
Часть 1. Не охватишь единым взором…
На перекрестке двух миров,
На стыке Запада с Востоком
Бурлит пышнейший из пиров —
Стамбул в величии высоком.
Старинных замков строгий ряд.
И словно белые ракеты,
Везде, куда хватает взгляд,
Пронзают небо минареты…

Иосиф Бродский сумел очень точно описать Стамбул буквально в трех предложениях:
«Существуют места, где история неизбежна, как дорожное происшествие, — места, чья география вызывает историю к жизни. Таков Стамбул, он же Константинополь, он же Византия. Спятивший светофор, все три цвета которого загораются одновременно».


И он, безусловно, прав. Стамбул за свою историю успел побывать столицей четырех империй: это бывшая столица Римской, Восточно-Римской (Византийской), а также Латинской и Османской империй.
Между прочим, столицей Турции Стамбул как раз не является. В 1923 году, после Войны за независимость, новой столицей страны стала Анкара.

Город фактически никогда не переименовывался: захватившие его в 1453 году турки всегда называли его Истанбулом (русифицированный вариант — Стамбул), а греки и сегодня именуют его не иначе, как Константинополь. В Османской империи использовались оба этих названия, но в официальной среде чаще всего употребляли арабизированное название — Константинийе. В средневековых русских летописях город именовали Царьградом или Константиновым градом. Кстати, в болгарском и сербском языках топоним «Цариград» вплоть до настоящего времени употребляется как неофициальное обозначение турецкого мегаполиса.


За всю историю города в нем жили и правили своими державами 82 византийских правителя, 10 императоров Римской империи и 30 султанов империи Османской.
Стамбул единственный в мире мегаполис, расположенный сразу на двух континентах: в Европе и в Азии. Разделяет их пролив Босфор, соединяющий воды Черного и Мраморного морей.

Это один из крупнейших городов мира, занимающий площадь примерно в пять с половиной тысяч квадратных километров (что в два раза больше площади Москвы и в семь раз больше площади Астаны)! Длина современного Стамбула 150 километров, а ширина 50 километров. В турецком мегаполисе сегодня проживают более 16 миллионов человек — только вдумайтесь, это количество превышает численность населения 131 страны мира!


Стоит заметить, что самым густонаселенным городом мира Константинополь был уже в 1502 году; это потом, с середины XIX века, таковым стал Лондон. Уже в XIV веке в Константинополе имелось около полутора тысяч общественных туалетов — ни в одном европейском городе подобного даже близко не наблюдалось!


А вот Стамбул современный может похвастаться одной из самых старых в мире веток метро. С 1875 года в европейской части Стамбула функционирует Тюнель — подземная линия фуникулёра (транспортное средство на канатной тяге) с двумя станциями. Эта ветка имеет длину 573 метра. Прообраз сегодняшнего метрополитена был организован по двухпутной схеме: два состава курсировали в тоннеле по двум раздельным путям, и в каждом из составов имелось по паре вагонов с деревянными корпусами.


До конца 1960-х годов Тюнель эксплуатировался практически в неизменном виде — на паровой тяге, и только в 1968 году его закрыли на реконструкцию. К своему новому открытию в 1971 году фуникулер был существенно модернизирован и переведён на электрическую тягу. Ещё одна модернизация, в основном связанная с укреплением сейсмостойкости сооружения, была проведена в 2007 году. В настоящее время Тюнель продолжает действовать наряду с современными средствами общественного транспорта.


Конечно, в Стамбуле не единственная линия метро. Стамбульский метрополитен состоит из 10 линий со 158 станциями, 7 линий расположены в европейской части города, а 3 линии — в азиатской. Строительство здешнего метрополитена шло весьма медленно: так как Стамбул находится в сейсмически активном районе, работы вели открытым способом. Ко всем прочим сложностям, строители постоянно обнаруживали новые археологические памятники, что очень замедляло процесс. Зато сегодня, по расчётам, стамбульский метрополитен способен выдержать землетрясение до 9 баллов по шкале Рихтера.


Следует упомянуть и про один из самых смелых проектов последних лет – подводный железнодорожный тоннель под Босфором «Мармарай», который соединяет европейскую и азиатскую часть Стамбула. Самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности пролива – это один из глубочайших подводных погружных тоннелей в мире! Строительство его началось в 2004 году, а первый коммерческий рейс состоялся в октябре 2013 года. С учётом всей инфраструктуры, подъездных путей и соединения с сетью существующих автодорог общая стоимость проекта «Мармарай» составила 5 миллиардов долларов.


Ну что ж, масштабы города подразумевают и весьма масштабные расходы на организацию жизни в нем…
Продолжение следует…