
А помните, недавно в Павлодаре стала достоянием гласности история с 13-летней школьницей, на которую оказывал психологическое воздействие и требовал интимные фотографии другой подросток? Это продолжалось в течение семи месяцев через мессенджер, пока девочка не выдержала и обо всем не рассказала маме. И та сразу обратилась в полицию. Установить злоумышленника оказалось несложно: им оказался 14-летний школьник из Астаны. Он ранее жил в Павлодаре и был лично знаком с потерпевшей. Насколько эта проблема распространена и кто может помочь в подобных случаях, нам рассказала известный павлодарский психолог Татьяна Кравцова, кандидат психологических наук, она имеет большой опыт работы с подростками, передает @lifepvl.kz.
Наша справка
Кибербуллинг – это систематическое преследование, унижение или запугивание человека с помощью цифровых средств: мессенджеров, социальных сетей, чатов, видео-платформ. В отличие от школьной «традиционной» травли, у кибербуллинга есть две особенности: он может происходить 24/7, и агрессор остаётся «невидимым». Последствия кибербуллинга не только эмоциональные (тревога, депрессия, снижение успеваемости), но и реальные риски безопасности: самоизоляция подростка, суицидальные мысли.
— Татьяна, как вы определяете кибербуллинг в психологической практике?
— Кибербуллинг – это форма агрессии, когда человека систематически оскорбляют и унижают с помощью цифровых технологий. Основные признаки – анонимность и агрессия. Всё происходит в онлайн-среде, где жертва часто не знает, кто её преследует. При этом нарушаются личные границы: злоумышленники манипулируют фотографиями и видео, нередко фейковыми.
— Почему именно подростки чаще всего становятся жертвами кибербуллинга?
— Это происходит по двум основным причинам. Во-первых, они постоянно находятся в онлайн-среде, что делает их уязвимыми и доступными для контакта. Во-вторых, до 21 года продолжается формирование мозга и личности. В подростковом возрасте (примерно с 11 до 16 лет) происходит развитие эмоциональной и волевой сфер, из-за чего подростки особенно чувствительны к чужому мнению, критике и эмоциональным перепадам, что делает их лёгкой мишенью для кибербуллинга.
— Чем кибербуллинг отличается от традиционного буллинга в плане психологических последствий?
— Традиционный буллинг ограничен местом: школой, двором или секцией, тогда как кибербуллинг происходит круглосуточно и не имеет границ ни по времени, ни по пространству. Анонимность агрессора усиливает чувство угрозы, делая воздействие более продолжительным и травмирующим. Жертвы часто испытывают тревожность и страх даже спустя годы. Буллинг в целом разрушает неокрепшую личность подростка, влияет на выбор карьеры, отношений и формирует скрытые депрессивные состояния, но кибербуллинг наносит ещё более глубокий психологический вред, лишая детей возможности защититься.
— Какие первые признаки указывают на то, что ребенок может подвергаться кибербуллингу?
— У подростка меняется поведение и эмоциональный фон: возникают перепады настроения, апатия или агрессивность. Меняется отношение к гаджетам: он либо избегает социальных сетей, либо, наоборот, постоянно их проверяет. Это отражается на его эмоциональном состоянии и общении с окружающими. Часто снижается успеваемость, пропадает интерес к привычным занятиям, обостряются конфликты и нарушается сон.
— Насколько опасны долгосрочные последствия кибербуллинга для психики подростка?
— У жертв кибербуллинга формируются глубокие психологические травмы, которые без помощи могут перерасти в расстройства личности. Возникают чувство стыда, тревожность, депрессия и посттравматический стресс. Со временем формируется «выученная беспомощность» – состояние, при котором человек теряет веру в возможность защититься. Эти последствия затрагивают учебу, отношения, выбор профессии и в целом качество жизни.
— Нужно ли сразу обращаться к психологу или можно сначала попробовать поддержать ребенка дома?
— Во-первых, нужно спокойно выслушать ребёнка без оценок и драматизации, показать, что вы его поняли. Затем дать понять, что вы готовы его защищать: «я буду действовать в твоих интересах». При наличии мошенничества обратиться в полицию и администрацию школы, действовать по установленному порядку (огласка, участие родителей, работа регулирующих органов). Главное сначала поддержать ребёнка, потом обратиться к психологу.
Недопустимо обесценивать или стыдить: нельзя говорить «это ерунда», «сам виноват», «ты справишься». Такие фразы лишают поддержки и усугубляют травму. Каждая ситуация травли индивидуальна, и помощь должна подбираться с учётом реакции ребёнка.
Практика показывает, что проблема реальна и требует совместных действий школы, полиции, психологов и родителей. Нельзя ждать, пока последствия проявятся, необходимо регулярно проводить просветительские мероприятия, внедрять чёткие алгоритмы реагирования и обеспечивать доступную поддержку каждому ребёнку. Только объединённые, системные усилия помогут защитить детей от цифрового насилия и сохранить их психологическую безопасность.
Автор: Камила Агубаева