
Депутаты мажилиса одобрили во втором чтении законопроект о борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма
Итак, что нового будет в слегка переименованном законе, который теперь хотят назвать «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», передает Ratel.kz.
Порог операций с культурными ценностями снижен с 45 млн до 1 млн тенге
Ранее финансовому мониторингу подлежали операции по купле-продаже, ввозу или вывозу культурных ценностей на сумму от 45 млн тенге. Теперь этот порог снижен до 1 млн. Культурные ценности – это, например, антиквариат, картины, скульптуры, исторические документы. Снижение порога усилит контроль за перемещением ценных предметов, которые иногда используют для легализации преступных доходов.
Установлен порог по операциям с цифровыми активами
Впервые вводится финансовый мониторинг операций с цифровыми активами (криптовалютами и другими цифровыми ценностями) на сумму от 5 млн тенге. Контроль за крупными операциями с криптовалютами снизит риски их использования для отмывания доходов и финансирования запрещённой деятельности.
Финмониторинг операций некоммерческих организаций
Теперь уполномоченный орган будет проводить анализ и мониторинг операций НПО на предмет рисков отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. В мировой практике были зафиксированы случаи, когда некоммерческие организации (НПО), формально занимавшиеся гуманитарной, образовательной или религиозной деятельностью, использовались в качестве прикрытия для финансирования терроризма или иных противоправных действий. Вот примеры из открытых источников и материалов международных организаций вроде FATF и ООН:
Al-Haramain Islamic Foundation (Саудовская Аравия) – одна из крупнейших благотворительных исламских организаций, которая действовала в десятках стран. В начале 2000-х годов расследования в США и странах ЕС установили, что часть средств фонда направлялась для поддержки боевиков в Чечне, Сомали и Боснии. В 2004 году включён в санкционный список ООН и США как структура, финансирующая террористические организации, связанные с «Аль-Каидой».
Benevolence International Foundation (BIF, США/Саудовская Аравия) – официально зарегистрированная гуманитарная организация в США, имевшая филиалы в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Следствие доказало, что через фонд финансировались группы, связанные с «Аль-Каидой», в том числе велась поддержка в Боснии и Афганистане. В 2002 году закрыт решением суда США, имущество конфисковано, включён в санкционные списки ООН и США.
Revival of Islamic Heritage Society (RIHS, Кувейт) – известная благотворительная организация, которая, по данным казахстанского и международного финмониторинга, использовалась для финансирования террористических организаций в Пакистане и Афганистане. Отдельные подразделения фонда в Пакистане и Афганистане включены в списки ООН как спонсоры терроризма.
Holy Land Foundation for Relief and Development (США) – когда-то крупнейшая исламская благотворительная организация в США. Обвинялась в финансировании палестинской группировки ХАМАС. По данным суда, организация переводила деньги в фонды, аффилированные с ХАМАС. В 2008 году организация закрыта, руководство осуждено в США на длительные сроки.
Казахстанские НПО ни в чём подобном замечены не были, тем не менее наши законодатели решили усилить контроль.
Проверка руководителей финансовых учреждений на связи с преступной деятельностью
Вводится обязательная проверка кандидатов на руководящие должности в финансовых организациях на наличие связей с лицами, которые ранее участвовали в отмывании денег, финансировании терроризма, финансировании распространения оружия массового уничтожения. Это значит, что, если у кандидата обнаружат какие-то связи с каким-то коррупционером (насколько близкие – не уточняется: может, живут в одном подъезде элитного дома или работал под его руководством), его не смогут назначить на руководящую должность.
Требование об отсутствии судимости у бенефициарных собственников
Законопроект устанавливает, что фактический владелец юридического лица не должен иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления, связанные с отмыванием денег, финансированием терроризма или распространением оружия массового уничтожения. Как известно, бенефициар – это человек, который в конечном итоге получает выгоду от деятельности компании, даже если формально он не значится среди её учредителей.
Введение понятия «финансирование оружия массового уничтожения»
Закон впервые закрепляет юридическое определение финансирования оружия массового уничтожения. Это предоставление средств или финансовых услуг с целью разработки, производства или распространения ядерного, химического или биологического оружия.
Фонд социального медицинского страхования включён в список субъектов финмониторинга
Теперь Фонд социального медицинского страхования станет одним из субъектов, обязанных проводить внутренний финансовый мониторинг и передавать данные уполномоченному органу.
Запрет на создание банков-ширм
Это такие фиктивные банковские организации, которые не ведут реальной деятельности, а используются для отмывания денег и скрытия происхождения средств. Вообще-то, на практике в Казахстане официально зарегистрированных классических банков-ширм, то есть банков, которые существовали только на бумаге – без реального офиса и операций – не выявлялось. Но в разные годы были случаи, когда отдельные казахстанские банки участвовали в международных схемах по выводу средств или фиктивным операциям, что, по сути, близко к деятельности банков-ширм. Например, в 2013–2017 годах через ряд мелких казахстанских банков проводились схемы обналичивания и вывода средств в офшоры. Банки оформляли фиктивные контракты и операции с иностранными юрлицами, переводили крупные суммы за рубеж под видом оплаты услуг или поставок. В разные годы Национальный банк Казахстана за участие в сомнительных и непрозрачных сделках отозвал лицензии у «Астана Финанс», «Capital Bank Kazakhstan» и «AsiaCredit Bank».
Обязательная секторальная оценка рисков раз в три года
Государственные органы теперь обязаны не реже одного раза в три года проводить секторальную оценку рисков отмывания денег, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения для выявления отраслей, где выше вероятность использования преступных схем.