Четверг, 28 августа
Меню

Дорогой, редкий, нужный – почему нам важны «критические» материалы

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 102
Дорогой, редкий, нужный – почему нам важны «критические» материалы
фото иллюстративное, создано при помощи ии

Электромобили, солнечные панели, ветряные турбины – эти изобретения невозможны без металлов и минералов, которые из-за своей значимости получили название «критических». Они необходимы для производства возобновляемых источников энергии, аккумуляторов и чипов, мобильных телефонов и компьютеров, спутниковых систем и медицинского оборудования. Поэтому спрос на такие ресурсы будет только расти, передает @lifepvl.kz.

Казахстан, следуя тренду мировой экономики, наращивает добычу золота, лития, меди, цинка и других критически важных материалов для технологического развития. Страна может стать ключевым поставщиком ресурсов для глобального Зеленого перехода, но для населения этот процесс должен быть справедливым: не усиливать социальное неравенство и не увеличивать уже существующую экологическую нагрузку. Международные стандарты в рамках справедливого энергоперехода предполагают ответственную добычу сырья с учётом международных стандартов, справедливое распределение материальных благ, чтобы выгоды от экспорта критических материалов чувствовали не только компании, но и население, вовлечённость местных сообществ при строительстве новых промышленных объектов для добычи.

НАША СПРАВКА

Почему золото – редкий и дорогой металл?

Астрофизики утверждают, что все золото, которое есть в недрах Земли, появились задолго до образования нашей планеты, миллиарды лет назад. Драгметаллы и редкоземельные элементы – это результат мощных космических катаклизмов, когда сталкивались и разрушались гигантские звёзды. Синтезированные «тяжелые» атомы «засеяли» ту область, где потом сформировалась Земля и Солнечная система в целом.

Золото всегда в цене, и его добыча экономически целесообразна. Это одна из причин, по которой в Павлодарской области компания Solidcore Resources собирается построить Eртис  гидрометаллургический комбинат (ТОО «ЕГМК»). Планируется универсальный комплекс по переработке золотосодержащих концентратов с использованием технологии автоклавного окисления. И с этого места — подробнее.

В настоящее время компания, занимающая третье место по добыче золота в Казахстане, владеет двумя производственными комплексами – Варваринским хабом (АО «Варваринское», ТОО «Комаровское горное предприятие») в Костанайской области и действующим предприятием — ТОО «Бакырчикское горнодобывающее предприятие» в области Абай. Именно отсюда будет доставляться в Павлодар золотосодержащий концентрат.

Как восприняли павлодарцы эту новость? Конечно, в первую очередь люди обеспокоены возможным негативным воздействием на окружающую среду. И тот факт, что рядом с озером Былкылдак появится шламонакопитель с закрытым водооборотом будущего комбината, оптимизма не добавляет.

Поэтому группа экологов и журналистов отправилась на уже существующее производство компании в Костанайскую область, чтобы ознакомиться с особенностями извлечения золота, уровнем технического развития производства и отношением компании к окружающей среде.

Месторождение «Варваринское» — первое предприятие компании, приобретенное в 2009 году. Здесь добывается золотосодержащая руда открытым способом, в карьерах. Переработка руды до сплава Доре производится на обогатительной фабрике с применением технологии окисления. Составляющей этой технологии является использование цианидов. Однако здесь, как нам удалось убедиться, предприняты все меры предосторожности: независимый внешний международный контроль за использованием цианида, создание замкнутого цикла водооборота, обезвреживание и биоразлагаемость вещества под лучами солнца в осветленной воде хвостохранилища. Показатели фиксируют две лаборатории. Еженедельно приезжает местная сертифицированная лаборатория, отбирающая двойные пробы, а также выездная независимая аккредитованная лаборатория, которая берет пробы ежеквартально.

Павлодарские экологи высказывали свою обеспокоенность вокруг создания гидрометаллургического комбината. Однако впоследствии стало известно, что ЕГМК предлагает использовать в нашем регионе технологию, пока не имеющую аналогов в Центральной Азии. Она предполагает автоклавное окисление для переработки упорных и дважды упорных золотосодержащих концентратов.

В чем принципиальная разница между этими способами? Принцип автоклавирования предполагает высокие температуры и давление, что разрушает упорность концентрата и высвобождает металл, а вредные вещества при такой реакции не испаряются в окружающую среду и находятся внутри автоклава, обеззараживаясь.

Поэтому производственный процесс на ЕГМК, как нас уверили экологи, будет безвреден для окружающей среды.

Что касается технологии хранения отходов комбината, то планируется устройство ограждающей дамбы со 100% изоляцией. Ее должна обеспечить геомембрана, соответствующая международным стандартам качества. Вода будет вновь поступать в систему для повторного использования. Шламонакопитель ЕГМК будет оснащен автоматизированной контрольно-измерительной аппаратурой и сетью мониторинговых скважин. Все это уже используется на месторождении «Варваринское».

Светлана Могилюк, председатель общественного объединения «ЭКОМ», координатор Орхусского центра, кандидат географических наук, пояснила:

— Эта технология, использующая автоклав, даёт возможность минимизировать воздействие на окружающую среду вредными веществами, которые используются в других технологиях. Использующиеся при производстве золота цианиды нейтрализуются по технологии INCO. Единственное, что вызывает у нас сомнения, это все-таки довольно большая площадь под водоёмов шламонакопителе, вопросы к испарению с зеркала накопителя. Хотя эта «влажное» хранение используется также для того, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду за счёт пыления шламов. — подчеркнула эколог и продолжила:

— Хотелось бы отметить, что компания еще на стадии проектирования прислушалась к нашему предложению не разбивать проект отдельно на строительство комбината и отдельно на шламонакопитель. Поскольку многие компании, к сожалению, так делают в Казахстане. Именно для того, чтобы продемонстрировать вроде бы небольшое давление на окружающую среду, — заключила Светлана Могилюк.

Журналисты и экологи имели возможность ознакомиться со всей технологической цепочкой добычи золота на Варваринском, посмотреть, какие условия созданы для работников предприятия. Здесь активно используются «зеленые» технологии: и в самом вахтовом городке, и на большой площади вокруг уже стоят и еще строятся солнечные батареи. Работают здесь как жители близлежащих сел, которых возит автобус, так и люди из Костаная, Рудного.

Предприятие оказывает шефскую помощь соцобъектам своего района. Кстати, этой же традиции следует и Ертис гидрометаллургический комбинат: несмотря на начальную стадию проектирования производства, еще в прошлом году они отремонтировали детский сад в Павлодаре на 60 миллионов тенге. И два года подряд проводят зарыбление Иртыша полуторакилограммовыми сибирскими осетрами. В текущем году работы в этом направлении продолжаются. Насколько известно, ремонтные работы ведутся еще в двух детских садах.

Что касается самого проекта, сейчас по нему продолжается проектная работа, ведется строительство временных зданий и сооружений, на которое ЕГМК все разрешения получил еще в декабре 2024 года. Эти работы подготовительные и ведутся в рамках требований надзорных органов, курирующих экологию и инвесторов.

Но впереди – самое главное. Компанию ждет процедура публичных слушаний, которые состоятся в середине осени. Только после этого команда ЕГМК сможет приступить к строительству нового промышленного объекта в Павлодаре. Требования соблюдения законодательства, замечаний экологов и мнения самих жителей города – в приоритете.