахстана. Пока в павлодарском ДЕДсаду способны принять до десяти посетителей и только до полудня, но не исключено, что эта инициатива – только начало большого и полезного проекта.






