Воскресенье, 31 августа
Меню

Человек-легенда, гражданин, патриот — кому Павлодар обязан созданием духового оркестра?

  • Салауат Темирболат-улы
  • 185
Человек-легенда, гражданин, патриот — кому Павлодар обязан созданием духового оркестра?
Фото из архивов «НЖ» и предоставленные филармонией им.Исы Байзакова

Скромный и интеллигентный, а еще всегда подтянутый и в хорошем настроении — глядя на этого человека, не скажешь, что через год ему исполнится 80 лет. По словам самого Анатолия Оноприенко, держать форму ему помогают многолетние тренировки, правильное питание и увлечение любимым делом. В каждодневном графике — спорт и репетиции на трубе, что полезно не только для легких, но и кровообращения мозга. В этом году его главному детищу в творчестве – городскому духовому оркестру – ровно 25 лет!

День спорта на центральном стадионе г.Павлодара. 1988 г.

Ко Дню Конституции мы встретились с настоящим гражданином и патриотом Казахстана, который в непростое время смог объединить лучших музыкантов и создать дружный и очень нужный для Павлодара творческий союз, передает @lifepvl.kz. 

Успенское начало и армейская закалка

Рожденный в первый послевоенный год, маленький Толя рос счастливым мальчиком. Его семья жила тогда в селе Лозовом. В школу пошел в 1953-м году, вошедшем в историю как начало «хрущевской оттепели» и разоблачений «сталинского террора». В общем, это было время новых надежд, больших свобод, мечтаний, грандиозных планов. Так оно и случилось в жизни будущего большого музыканта и педагога. Когда мальчик перешел в 6-й класс Ковалевской сельской школы Успенского района, туда приехал бывший музыкант военного оркестра. Именно он дал обычному деревенскому мальчишке счастливую путевку в увлекательный мир музыки.    

Детский оркестр «Школьные годы» после концерта. 1982 г.

«Как такого человека занесло в наши края, какими путями оказался в деревне, – не знаю. Был слишком мал, чтобы глубоко рассуждать и задаваться серьезными вопросами. В армии же в 45 отправляют на пенсию, может, кто-то пригласил в район после службы, а может, что-то другое в его жизни случилось. Он давал хорошие уроки, открыл самодеятельный оркестр при сельском клубе, так я научился играть на трубе. Буквально заразился музыкой, а потом пошло-поехало: музыкальное училище в Павлодаре, затем Казахская консерватория им. Курмангазы в Алма-Ате», – благодарен Анатолий Федорович военному музыканту, который волею судеб однажды оказался в Успенке и определил его дальнейшую судьбу. 

Детский оркестр «Школьные годы» на площади у ДК Металлургов. 1984 г.

Кстати, совсем молодым он тоже успел поработать школьным учителем, сутки напролет проводя с детьми. Хороший аттестат, сплошные положительные отзывы, масса разрядов по самым разным видам спорта, – чем не пример для деревенской ребятни. 

«Рядом с Успенкой была деревня Белоцерковка, когда закончил школу, директор пригласил меня туда поработать. Год до армии, а он: «Давай, парень, выручай, очень ты нужен. Загружу тебя занятиями, 36 часов получишь. Двойная ставка, все кружки твои». Ни корочки, ни стажа, а уже учитель. Сейчас бы за такое дело посадили, а тогда в деревне не хватало учителей, и мне оказали высочайшее доверие. Вел химию, черчение, пение, физкультуру. По шесть уроков в день, а вечером тренировка в спортзале: штанга, настольный теннис, гимнастика. По ним по всем у меня разряды. Отработал год хорошо, и сразу армия. И тут же по штанге завоевал третье место в Прикарпатском военном округе. В качестве поощрения сказали, что пойдешь в спортроту, а я в отказ: «Нет, я музыкант, а можно в оркестр?». Физкультуру не бросил. Еще так получилось, что обе роты оказались рядом – музыканты жили по соседству со спортсменами, а другие казармы дальше», – с теплом и трепетом вспоминает детство, отрочество, юность легендарный трубач.  

В симфонический оркестр мэтр музыкального искусства пришел в 2015 году

Собирал детей по всему городу 

В армии Анатолий Оноприенко прослужил три года, и вернулся в родной Казахстан только в 1968 году. Падение культа личности Сталина, смена политической обстановки, улучшение социальной жизни, свобода слова, расцвет поэзии, живописи, киноиндустрии, музыки, –это время окажется лучшим в истории СССР. С 70-х репрессивная машина вновь усилится, начнутся преследования особо активных и демократично настроенных граждан. Среди тех, кто получит срок по ложным доносам, окажутся павлодарский художник Александр Бибин, которого спустя время прославит легендарный Евгений Евтушенко, и педагог-музыковед Наум Шафер. Его обвинят в чтении якобы антисоветского самиздата и симпатии к творчеству Владимира Высоцкого. 

Анатолий Оноприенко с учениками детского духового оркестра «Школьные годы». 2010 г.

Спустя 30 лет судьба сведет Анатолия Оноприенко с бывшим диссидентом, и между ними завяжется крепкий творческий союз, который занесет их имена в историю большого кино. Но об этом чуть позже.

После армии жизнь молодого трубача из Успенки станет полна новыми интересными событиями и дерзкими идеями. Оноприенко одновременно работает в ансамбле «Ровесники» Павлодарского тракторного завода и в знаменитом на всю страну Советов ВИА «Орфей». В 1978 году он получил звание «Народный самодеятельный коллектив», что автоматически повышало статус, соответственно и популярность. География гастролей – огромная страна из 15 республик. Примерно в тоже время у Оноприенко происходит первая попытка создать свой взрослый духовой оркестр при Доме культуры металлургов, но успех обретет другой проект. 

«Ребята же все работают на предприятиях, смены-пересменки, сбои с репетициями, в общем, тогда со взрослыми как-то не получилось. Но меня не угомонить, идей много, энергии тоже через край. Иду к директору, тогда был Гарт Александр Александрович: «Сан Саныч, давайте детский оркестр сделаю. Научу, все замечательно заиграют, станем выступать на праздниках». И в 1976 году вместе с администрацией ДК организовали детский духовой оркестр», – глаза нашего героя светятся радостью.

Чтобы заинтересовать детей, молодой худрук обошел едва ли не все городские школы. Причем повсюду ходил с трубой, выступал в классах и там же устраивал набор желающих. 

«Сыграю мелодию, а родители: «Ой, научите моего сына, может, станет музыкантом». Подбегали сами и тащили детей: «Вот, мой мальчик хочет играть, вы только возьмите». И масса всего: «А это не страшно, легкие не испортятся, не заболеет, это ж надо как дуть, а голова не закружится, а вдруг потеряет сознание, а вдруг упадет без сознания?». Нет говорю, наоборот – сын будет здоровый, с крепкими легкими, станет задувать костры за несколько метров вперёд. Приходили с трудными подростками классные руководители: «Как вы справляетесь, на уроке непослушный, хулиганит, а к вам несется с радостью». Не знаю, говорю, видно, музыка так влияет положительно на «дурную» кровь, все силы забирает и послушными становятся. «Вы с ними поработайте, пусть он на уроках тоже себя хорошо ведет». Потом мальчишки исправлялись, подтягивались, нормально заканчивали школу, в жизни добивались всего, становились большими людьми», — смеется маэстро. 

Детский оркестр в фойе ДК им. Естая. 2010 г.

Он с ностальгией вспоминает то время, когда при многих крупных организациях работали самодеятельные оркестры. А были они и при 36-й, и при 37-й школах, а самый большой с 1957 года действовал в педучилище. Детский духовой оркестр «Школьные годы», организованный Оноприенко, просуществовал ровно 35 лет. 

«В 2011 году я решил передать дела, как-никак возраст, пора и честь знать. Ушел в отпуск, на тот момент я уже пенсионер со стажем. Передал, и в том же 2011 году он в последний раз выступил на день металлургов. Оркестр «Школьные годы» развалился. Не уберегли, на этом всё закончилось…», – тяжело вздыхает наш собеседник.

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

Взрослый оркестр Анатолий Оноприенко создал в 2000 году. Случилось это также неожиданно, как многое в его жизни. 

«Раздается звонок из акимата: «Анатолий Федорович, вас приглашает аким города, хочет поговорить, пожалуйста, подойдите». Я изначально разволновался: о чем поговорить-то, как, что, чего? Никого не трогаю, работаю в детском оркестре, всё в порядке, замечаний нет. Встречает замакима, и сходу: «Надо создать духовой оркестр». Меня передернуло: «У меня есть детский оркестр». Говорит: «Теперь взрослый нужно создать». А как я брошу детей? И дал отказ. Тут просят пройти к акиму Николаю Ивановичу Чмыху. А он человек опытный, строитель, хороший мужик, мне пару слов сказал, я не смог перечить — и согласился», – переносит нас в тот волнительный момент ветеран музыкального искусства. 

Что такого мог сказать аким, что нельзя было отказать, Анатолий Федорович произносит с особой гордостью.   

«Сначала повторил акиму то же, что говорил его заму: что не могу разорваться, у меня дети занимаются. Два оркестра не потяну. А Николай Иванович: «Вы все спокойно распределите, назначьте разное время – там с одними репетиция, а потом с другими музыкантами поработаете». Сказал, что в командировке за границей, видел, как в выходные в парках играют духовые оркестры. Народ слушает, наслаждается, отдыхает. Мол, чем наши люди хуже, нам тоже надо иметь такой оркестр. Просто сказал: «Вы же гражданин Казахстана, любите свой город, вы патриот, а кто это сделает, если не мы с вами?» После таких слов во мне еще больше проснулись патриотические чувства. Понял одно: надо – значит надо, и ничего со мной не случится», – продолжил Анатолий Федорович. 

Инструментов у молодого коллектива не хватало, но аким сдержал обещание и обеспечил музыкантов необходимым минимумом.  

«Все старенькое советское, именитого Страдивари, конечно, нет. Главное, что все было рабочее. Духовые оркестры и раньше были в Павлодаре, даже до революции, по 7-8 человек, большие-маленькие, без них никуда. Мы быстро сумели организоваться, в апреле порепетировали, а в мае 2000 года состоялась презентация. Дирижером был Валентин Борисович Шаврин. Я художественный руководитель, аранжировщик. С того момента, с легкой руки Николая Ивановича Чмыха, в Павлодаре появился свой профессиональный городской духовой оркестр, который по сей день радует людей», — отметил его основатель. 

Друзья, коллеги и ученики легендарного трубача всегда работают вместе

В 2015 году Анатолий Федорович завершил работу и передал эстафету своему ученику, талантливому музыканту Павлу Бакалкину. 

«Парень хороший, скромный, воспитанный, все у него получается. Рад, что весь коллектив его поддерживает: летом по традиции часто играют в горсаду, выступают на самых разных праздниках, их любят, везде приглашают. Гордость берет за ребят, что прославляют город, наши музыкальное богатство», — по-отечески отзывается о своих последователях маэстро Оноприенко. 

Дружба с Шафером, история с кино и роман с филармонией

В том же 2000-м году у него завязалась дружба с профессором Шафером, и снова по телефону. 

«По осени звонок на городской: «Здравствуйте! Наум Шафер беспокоит». Говорю: «А я заочно знаю вас. Моя жена училась в пединституте, с 66-го по 70-е годы, вы преподавали у неё». Он рассказал, что пишет музыку для фортепиано, а для оркестра нет. И что у него есть «Вечерний вальс», хочется посмотреть, как будет звучать в духовом оркестре. Ответил: «Для вас, дорогой профессор, всё что угодно сделаем». Это же какая честь поработать с такой фигурой мирового масштаба! Посидел, посмотрел, сделал аранжировку. Наум Григорьевич пришёл в горсад, послушал и обрадовался. Ему как раз исполнялось 70 лет, весь город к юбилею готовился. Все-таки человек такого уровня, уникальная личность, гордость страны. Потом «Старый патефон», другие произведения профессора переложили для оркестра. Он как-то сказал: «Вступление к опере Печорина почему-то нет в мире. Евгений Онегин есть, а Печорина нет. Видимо, мне надо заняться». И он написал вступление. Потом «Рассвет в горах» я тоже переложил для духового оркестра. Профессор все издал в одном диске. Наум Григорьевич – выдающаяся личность, великолепный литератор, музыкант, композитор», — восхищен Оноприенко. 

«Вечерний вальс» Шафера в исполнении духового оркестра ушел в интернет. И именно там его услышали авторы художественного фильма «Собачий рай». Так музыка из Павлодара попала в большое кино.

«Звонят с Москвы: «Мы делаем фильм, музыкой занимается специалист из Англии. Он вставляет классику, Чайковского, ему нужен вальс на три минуты, и услышал вашу работу. Хочет вашу музыку, ничего другого. Разрешаете?». Отвечаю: «Я не против, но я всего лишь аранжировщик, а композитор Наум Шафер». Они: «Да вы что, а он же старенький, как он, а вы поговорите с ним». Сказал им, что профессор в добром здравии, работает, правильно будет, если сами ему позвоните. Он дал согласие. Хороший, семейный фильм, там про детей, про 53-й год, после смерти Сталина, новая жизнь. Режиссер – Анна Чернакова, а сценарист – знаменитый актер Александр Адабашьян. Режиссер просила, чтобы вальс никому больше не отдавали, пока фильм не вышел. Картина где-то час тридцать идёт. В титрах написано: оркестр из Казахстана, город Павлодар. Дирижер, композитор, художественный руководитель. Но главное, что Республика Казахстан», – гордится Анатолий Федорович. 

Кадр из х/ф «Собачий рай», 2013 г. Режиссер Анна Чернакова. Автор сценария — Александр Адабашьян.

Последние 10 лет наш герой трудится в симфоническом оркестре филармонии им. Исы Байзакова. При этом он не только виртуозно музицирует в составе самого прославленного коллектива области и обязательно играет во всех концертах, но и отвечает за хозяйство. 

«С симфоническим тоже получилось неожиданно, и снова по телефону. Дело было весной. Помню, как вчера: всё подтаивало на улице, мы с кандидатом в мастера спорта идем с тренировки из трамвайного управления. Как раз в тот месяц я уже передавал духовой оркестр Павлу. Звонит Болат Сагатович Рахимжанов: «Анатолий Федорович, хочу вас пригласить в симфонический оркестр». Я в шоке: «Да вы что, это ж классика, это ж гораздо сложнее, может, кого другого поищите, тем более, я ж пенсионер». А он: «Тут возраст не помеха, приходите, мы попробуем, и всё получится». Вот так я оказался в симфоническом оркестре. С тех пор работаю артистом филармонии и параллельно инспектором оркестра, отвечаю за хозяйство», — рассказывает о нынешнем своем творчестве деятель культуры Казахстана. 

Вместе с Оноприенко в прославленном коллективе работают сразу несколько известных ветеранов музыкального искусства, и все они с огромным трепетом и любовью отзываются об оркестре, о маэстро Рахимжанове, и родной филармонии. 

«Всё-таки классика, высший уровень, тут всё по-другому. Симфонии, много сложных сочинений, очень серьезное дело. Симфонический оркестр –предел мечтаний для любого музыканта. Работа ответственная, требует огромной выдержки, сил, энергии, поэтому форму надо держать. Всегда следую этому и в музыке, и в спорте, и в изучении новых материалов. Всё важно и полезно для здоровья, для интеллекта, для общего развития, для нормального морального и эмоционального состояния. У оркестра высочайший уровень, здорово звучит. Местами прямо заслушиваешься, а иной раз самому не верится, что такое возможно в Павлодаре, но это данность, надо понимать, принимать, ценить, беречь. И вообще, Павлодарская филармония, все наши музыканты — большие профессионалы, талантливые люди и фанатики до мозга и костей», — с гордостью отзывается о своих коллегах Анатолий Оноприенко. 

29 ноября музыканту исполнится 79 лет. Из них в профессии он уже 61 год. Сейчас артист активно готовится к новому филармоническому сезону, чтобы порадовать зрителей новыми яркими концертными программами.