Суббота, 7 июня
Меню

На перекрестке двух миров (Стамбул глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 40
На перекрестке двух миров (Стамбул глазами казахстанца)
фото: Дмитрий Фефелов

Часть 2. Рим Второй и Рим Третий

Константинополь, Царьград и Стамбул.
Волн средиземных стареющий гул.
Как ты блистал среди звёздных ночей,
Как распадался на сто миражей.
Словно несли мы в поющей крови
Вирусы чьей-то далёкой любви.
Словно предсказано вещим пером
Третьему Риму мечтать о Втором…

Стамбул по своей сути уникальный город — шумный, гостеприимный и многообразный, словно богатая восточная мозаика. Здесь встречаются Европа и Азия, и именно такой контраст создает особый неповторимый колорит.

Это многонациональный мегаполис, в котором, кроме турков, проживают греки, арабы, черкесы, азербайджанцы, лазы, армяне и румыны. Тут, кстати сказать, самая крупная в мире община курдов — около 3 миллионов человек. Благодаря пестрому национальному составу города, к туристам в Стамбуле относятся нейтрально или доброжелательно. И Стамбул среди туристов, конечно же, чрезвычайно популярен – например, только Софийский собор и дворец Топкапы ежегодно пополняют турецкую казну на 30 миллионов долларов.

А еще Стамбул называют «городом кошек». Хвостатых друзей здесь — миллионы, и стамбульцы их очень любят. Многие горожане мимоходом стараются погладить бездомного пушистика. Социальная реклама на улице напоминает: «Им тоже нужен кусок хлеба и глоток воды». По утрам и вечерам у подъездов домов и по краю стамбульских тротуаров появляется кошачий корм, кусочки колбасы и другие лакомства.

Вообще археологи утверждают, что древнейшие поселения на месте современного Стамбула датируются примерно 6700 годом до нашей эры. Но официальной датой основания города считают 659 год до нашей эры.

Несколько позже его первые жители, этнические греки, назвали город Византием в честь героя древнегреческого эпоса. Визант вроде как был сыном бога Посейдона и нимфы Кэроэссы и совершал подвиги, борясь с фракийцами и скифами. Существует также версия о том, что Визант являлся одним из аргонавтов, которые отправились на поиски легендарного Золотого руна.

Новым этапом для города стал 330 год, когда он уже находился под властью римлян. Именно в это время амбициозный римский император Константин Великий перенес в Византий столицу Римской империи.

Изначально было решено переименовать город в Новый Рим, однако подобное название не прижилось, и вскоре столицу стали называть Константинополем – то есть «городом Константина».

Императору нравилась идея развития города на пересечении двух частей света, поэтому он и его подданные с большим энтузиазмом взялись за масштабное строительство. При Константине площадь города увеличилась в несколько раз, было построено множество религиозных сооружений, отовсюду свозились лучшие произведения искусства для их украшения, открывались общественные собрания и бани, был заложен собственный грандиозный ипподром.

И следующие правители продолжали традиции Константина Великого, не жалея средств на возведение роскошных дворцов и богато украшенных храмов.

Константинополь стал главным центром религиозной культуры в восточной части империи. При Юстиниане I был построен собор Святой Софии – одна из основных достопримечательностей современного города.

Богатство и великолепие Константинополя, расположенного на Великом Шелковом пути, не могли оставаться незамеченными. За время существования Византийской империи город осаждался 24 раза, причем трижды осады завершались его падением. В 1204 году Константинополь взяли крестоносцы, а в 1261 году его захватили войска Никейской империи. Наконец, в 1453 году Константинополь в очередной раз пал после штурма армией османов под командованием Мехмеда II.

Новые правители отстраивали город заново, превращая храмы в мечети, и постепенно из христианской столицы Константинополь превратился в центр исламского халифата.

К тому времени католические народы уже восприняли мысль, что Священная Римская империя (с папой и императором во главе) и есть настоящая законная представительница «царства божьего» на земле.

А вот народы православные, наоборот, именно в византийском императоре видели своего верховного главу, а в константинопольском патриархе, соответственно, истинного представителя Вселенской церкви. В глазах русских Константинополь был как бы Вторым Римом.

Тогда и родилась теологическая и философская концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать».

Статус Третьего Рима означал для Москвы и ряд «вселенских» обязанностей. Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы. Все это обусловило длительную череду кровопролитных войн, которые охватывают период в два с половиной века; за данный промежуток времени произошло 12 русско-турецких войн.


В середине XIX века концепцию «Москва — Третий Рим» стали использовать также и славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический «третий» путь России.

Продолжение следует…