Вторник, 26 августа
Меню

В эфире — дикие звери

  • Майя Шуакбаева
  • 24
В эфире — дикие звери
Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

Научный проект Зарины Сергазиновой по изучению биоразнообразия охотничье-промысловых видов животных на северо-востоке Казахстана превратился в настоящие документальные съемки о дикой природе. Фотоловушки, установленные в пойме Иртыша и в лесной чаще резервата «Ертіс орманы», фиксируют любопытные факты из жизни здешних обитателей. А звери, вжившиеся в роли главных актёров, ломают на «съемочной площадке» технику и реквизит, передает @lifepvl.kz.

Видео предоставила Зарина Сергазинова

Например, эта пара любопытствующих диких кабанов «уронила» объектив фотоловушки, которая еще пару дней работала в перевёрнутом состоянии. Но оказалось, что кроме перемены ракурса, парнокопытные решили перегрызть провода, окончательно приведя технику в нерабочее состояние. Всего за время работы проекта, ранней весны этого года, лесные звери привели в негодность три фотоловушки. 

— Животные реагируют, видят инфракрасное излучение, которого мы не замечаем, — отмечает доцент и ассоциированный профессор НАО «Торайгыров Университет», автор научного проекта Зарина Сергазинова, — Когда мы просматриваем видео, очевидно, что косуля воспринимает фотоловушку спокойнее других зверей: смотрит, изучает, а после идет на водопой. А пугливый лось может резко убежать. Но когда он привыкает к присутствию техники, подходит, нюхает фотоловушку, трется об нее.

Фотоловушки ставят в разных частях леса: на опушке, в самой чаще, у водопоя. Каждое место учёные определяют вместе со специалистами-охотоведами Павлодарского района и государственного лесного природного резервата «Ертіс орманы» (далее – ГЛПР).  Эти участки входят в зону изучения за жизнью животных по проекту Зарины. В совокупности с весны работает десять фотоловушек. Благодаря, в том числе, беспилотному летательному аппарату, исследователи наблюдают за миграцией диких зверей, их перемещением, популяцией. 

— В последние годы у нас нет браконьерства, поэтому сейчас дикие животные ходят свободно, не убегают, как раньше, — констатирует охотовед управления ГЛПР «Ертіс орманы» Каиржан Адильбаев, — Раньше, увидев или услышав машину, они бросались врассыпную. А сейчас спокойно пасутся, смотрят на тебя, их легко можно сфотографировать, они как будто позируют. Фотоловушки для нас тоже открывают много чего интересного. У барсука вообще образ жизни ночной, но фотоловушка показала обратное. Оказалось, что он и днем довольно активный. Мы смотрим, как он выходит из норы, охотится, выходит с барсучатами играть возле норы. Видели рысь, а увидеть это животное – большая удача.   

К слову, о барсуках. У этих милых с виду, но опасных лесных зверей – огромные подземные норы для проживания, в которые они залегают на зимнюю спячку. Причем эти хищные млекопитающие очень чистоплотные, поэтому «оборудуют» свой туалет отдельно от жилища. 

По подсчетам специалистов ГЛПР, на сегодняшний день в резервате обитает более 21 вида животных. Популяцию каждого вида тщательно подсчитывают, хотя цифры нельзя назвать математически точными. Но, по словам лесников, сейчас в резервате живет 75 рысей, 962 косули, 274 лося, шесть волков, 353 лис, 626 барсуков и 18 кабанов.

Охотоведы, как древние следопыты, определяют пути миграции животных, расставляя на пути следования зверей кормушки, очищая водопои. Без этого численность лесных млекопитающих в зимний период не сохранить. К примеру, в этом году в резервате заготовили грубые корма, 25 тонн сена, более 600 килограммов соли, очищено 70 водопоев, которые, как показывают следы и остатки шерсти, животные регулярно посещают.  

Научный проект Зарины Сергазиновой под названием «Геоинформационное моделирование и картографирование карты распределения охотничье-промысловых видов млекопитающих северо-востока Казахстана» поддержало Министерство науки и высшего образования в рамках программы «Жас ғалым». Проект рассчитан на три года и охватывает летние месяцы, но Зарина планирует наблюдать за жизнью обитателей леса и в зимний период, а по итогам разработать методические инструкции для охотоведов, единый стандарт, которого сейчас у специалистов нет.  

— Не всегда ведомственные данные приводятся в полной мере, и мы не видим всей ситуации. А для того, чтобы рационально и правильно управлять природными ресурсами, мы должны знать истинное состояние популяции, его места обитания. И такой комплексный подход обеспечивают современные устройства: дрон, фотоловушки. Они позволяют сделать визуализацию карты распространения вида, увидеть, где требуется охрана, где ситуация стабильна. Если это охотничьи угодья, такие расчеты нужны для установления лимитов на отстрел, не нарушить баланс и т.д, — поясняет ученая Зарина Сергазинова. 

К слову, в самом резервате тоже есть фотоловушки, но, установив плодотворное сотрудничество с учеными-биологами, охотоведы пополняют свои видеозапасы данными исследователей. К слову, устройства для «фотоохоты», оснащенные солнечными панелями, могут продолжительное время работать в автономном режиме, без зарядки, передавая живое изображение напрямую на девайс (телефон или компьютер). А датчик движения позволяет экономить ресурсы камеры, фиксируя только самое необходимое. Зарина Сергазинова совершенно не знает, что делать с собранным видеоматериалом после окончания проекта, между тем, из этих кадров может получиться настоящий документальный фильм о дикой природе Прииртышья. Ученая открыта для предложений. 

Видео предоставила Зарина Сергазинова