Суббота, 1 ноября
Меню

Перевод с вьетнамского (Дананг и Хойан глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 14
Перевод с вьетнамского (Дананг и Хойан глазами казахстанца)
фото: Дмитрий Фефелов

Часть 3. Вьетнамский социализм

За окошком флаги красные, —
Дань победам и заветам.
Здесь такие люди разные
И хорошие при этом!
Улыбаются мне встречные,
Для улыбок веский повод, —
Вместе строим что-то вечное,
Может, жизнь, а может, город.

Как можно быстро стать миллионером? Полететь во Вьетнам и обменять деньги! 20000 тенге – это почти миллион донгов! Вьетнамская валюта одна из самых дешёвых в мире и почти вся пластиковая, за исключением самых мелких номиналов. Некоторые сильно потрепанные в обращении вьетнамские купюры, с портретом товарища Хо Ши Мина на лицевой стороне, выглядят как плохой цветной ксерокс с осыпающимся изображением, передает @lifepvl.kz.

Пожалуй, столь же «легковесные» денежные знаки мне доводилось держать в руках только в Узбекистане: те же 20000 тенге в узбекской валюте – это примерно полмиллиона сумов.

Все познается в сравнении. К примеру, проехать с десяток километров по Данангу на такси (пользуясь приложением Grab – аналогом нашего ЯндексGo) будет стоить 120000 донгов. Так что миллионы во Вьетнаме исчезают так же быстро, как и появляются…

Теоретически Вьетнам, являясь социалистической республикой, строит социализм. Однако, если разобраться, то сегодня в стране скорее царит настоящий капитализм, достигший невиданных размахов. С учетом присущей вьетнамской нации природной склонности к предприимчивости, чуть ли не все жители страны, по нашим меркам, являются предпринимателями. Каждый что-то производит, продает, ремонтирует или оказывает какие-то услуги.

Трудно найти вьетнамский дом, на первом этаже которого не был бы оборудован магазин, мастерская или гестхаус. Не всегда предложение услуг или продажа товаров покажется уместным; порой они просто навязываются без вашего согласия, причем по довольно высоким для Азии ценам. Попасть впросак и неожиданно стать покупателем какого-то ненужного товара или услуги можно достаточно часто. И не всегда это стоит воспринимать как мошенничество или обман, для самих вьетнамцев это просто «традиционная форма» ведения бизнеса. Таковы традиции, и некоторые вещи остается только принимать как есть (естественно, предварительно к этому подготовившись).

А что там восемь лет назад я писал в своем очерке про Китай?

Забавно, но практически то же самое:

«… обратил внимание на очередной китайский диссонанс, здорово выносящий мозг: лозунги-то сплошь коммунистические, местами как будто списанные с передовиц пресловутой советской газеты «Правда». А выйдешь на улицу – да кругом в Китае процветает самый махровый капитализм, с частной торговлей и свободным предпринимательством на каждом шагу! Все то, что не так давно активно преследовалось у нас в стране (никогда не забуду, как милиция постоянно гоняла бабушек-торговок с улицы рядом с моим старым домом в Павлодаре!), является абсолютно естественным в Китае.

Не знаю уж, как китайцам удалось сохранить баланс между, так сказать, теорией и практикой, но впечатляющие результаты налицо. Теоретики у них сыплют коммунистическими лозунгами с трибун. А улица, образно выражаясь, живет по своим законам. Абсолютно адекватным, но, увы, капиталистическим. И все довольны».

Я же говорил: все очень похоже! Даже в деталях.

Современный Вьетнам — аграрная страна с развивающейся промышленностью. В сельском хозяйстве здесь занято 75 процентов работающих. Основная культура – конечно же, рис. Есть и другие экспортные товары – например, вьетнамский чай и кофе. Вьетнам вообще традиционно славится очень качественным кофе. Гурманы могут купить во Вьетнаме его особый сорт «Копи Лювак»; эта разновидность производится из продуктов жизнедеятельности (а попросту – экскрементов) зверьков мусангов, которые питаются кофейными зернами. В кишечнике животных они под воздействием определенных ферментов приобретают весьма необычный вкус.

Большинство промышленных предприятий Вьетнама построено еще при содействии СССР. На них производится немалая часть электроэнергии, угля, продукции машиностроения. А на юге действуют предприятия, построенные уже при помощи западных или азиатских стран – по сборке электронной аппаратуры, велосипедов и мотоциклов.

Но чем Вьетнам по-настоящему очаровывает — люди везде трудятся, как муравьи, не покладая рук. Праздных, бездельников тут практически не увидишь – не сидят они по кафешкам с утра до вечера, как арабы, или на завалинке, как кое-где в российской глубинке. Молодцы! У меня вьетнамцы вызывают только чувство уважения.

Хотя Вьетнам и напоминает чем-то французскую Африку (Тунис, например), однако что касается чистоты и питания – это, можно сказать, другая лига! Если в Тунисе приходилось напоминать гостиничному персоналу о необходимости менять простыни и полотенца, и завтраки там зачастую были ниже всякой критики — то здесь белоснежное постельное бельё и отменный шведский стол. Словом, замечательный сервис!

Плюс ко всему народ вокруг улыбчивый, атмосфера доброжелательная, все стараются помочь. Создаётся стойкое ощущение, что тебе здесь искренне рады. Уже потому рады, что ты приехал в их страну и тем самым сделал большое дело – дал людям работу!

Продолжение следует…

➡️Часть 2. Можно прочитать здесь.