
Как через 80 лет после гибели пропавший воин объединил семью
Чудом уцелевший смертный медальон, найденный на месте массового санитарного захоронения времен Великой Отечественной войны, перевернул представление павлодарки Марины Стрелковской о прошлом семьи. Всю свою жизнь она не подозревала, что на боевых полях Западного фронта покоится пропавший без вести брат её родного дедушки. Теперь уже очевидно, что находка стала первым звеном в череде предстоящих поисков потерянных кровных уз семьи Стрелковских, передает lifepvl.kz.

В июне этого года поисковым отрядам имени М.П. Краснопивцева, имени Карпова и «Россия» невероятно повезло. Волонтеры вели раскопки массового санитарного захоронения времен Великой Отечественной войны под деревней Трушково Мосальского района Калужской области. Очевидно, что на этих полях Западного фронта в начале войны шли жесточайшие бои за Варшавское шоссе. Тела павших, предположительно, впопыхах закапывали местные жители, дабы не оставить их без погребения. Ни имен, ни табличек, ни памятной доски, в отличие от братских могил. Поисковикам удалось поднять на поверхность (из почвенной грязи и жижи — прим. М.Ш.) останки 81 бойца, и только у одного нашли чудом уцелевший эбонитовый пенал – солдатский смертный медальон. В плотно закрытом футляре бойцы поискового отряда обнаружили целую записку с данными погибшего воина.
— Вероятно, солдаты, которых мы обнаружили, погибли в феврале 1942 года, — рассказывает командир поискового отряда им. М.П.Краснопивцева Максим Сапожников, — Это были части 50-й армии, которым поставили задачу «перерезать» Варшавское шоссе в районе деревне Людково, чтобы завладеть главной артерией снабжения 4-й полевой армии вермахта, выйти в тыл к немцам для помощи окруженным частям 33-й армии. Из 81-го бойца только у одного удалось обнаружить смертный медальон. Мы увидели, что записка в довольно хорошем состоянии, но надписи на ней отсутствуют. Мы отправили ее на экспертизу в органы полиции, но, к сожалению, прочесть её не удалось. Тогда мы обратились к нашим коллегам из лаборатории «Солдатский медальон». И буквально через несколько часов нам сообщили, что установили личность погибшего воина. Это Стрелковский Александр Геннадьевич, 1911 года рождения, который считался пропавшим без вести в 1941 году. И призывался на фронт из города Павлодара.


Говоря современным языком, это было комбо: небывалая удача найти целый солдатский медальон. Кроме того, следы привели в казахстанский город, в котором у российских поисковиков уже давно есть верные друзья, коллеги из поискового отряда «Панфиловшылар».

Связавшись с заместителем командира объединения Рафаэлем Мухамеджановым, буквально спустя три дня они получили радостное известие: родные павшего солдата найдены. Для поисковиков это означает, что поиски закончены.

— Волею судеб нам удалось сразу же найти родных Александра Стрелковского, — продолжает рассказ российского коллеги заместитель командира поискового отряда «Панфиловшылар» Рафаэль Мухамеджанов, – Вообще, у солдат существовало поверье: не брать с собой смертные медальоны, чтобы не отпугнуть удачу. Если у немецких солдат были жетоны с выбитыми именами, то у нас эбонитовые, металлические футляры. И большая удача, что данные в нем сохранились. Нам не нужно было делать запросы, не нужно было работать по архиву, мы просто посмотрели через соцсети. Друзья-журналисты предложили позвонить Марине Стрелковской. Фамилия довольно редкая и на слуху. И так получилось, что мы попали точно в цель.

Марина Стрелковская – человек в Павлодаре довольно известный. Долгие годы она руководила кризисным центром для женщин, со временем сменив сферу деятельности на дом престарелых. Но никогда Марина Владимировна не знала, что у её родного дедушки Анатолия Стрелковского, пропавшего без вести в Берлине в апреле 1945 года, был брат Александр. Поэтому поначалу в ответ на вопрос Рафаэля Мухамеджанова она ничего не смогла сказать. Переговорив с родными, она узнала, что Александр Стрелковский действительно ее двоюродный дедушка.

— С самого начала появилось ощущение, что это какая-то важна информация, — говорит внучатая племянница павшего солдата Марина Стрелковская. — Во-первых, это до дрожи, потому что ты соприкасаешься с историей семьи, с историей рода, ты видишь, как это происходило. У меня было ощущение, что я сама была в том бою и видела, как все это происходило. Максим Сапожников, поисковик из Калуги, сказал мне: «Наверное, этот человек очень сильно хотел домой, поэтому его из восьмидесяти одного человека медальон нашли только у него». Сейчас мы начинаем большую работу по поиску родных, кто может знать Александра. Появилась информация, что был еще младший брат, Владимир Геннадьевич, родившийся в 1945 году. Он появился уже после того, как пропали два старших брата, но, тем не менее, данные совпадают. Фамилия Стрелковский – довольно редкая, и сейчас я вспоминаю, что мне писали в прошлые годы люди с такой же фамилией из Узбекистана и Москвы. Я написала им, пока ответа нет. В следующем году в Калуге нашего дедушку перезахоронят, мы надеемся найти всех родных и встретиться там.
К слову, у павлодарских поисковиков уже есть данные о матери найденного под Калугой Александра Стрелковского. В архиве сохранились записи о том, что женщина в свое время инициировала поиски пропавшего без вести сына. У нее были другие дети, так что вероятность найти неизвестных родных из клана Стрелковских – довольно большая.

Предположительно, 22 июня 2026 года в Калужской области перезахоронят найденные останки бойцов. Павлодарцы обязательно отправятся туда, чтобы проводить в последний путь солдата, так хотевшего домой, и объединившего свою семью спустя 80 с лишним лет. Невероятная история семьи к тому времени, наверняка, пополнится новыми сведениями.