Пятница, 21 марта
Меню

Мария Мудряк: «Пусть Наурыз принесет нам только самое хорошее»

  • Салауат Темирболат-улы
  • 136
Мария Мудряк: «Пусть Наурыз принесет нам только самое хорошее»
Фото: Валерий Бугаев, Станислав Манаков, пресс-служба театра «Астана Балет»

Несмолкаемыми овациями, криками «Браво! Брависсимо!» и морем цветов запомнится зрителям и артистам концерт нашей знаменитой землячки, звезды мировой оперы Марии Мудряк и симфонического оркестра «Астана Балет» под управлением молодого талантливого дирижера Элмара Бурибаева. Павлодар стал первым областным центром, куда в полном составе приехал государственный театр.

Когда сбываются мечты

Когда-то, несколько лет назад, никто бы не поверил, что такое вообще возможно. Но, как говорится, мечты имеют свойство сбываться. И гастроли театра «Астана Балет» тому подтверждение. Впервые в истории страны все ведущие артисты балетной труппы и музыканты оркестра, всего свыше ста человек, побывали с гастролями в областном центре. Мастера искусства подарили зрителям три дня настоящего праздника балета, оперы и классической музыки.

видео: Салауат Темирболат-улы

Грация, эстетика, легкость, — зрители увидели «Кармен-сюиту» Бизе-Щедрина и «Триумф» на музыку Чайковского. Первая постановка выполнена в стиле неоклассицизма: главная героиня парит на сцене в «мини», в костюмах других действующих лиц, и даже в музыке также присутствуют, пусть не широкими мазками, но все же новаторские интерпретации. А вот «Триумф» — это уже дань уважения и воспевание классическому искусству, и всем балетным традициям. Из характерных декораций тут только три огромные хрустальные люстры, и это нисколько не сказывается на самом действии. Напротив, приковывает внимание публики именно к пластике, воздушности и синхронности движений. А тут на сцене одновременно выступают одиннадцать танцующих пар.

«Кармен-сюиту» сложно назвать антиклассическим. Есть особенные движения, позировки, но в основе всё равно классический танец. Отличие скорее в деталях — например, у Кармен короткое платье, тогда как во втором акте зрители видят традиционные балетные пачки, короны и изысканную технику», — дополняет наше представление исполнительница главной партии в одноактном спектакле «Триумф», ведущая солистка театра заслуженный деятель Татьяна Тен.

Она, как и большинство звезд отечественного балета — выпускница Алматинского хореографического училища им. А.В.Селезнева. А потом уже стажировалась в Миланском театре «Ла Скала». Впрочем, есть в труппе «Астана Балет» и граждане зарубежных стран, в том числе из Японии и Бразилии. Некоторые из них, как нам пояснили знающие люди, приехали учиться и набираться опыта по программе обмена.

Главную партию в «Кармен» на павлодарской сцене виртуозно исполнила Лорена Перейра Кардоса из Бразилии. Она в казахстанском театре работает недавно. Женскую половину зала дворца им. Естая, судя по особо громким овациям, покорил Уэсли Карвальо. Он тоже из Бразилии, и уже не первый год разбивает сердца зрительниц своим великолепным воплощением самых разных образов, и выполняя сложнейшие по физической нагрузке фуэте. На павлодарской сцене он мастерски исполнил партию Тореро в «Кармен-сюите». Видимо сказалась горячая бразильская кровь, что его танец Тореадора в белом наряде, вызвал такой громкий шквал аплодисментов. 

Каждая встреча с земляками – это особая честь и огромная радость

Балетные выступления на сцене дворца им. Естая длились два вечера подряд. Мы успели поговорить с некоторыми зрителями, которые с огромным воодушевлением и глубокой признательностью отозвались о гастролях мастеров «Астана Балет». Красивым завершением этого праздника высокого искусства стал сольный творческий концерт Марии Мудряк, под живой аккомпанемент симфонического оркестра под управлением ее коллеги по сцене, одного из самых ярких дирижеров современности Элмара Бурибаева.

«Большая честь и радость выступить перед родными павлодарцами, в родном городе, на моей родной сцене, на которой начинала. За кулисами все знаю, все такое родное. Такие теплые ощущения, воспоминания. И, конечно, для меня было безумно приятно сделать этот концерт на родной земле», — поделилась своими чувствами звезда мирового оперного искусства.

видео со страницы в instagram Марии Мудряк

За один вечер павлодарцы и жители города смогли услышать арии и мелодии из самых знаменитых опер выдающихся авторов. Всего в программу концерта Марии вошло десять произведений.  

«Хотелось, во-первых, исполнить тот репертуар, который я сейчас исполняю, Моцарт, Верди, и хотелось что-то такое более легкое, праздничное, то есть это была сарсуэла, это был «Поцелуй» Ардити, Легар, то есть чтобы было ярко, празднично, чтобы всем людям понравилось. Не только ценителям, но и людям, которые, возможно, впервые пришли послушать такой оперный концерт», — после концерта поделилась с журналистами наша Мария.

Репортеры успели задать с десяток вопросов, в том числе о том, когда можно ждать следующей встречи на родной сцене. Мария пояснила, что на ближайшую перспективу график ее выступлений уже расписан. Сразу после концерта в Павлодаре оперная дива отправится в Китай, затем предстоит чреда масштабных выступлений на ведущих европейских сценах. Спросили журналисты и о том, какие еще роли она бы хотела исполнить и для какого зрителя.

«Я никогда не делю публику на какие-то категории, я должна всегда выступать одинаково хорошо, на высоком уровне, перед любой публикой. Пусть это будет один человек, пусть это будет несколько тысяч. Хочется исполнить много произведений. Все зависит от того, как будет развиваться мой голос. Я постепенно буду за ним следить, и уже исполнять те партии, которые будут подходить моему голосу. Их очень много этих партий, которые я хотела бы исполнить», — пояснила Мария.

Первое свидание оркестра

Балетная труппа «Астана Балет» однажды уже приезжала в Павлодар, но не в полном составе и без оркестра. А такой формат выступления, как мы уже отмечали выше, произошел впервые в истории большого творческого союза. Изюминка и в том, что во время балета музыканты не засели в оркестровой яме, а расположились прямо в зале, под сценой. Все это вкупе помогло создать невероятную атмосферу. Зритель смотрит балет, и одновременно перед ним вживую выступает огромный оркестр из более полусотни молодых виртуозов. Если внимательно смотреть, то если в первой части в основном играли струнно-смычковые инструменты, то после антракта большой группой вышли духовые — фаготисты, трубачи, кларнетисты, флейтисты. Это было потрясающее представление.

«Приехали большим составом, чтобы показать все: и симфоническую музыку, и оперу, и балет. И как правильно вы заметили, струнный коллектив у нас играет у Щедрина в «Кармен», а уже полный состав выходит на «Триумфе». У нас в «Кармен» она в основном одна сияет, и мужская группа, а во второй части уже танцует одиннадцать пар. То есть полный коллектив балета, полный коллектив оркестра, — в общем все на что горазды. Все хотели и желали показать свое мастерство на самом высшем уровне. Я долго и тщательно готовился к тем номерам, которые для меня были новыми. А так как мы оба с Марией учились в Италии, и итальянские арии – и Верди, и Пуччини, и Моцарт, — для меня очень знакомы. Мы быстро понимаем друг друга. А вот допустим, сарсуэла, то, что самое веселое в программе — для меня было новое. Элгар, которого я сам выбрал, чтобы с оркестром что-то новое сыграть тоже было интересно. Я всегда мечтал исполнить сарсуэлу, «Meine Lippen Sie küssen so heiß» Франца Легара, тоже интересно, и вот в Павлодаре все это нам удалось сделать», — дает полное представление о программе Элмар Бурибаев.

Будущего маэстро с детства окружала музыка, поэтому, можно так сказать, его судьба уже тогда была предопределена. Элмар – яркий представитель семейной династии народных артистов и заслуженных деятелей культуры. Он – правнук основоположника главного в стране оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы, легендарного композитора и дирижера, профессора Ахметова Жубанова. И в концерте Марии Мудряк оркестр исполнил композицию «Казахские танцы» из оперы Абай, написанную его дедушкой совместно с другим знаменитым композитором Латифом Хамиди.

«Думаю, что программа было интересной и тем зрителям, которые хорошо разбираются в классической музыке, и они оценили наш выбор. С точки зрения, даже в порядке программы, что, зачем следует. Продолжили Верди, Пуччини, более изысканными вещами. Не стали слишком напрягать зрителей, и выбрали более популярные композиции, арию Леоноры, арию Мими. Надеюсь всем понравилось, и тем, кто искушен, хорошо знает, и было интересно послушать интерпретации Верди, Пуччини, Моцарта, и тем, кто только пришел знакомиться с оперной музыкой тоже было интересно, потому, что это очень красивые вещи», — подчеркнул Элмар.    

Все три дня за концертами и репетициями артистов тщательно наблюдали руководители сразу двух театров – глава «Астана Опера» Александр Савостьянов и исполняющий обязанности директора «Астана Балета» Валерий Кузембаев. То есть надо понимать, как ответственно подошли к проекту оба коллектива, и насколько высоким был уровень гастролей. Во время балетных вечеров оркестром руководил лично главный дирижер симфонического оркестра театра «Астана Балет», известный маэстро Арман Уразгалиев.

В обращении к зрителям Мария Мудряк поблагодарила всех, кто помог в организации этих гастролей и концерта, в том числе министерство культуры страны и администрацию Павлодарской области. Звезда мировой оперной сцены поздравила всех земляков с Наурыз-мейрамы.

«Конечно, как и все казахстанцы, я радуюсь этому весеннему празднику, новому году. Поэтому всем желаю новых свершений, чтобы год принес что-то прекрасное, новое, хорошее, доброе, только положительное. Самое главное всем крепкого здоровья», — сказала Мария.

Даже после завершения концерта многие зрители еще очень долго не покидали фойе дворца культуры, чтобы дождаться Марию. А когда она вышла из гримерки ее снова окружили друзья и преданные поклонники. Цветов, улыбок и селфи на память было огромное множество.