
Павлодарские власти передают старое здание онкодиспансера под студенческое общежитие педагогического университета
Это решение стало следствием провала проекта по строительству университетского кампуса в рамках государственно-частного партнерства, когда вместо общежития на территории школы №34 возвели элитный жилой комплекс, передает lifepvl.kz.
Договор дешевле денег
Впервые лидеры молодёжных крыльев сразу нескольких политических партий проводят общереспубликанский мониторинг готовности студенческих общежитий и приёмных комиссий вузов: Инновационного Евразийского университета, Торайгыров университета и педагогического университета им. Ә. Марғұлан. В последнем на начало этого учебного года 1716 из почти 4,5 тысячи студентов – иногородние, на которых в двух домах студентов – 787 мест.

Имеющийся дефицит койкомест в самом вузе деликатно называют «потенциальным», объясняя это тем, что ежегодно на проживание в общежитие подают заявления, в среднем, 800 человек. Остальные предпочитают жить на съемных квартирах, у родственников. Таким образом, подчеркивают в вузе, «фактический дефицит мест отсутствует, а университет полностью покрывает потребность студентов, подавших заявления на размещение».
Между тем, такого «потенциального» дефицита могло и не быть, если бы проект по строительству студенческого общежития для вуза был реализован.
Напомню, 7 марта 2019 года в целях реализации программы по выполнению социальной инициативы Президента по строительству общежитий по итогам открытого конкурса ТОО «Заман-Альянс» приобрело во временное землепользование сроком на пять лет часть стадиона СОШ №34. Даже на тот момент за смешные деньги в размере 820,5 тысяч тенге. Целевое назначение — для строительства и содержание общежития на 550 мест для педагогического вуза.

Как выяснилось тогда, 1270 квадратных метров школьной территории сочли земельными «излишками» и продали на аукционе. Чиновники заверяли, что «отрезанный» от стадиона участок не являлся спортивной площадкой, и остающаяся часть стадиона соответствует проектным нормативам – 19 квадратных метров на одного ученика.
Отчуждение, вызвавшее большое возмущение в обществе, называли вынужденной мерой. В педагогическом университете тогда дефицит студенческих мест не был потенциальным и являлся, цитирую, как заверяли тогда в вузе, «катастрофическим».
По условиям договора между ПГПУ и ТОО «Заман-Альянс», застройщик должен был реализовать проект за 960 млн. тенге, а университет по его завершению – выкупить здание по уже фиксированной стоимости в размере 1 млрд 200 млн тенге.

Однако договор оказался дешевле денег, и обещанного общежития вуз так и не получил. Начатое строительство сначала простаивало из-за грянувшего кризиса во время карантина, цены на стройматериалы возросли, а после ТОО «Заман Альянс» и вовсе продало право аренды участка, вернуло внесенные университетом долевые денежные взносы. Целевое назначение участка изменили, и вместо студенческого дома здесь вырос элитный ЖК «Жастар». Судебные тяжбы между сторонами, затянувшиеся на несколько лет, ни к чему не привели.
С тех пор, чтобы решить проблему нехватки студенческих койкомест, педагогический университет заключал договоры с гостиницами и хостелами, параллельно рассылая письма местным властям с просьбой предоставить участок земли для строительства нового общежития. И в этом году акимат изыскал для учебного заведения помещение в шаговой доступности, которое, впрочем, довести до ума будет стоить немалых денег.
Бывший онкологический диспансер простаивает с момента открытия нового здания больницы в 2019 году. Во время каратина в нем размещался ковидный госпиталь, а после здание забросили, его облюбовали местная ребятня, исписавшая стены непечатной лексикой, и бездомные.

— Для полного обеспечения всех иногородних студентов койкоместами нам необходимо дополнительно общежитие на 700 койкомест, — поясняет проректор Павлодарского педагогического университета имени Ә. Марғұлан Серик Ильясов. — Нами будет проведено техническое обследование на предмет возможности реконструкции его в общежитие, в случае положительного решения будет разрабатываться проектно-сметная документация и проводиться государственная экспертиза: либо реконструкция, либо заново строить. На финансирование этих работ будем также искать инвестора.
Техобследование покажет: возможна ли вообще дальнейшая эксплуатация.
До прошлого года университет на договорных условиях предоставлял студентам номера в одной из городских гостиниц. Взамен владельцы отеля обязаны были обеспечить комфортные условия для проживания молодых людей, безопасность и режим. Однако в середине учебного года стоимость проживания неожиданно увеличили, и вуз решил отказаться от такой практики.
«Не путать дефицит с нехваткой»
По инициативе министерства науки и высшего образования во всех вузах страны работают ситуационные центры и специальные штабы по размещению студентов. Главным образом для того, чтобы решать проблемы, возникающие у вчерашних абитуриентов: по размещению, организации учебного процесса. Таким образом чиновники от министерства пытаются наладить открытый диалог со студентами. В каждом регионе работают студенческие омбудсмены, контакты которых разместили в открытом доступе на сайтах, социальных страницах и в самих вузах.

— В Павлодарской области четыре вуза и шесть общежитий, — информирует членов столичной комиссии студенческий омбудсмен по нашему региону Даурен Шарипов. – Такого крупного дефицита койкомест, как в городах Алматы, Астана или Шымкент, у нас нет. Есть желающие проживать в общежитии, но при этом не наблюдается дефицит. В прошлом году Марғұлан университет заключил меморандум с Торайгыров университет. А так как у Торайгыров университета был сдан в эксплуатацию новый студенческий кампус, они отдали резервные койкоместа студентам Марғұлан университета.
И это тоже история, связанная с проектом по строительству студенческих общежитий в рамках ГЧП. В Казахстане, по данным министерства науки и высшего образования РК, в период с 1991 по 2018 годы ввели всего восемь тысяч новых койкомест в общежитиях. Для решения этой проблемы в 2018 году тогда еще министерство образования разработало механизм, по которому бизнес строит общежитие, а государство компенсирует ему затраты за проживание каждого студента — 195 МРП. Это около 766 тысяч на текущий год. Таким образом, за короткий период в стране появилось 50 тысяч новых койкомест в студенческих общежитиях, а экономия бюджета превысила 150 млн. тенге.

По такому принципу две компании (одна из них — небезызвестная по истории строительства общежития для Марғұлан университет ТОО «Заман-Альянс») в том же 2019 году взялись за возведение общежития для Торайгыров университета. Поскольку земля принадлежала университету, вуз вложил 20% от всей суммы – около 250 млн тенге. Остальное должны были вложить бизнесмены. Но через полгода грянула пандемия, стройматериалы вдвое подскочили в цене. Несмотря на это, подрядчик достроил общежитие на 600 мест по сметной стоимости в 1 млрд 200 млн тенге, а после неожиданно для себя узнал, что университет переоформил строение на себя, оставив инвестора без обещанных компенсаций за проживание студентов и самого здания. Суды между сторонами затянулись почти на год, но в конечном итоге, Фемида признала право собственности на студенческий кампус за вузом.
Оценивать государственную программу строительства общежитий по двум нашумевшим проектам в Павлодаре внештатный советник министра науки и высшего образования Тохтар Болысов считает некорректным. По его словам, за последние пять лет в Казахстане удалось сократить дефицит студенческих койкомест до 10 тысяч, и этот дефицит сохраняется преимущественно в Алматы. Поэтому сейчас у министерства первоочередная задача – снизить нехватку студенческих общежитий в южной столице.
Напомню, в ноябре 2023 года в Алматы сгорел хостел, среди 13 погибших жителей этого заведения были студенты. Как потом выяснилось, хостел работал незаконно, а вузы или колледжи не заключали с ним договоров на проживание своих учащихся, но жестокий урок для себя чиновники извлекли.

— Были разные кейсы: успешные, неуспешные, пробуем, смотрим, — говорит внештатный советник министра науки и высшего образования Тохтар Болысов. — Единственный город, в котором есть по факту дефицит студенческих мест, это Алматы. В Астане мы, наконец-то, в этом году решим вопрос, в регионах, тем более, решен вопрос. Если мы говорим про дефицит, как таковой, что дети останутся на улице, то — ноль, ни одного студента мы не оставим на улице, это факт. В Алматы мы заключаем договоры с хостелами, гостиницами, где по условиям живут только студенты. Но если говорить о студенческих общежитиях при университетах — порядка 10 тысяч еще есть дефицит. Сейчас у нас порядка 30 тысяч иностранных студентов, мы планируем увеличить их число до 150 тысяч в ближайшие годы, но для этого мы должны обеспечить своих и зарубежных студентов достойными, комфортными условиями проживания. Мы хотим «взять» Большую Евразию. И будем придумывать новые инструменты.