
Часть 7. Крепость Йорос на Босфоре
На стыке Запада с Востоком
Соединенье двух морей.
Каким ни повернешься боком —
Не обойтись без кораблей.
И сотни подданных Нептуна
Седым Босфором держат путь.
Взгляни поласковей, Фортуна,
И никого не позабудь.

Согласно Евангелиям, библейская Голгофа находилась рядом с городом Иерусалимом. Однако «Голгофа» в Иерусалиме сегодняшнем — это всего лишь небольшой холмик, горой вовсе не являющийся. И вообще Иерусалим, расположенный в отдалении от средиземноморского побережья, вряд ли может претендовать на «центр мира, расположенный между Азией, Африкой и Европой» — как его описывали средневековые путешественники.

Известная современная писательница Татьяна Толстая поделилась впечатлениями о Иерусалиме: «Старый Город, обнесенный стеной, занимает всего один квадратный километр площади и вмещает четыре квартала… Мы идем по Виа Долороза – Крестному пути на Голгофу, насчитывающему 14 стоянок. Путеводитель пишет, что путь исторически недостоверен, в основном придуман в восемнадцатом веке. Тем не менее, он весь расписан. Здесь Господь упал. Здесь он встретил свою Мать. Здесь Симон подставил плечо и помог нести крест. Здесь Господь опять упал. Вот тут он оперся о стену – вот и вмятина в стене. Женщины из нашей группы, и пожилая армянская пара, и какой-то бледный потрясенный старик тихо плачут, шепчут, гладят вмятину. Мы листаем путеводитель: дом построен в четырнадцатом веке… Выходим к маленькой площади перед Храмом Гроба Господня – цели паломничества всех христиан. Путеводитель сухо сообщает, что многие посетители Храма бывают разочарованы: никакого величия, никакой архитектуры, здание втиснуто среди каких-то стен, сарайчиков, домишек; все строено-перестроено, делано и недоделано; шесть разных христианских общин совместно владеют храмом и не могут договориться между собой, как достроить крышу… Помимо всего прочего, неясно, действительно ли он воздвигнут над Голгофой – местом распятия и действительно ли найденная рядом гробница – это гробница Спасителя».

Кстати, в современном Иерусалиме нет рек. Город расположен на относительно невысоком плато, а довольно скромных размеров река Иордан, которая течет к югу от города, находится на расстоянии примерно 60 километров. Кто-то может возразить, что климат мог сильно измениться, а Иордан, возможно, когда-то был большой полноводной рекой. Однако геологи утверждают, что пустынные окрестности Иерусалима остались практически такими же, как и были две тысячи лет назад…

Если же вернуться в окрестности горы Бейкос под Стамбулом, то как раз неподалеку от места слияния пролива Босфор с Черным морем мы найдем руины крепости с весьма любопытным названием — Йорос. Оно на удивление созвучно названию «Йоросолим», которое можно встретить в старинных русских источниках с описанием Страстей Христовых!

Крепость Йорос находилась на высоком холме с азиатской стороны пролива, контролируя Босфор в очень важном стратегическом месте. Со смотровой площадки возле крепости виден построенный в 2016 году автомобильный и железнодорожный мост Султана Селима Явуза (Селима Грозного) – это третий мост через Босфор, за которым уже проглядывает Черное море.

В античности крепость использовалась греками и финикийцами для торговых и военных целей; греки даже называли этот район «священным местом». Потом крепость Йорос принадлежала и генуэзцам, и византийцам, и туркам.
В прошлом длина крепости (параллельно побережью Чёрного моря) составляла 500 метров, а ширина колебалась от 60 до 130 метров. Самая укреплённая часть крепости обращена к востоку, то есть к Анатолии. Это доказывает, что помимо контроля над входом в пролив, крепость была призвана отразить и нападение с суши. В свое время стены крепости спускались к проливу, где размещался причал для приёма кораблей, а в самой крепости имелся маяк; все это можно увидеть на старинных гравюрах.

Развалины цитадели и крепостных стен существуют до сих пор, хотя большая часть башен и других сооружений разрушены. Лучше всего сохранилась восточная сторона: две воротные башни высотой до 20 метров и вход. Впрочем, сейчас вход в крепость заложен кирпичной кладкой и снаружи, и изнутри в целях предотвращения обрушения арки. На стенах крепости по сей день сохранились надписи на древнегреческом языке, а также символы семьи Палеологов, которые правили Византией до её падения…
Стоит еще добавить, что большинство христианских святынь в прежние времена почему-то находились вовсе не в палестинском Иерусалиме, а именно в Константинополе.

Откуда мы это знаем?
Один из первых русских путешественников архиепископ Новгородский Антоний (в миру Добрыня Андрейкович) побывал в Царьграде в конце XII века, еще до разграбления его крестоносцами в 1204 году, и по возвращении в отечество письменно изложил свои впечатления. По его свидетельству, в Константинополе он видел скрижали Моисеева закона, киот с манной небесной, пилы и сверла изготовившего крест Господень плотника, терновый венец, губку, гвозди, багряницу и копье.

А митрополит московский Пимен засвидетельствовал нахождение в Царьграде дверей и досок Ноева ковчега, железной цепи апостола Павла и камня апостола Петра, столпа бичевания Христа и одежды Богородицы, доски, на которой несли Христа к его гробу и корчаги из самородного камня, в которых Иисус превратил воду в вино. Также в окрестностях города были замурованы в монастырских стенах останки Лазаря, святой Марии Магдалины, голова апостола Андрея и правая рука Иоанна Крестителя.

И, наконец, сам факт существования под Стамбулом крепости Йорос — возле так называемой «могилы Иисуса», удивительно напоминающей по многим приметам Голгофу! — заставляет крепко задуматься: а так ли уж верны внушаемые нам исторические представления?
Продолжение следует…