
Люблю ездить за рулем по хорошим дорогам. Всегда с завистью смотрела американские фильмы, где придорожная инфраструктура – мечта для автопутешественников. Еще в 30-е годы прошлого века Ильф с Петровым в своей «Одноэтажной Америке» писали о том, что как бы далеко ни находилась ферма, туда всегда будут вести хорошие дороги. Здесь привыкли к комфорту.
Ну и как только выпала возможность попасть на 2 недели в штаты, да еще и после фильма про Техас Дудя, решено: берем в аренду авто и едем из Майами в Техас, доезжая до самой крайней точки на границе с Мексикой Бока-Чикой, это там, где Илон Маск расположил свою очередную точку для запуска кораблей, откуда потом они бороздят космическое пространство.

На старте
Машину решено было брать сразу в аэропорту. Во-первых, экономия на такси, а во-вторых, очень удобно: по прилете взять, по отлету – вернуть. Все было оплачено через сервис Букинга, в том числе и необходимые страховки. Но несмотря на это на стойке регистрации менеджеры очень стараются навязать клиенту дополнительные услуги и дополнительные страховки. Есть даже страховка от платных дорог. Клиенту не нужно беспокоиться, если он вдруг заедет на платные участки, за все уже как говорится «уплочено». Стоит такое удовольствие 10 долларов в день. За 2 недели выходит 140 долларов. Какие-то дорогие дороги, подумала я и отказалась от столь «щедрого» предложения. Меня предупредили, что если я все же проеду по платным дорогам и квитанция придет в компанию, то я заплачу 10 долларов за каждый счет, даже если там будет, к примеру, 2 доллара. У них своя комиссия и они ее возьмут. Но мы все равно отказались. Изучив в интернете информацию, нашли более экономный способ проезда по платным трассам. В Майами и нескольких штатах действует система SunPass, транспондеры и наклейки которой есть в нескольких сетях супермаркетов и аптеках. Клеишь на машину, закидываешь баланс и по приложению затем следишь, сколько денег на счету. Там же в приложении отмечаешь, на какой срок нужна тебе эта система, чтобы после сдачи машины в прокатную компанию, никто не мог воспользоваться ни твоим транспондером, ни привязанной к нему картой. Единственная проблема, что это приложение работает только с американскими сим-картами. Пришлось просить друзей его устанавливать и пополнять баланс, кстати, баланс мы свободно пополняли со своих казахстанских карт. И еще один нюанс, эта система не действует в штате Техас, там своя вотчина и свои платежные системы. Штаты – страна, где стараются избежать всяческих монополий, будь то система оплаты или же банки, которых в стране больше 4000. Забегая вперед, сразу скажу, что платные дороги нам обошлись примерно в 80 долларов, включая 30 – за Техас, чеки за который пришли в арендную компанию, так транспондеры в Техасе искать нам было уже некогда. Но все равно это вышло дешевле, чем изначально предлагали в службе аренды. Всего же мы проехали туда и обратно более 5000 километров.

Рай для автолюбителя
И это не преувеличение. На автобанах не надо переживать о том, что закончится бензин, где поесть, где сходить в туалет. Каждые 10-20 миль заправочные комплексы со всем необходимым – даже одежду с обувью купить можно, в некоторых есть душ за отдельную плату и прачечная. Туалеты везде комфортные. Пожалуй, туалетная тема для казахстанских водителей одна из наболевших. Более чем за 30 лет независимости у нас так и не смогли создать необходимую инфраструктуру. В столице Флориды Таллахасси мы пошли в местный музей под открытым небом, так там один из экспонатов был – тот самый туалет с дыркой в полу, демонстрировавший как в начале 19 века на фермах пользовались удобствами.

Что еще бросается в глаза на дорогах, здесь практически не сигналят – это очень дурной тон. И не нужно за 5 кварталов переживать, что надо перестроиться, а то потом не пропустят, а повернуть надо успеть. Пропустят. Там все друг друга пропускают. Много равнозначных перекрестков без светофоров. Если с обеих сторон затор, проезжают по очереди: сначала по одной машине с одной стороны, потом по одной машине – с другой стороны. Если же перекресток пустой и подъехали две машины, то проезжает тот, кто первый подъехал, а не у кого тачка престижней. Нарушители есть конечно, скоростной режим соблюдают не все, но их не так много и за скоростной режим ловят.


Друзей наших так поймали, выписали штраф в 300 долларов. Оплата штрафа автоматически означает признание вины, а это значит: снижение водительского рейтинга и подорожание страховки. Поэтому оплачивать штрафы тут не торопятся. На дорогах очень много билбордов с услугами адвокатов, которые как раз и занимаются тем, что оспаривают эти штрафы в суде. Друзья в итоге за 300 долларов наняли адвоката, который им отменил штраф. Да, они все равно оплатили 300 долларов, но сохранили рейтинг – это важнее. Интересный момент, как оспаривают штрафы. Казалось бы, нарушение есть, фиксация есть, что еще нужно? А нужно, чтобы инспектор, который выписал штраф, явился в суд, а времени на все суды у инспекторов нет, этим и пользуются адвокаты.

Про качество дорог даже смысла не вижу рассказывать, если уж с придорожной инфраструктурой проблем нет… Единственный штат, где дороги оставляли желать лучшего, на нашем пути был Техас. Богатый нефтью и забивший на необходимое – напоминает что-то до боли знакомое, с протертым асфальтом и ямами на дорогах. Наверное, не зря Техас иногда сравнивают с Казахстаном.

Очень много комфортных придорожных, по американским меркам, да и по нашим, наверное, тоже, недорогих отелей. В трех звездах можно переночевать от 30 до 50 тысяч тенге за номер с завтраком (в зависимости от штата). Исключение Новый Орлеан. Уж не знаю почему, но здесь цены гораздо выше и на жилье, и на парковку в городе – раза в три, чем в ближайших городах. Возможно, потому что мы оказались в самый разгар фестиваля Марди Гра. Что-то вроде нашей масленицы. После недели празднеств наступает пост. О фестивале расскажу чуть позже.
Заборов нет, двери открыты

Здесь нет высоких заборов и злых собак (про злых собак чуть позже). По крайней мере, мне не встречались, возможно зависит от благополучности районов. Общество и власть достаточно открытые. Когда несколько лет назад была в командировке на севере США в Баффало, удивила одноэтажная Америка, та самая без заборов, когда курьер Амазона просто оставляет посылки на крыльце и никто их не трогает (бывают, конечно, инциденты, но очень редкие). Тогда мы спокойно зашли в местную мэрию, просто потому что там вид на город шикарный. Нас даже не спросил охранник: кто мы, зачем пришли, попросил лишь пройти через металлоискатель и пропустить рюкзаки через сканер, опять же в целях безопасности. Все. Вот и весь досмотр. Ни явок, ни паролей. То есть если бы мы захотели, мы бы спокойно прошли в кабинет мэра. Мы, в принципе, и хотели, но его на месте не оказалось, на выезде был, пришлось довольствоваться лишь видом, ради которого, собственно, и приехали. В принципе, до тех печальных событий по захвату Капитолия в Вашингтоне, и в сам Капитолий можно было свободно попасть. Но после, все экскурсии отменили.

В этот раз мы не гуляли по мэриям, но очень захотелось заглянуть в американском университете. В Таллахасси заехали во Florida State University. Там как раз был выпускной, с бросанием вверх тех самых киношных четырехугольных шапок. В университете нас тоже никто не спросил, кто мы и зачем пришли. В фойе было пусто, мы прогулялись по первому этажу, посмотрели портреты ученых, а также выдающихся студентов, попили воду и вышли. Казахстанский ген того, что нас в любой момент могут выгнать, крайне живуч, а потому экскурсия было очень быстрой. Хотя мы понимали, что максимум нас могут спросить о цели визита, но выгонять точно никто бы не стал.





Полицейское государство полицейскому рознь. Для соблюдения порядка здесь делается много. К местам массовых мероприятий стягивают различные службы: и полиция, и сотрудники нацбезопасности. Они все вооружены, в бронежилетах. Но большинство вокруг понимают: это для блага рядовых американцев и с благодарностью и даже каким-то трепетом относятся к своим защитникам. Это отношение сквозит во всем: например, девушка ходит с ящиком энергетиков и угощает военных, благодарит их за службу, или тянущиеся толпы людей уже глубокой ночью просто обнимают полицейских и также говорят: спасибо за вашу работу и прекрасный безопасный вечер. Все это очень трогательно. И все тем не менее понимают, случись что-то серьезное, никто церемонится не будет. Порядок наведут жестко и быстро. Причем что-то серьезное – это совсем не митинги, коих тут, особенно во время массовых мероприятий полно. Митингуй, если не нарушаешь закон и, если не трогаешь физически других людей.
Злые собаки?

Собственно, про злых собак. Не встретили ни одной. Что во Флориде, что в Техасе маниакальная любовь к братьям меньшим. Даже породы, которые у нас считаются опасными, в штатах спокойно гуляют без намордника. Воспитанные и дружелюбные. С собаками можно сидеть в кафе и ресторанах, ожидать свой кофе в Старбаксе. На улице стоят специальные поилки и для людей, и для собак (бесплатные фонтанчики с питьевой водой). Но вот если собаки тут воспитаны, то владельцы — не всегда. Не все убирают за своими питомцами. Хотя кругом есть бесплатные пакеты для уборки. Именно поэтому в некоторых жилищных комплексах управляющие компании заставляют хозяев сдавать экскременты животного для анализа. Чтобы потом, обнаружив неприятный сюрприз на территории, было кому выписать приличный штраф. Причем владельцу платить придется не только штраф, но и работу лаборатории, которая выясняла, чей это «подарок». Но, к сожалению, это не везде, а потому люди пользуются безнаказанностью. Наблюдала одну картину, как парень озирался по сторонам: не видит ли кто, что его пес делает свои дела, а потом убежал. Из этого напрашивается логичный вывод – именно большие штрафы и неотвратимость наказания – лучшие воспитанники общества.

Мардигра: запах конопли и веселые пенсионеры
Новый Орлеан – это совсем другая Америка и хоть расположен он совсем близко к консервативному Техасу, здесь жизнь идет своим ходом: веселым и не всегда трезвым. Родина джаза и город, застроенный французами, где всегда царит праздник. За одним фестивалем идут другие. Нам удалось попасть на Марди Гра. Застали 2 дня из недели безудержного веселья. Основные действия проходят во французском квартале. И стар, и млад ходят в костюмах, пьют коктейли и швыряются бусами и другими подарками. В нас прилетело несколько деревянных кухонных лопаток и килограммов пять бус. Цветные ожерелья обычно кидают с балконов в прохожих. Люди, обвешанные словно новогодние елки, гуляют по французскому кварталу и как бы соревнуются, кто больше поймал.










Если днем очень много гуляющей молодежи, то под вечер буквально наплыв пенсионеров. Бабушки и дедушки веселятся, как могут. Наверное, про такую старость говорят: чтоб я так жил.


























Что касается ярко выраженного запаха конопли на улицах, то Луизиана, как и Флорида – штаты, где разрешено медицинское использование каннабиса, правда, сами местные говорят, что нет проблем получить это самое разрешение. Вот и курят на улице ребята прямо рядом с полицейскими и совсем безнаказанно. Но здесь хотя бы медсправками это регулируют, еще в 24 штатах это и вовсе легализовано. Декриминализация связана с политикой снижения наказаний. И только в 12 штатах из 50 полный запрет.












Бока-Чика – финальная точка
Через два дня после свободной Луизианы и вечно праздничного Нового Орлеана мы добрались до Хьюстона, у которого «проблемы». В Техасе запрещены наркотики, аборты, но у людей есть право на ношение оружия. Правда, такого, чтоб этим оружием красовались, мы не встречали.





Штат нефтяников и после прихода крупных корпораций – айтишников. Одни из самых низких налогов и самый дешевый бензин. Один галлон около 2,7 долларов, получается примерно 365 тенге за литр, тогда как в той же Флориде мы заправлялись за 500. Но если сравнивать наши и их зарплаты, то для местных – не так уж и дорого.









Согласно календарному плану SpaceX, мы успевали на запуск ракеты в Бока-Чика. Времени терять не стали. 7 часов пути от Хьюстона позади и впереди оставшиеся километров десять – стоит пост и никого не пропускают. Пытаемся объяснить, что мы на запуск ракеты, но полицейские категоричны, говорят: езжайте в чисто поле и там смотрите. Пришлось разворачиваться. Как уже позже выяснили, в день запуска на Бока-Чика никого не пускают в целях безопасности. В итоге мы нашли неподалеку равнину, куда позже подъехали еще десятки желающих. Вдалеке слабо виднелись очертания корабля, открыли трансляцию на YouTube и ждали старта. Не дождались. Запуск по техническим причинам отменили, полные разочарования отправились ночевать в гостиницу, с надеждой на завтрашний день. Утром узнали, что запуск перенесли на послезавтра, а это значит, что проезд к Бока-Чика свободен. Мы все же доехали до точки запуска. Доступ свободный, никакой охраны. Кругом туристы и журналисты. Здесь еще и небольшой пляж есть, правда во время нашего визита он был закрыт для купания из-за сильного ветра и больших волн. По другую сторону Мексиканского залива собственно Мексика и расположена. И если проблем добраться до Бока-Чика никаких не было, то уже на обратном пути нас ждал дважды погранконтроль. Пограничники интересовались и нашими паспортами, и визами, и тем, сколько нас человек едет: точно ли все в машине, точно ли мы никого не перевозим в багажнике. Правда, до обыска дела не дошло, просто спросили: есть кто в багажнике? Нет? Ну ладно, счастливого пути! В Техасе за незаконное пересечение границы с прошлого года уголовная ответственность и нелегалов отправляют в тюрьму.

Оставив позади очередное детище, Илона Маска, мы направились в Майами. Впереди нас ждала долгая дорога домой…
Евгения Бодрова, Астана, специально для НЖ