Среда, 5 февраля
Меню

Миллионер из трущоб по-павлодарски

  • Майя Шуакбаева
  • 92
Миллионер из трущоб по-павлодарски
Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

61-летний житель села Равнополь Успенского района Павлодарской области Алексей Горбунов по бумагам – крупный предприниматель, заключающий многомиллионные сделки на сайте государственных закупок. На деле же – мужчина, оставленный государством на произвол судьбы без средств к существованию, собирает сучки и ветки, чтобы растопить в полуразвалившемся доме печь, и мыкается по добросердечным соседям в поисках тарелки супа и пары картофелин. История о том, как мошенники оставили немощного и больного старика в долгах и без права на помощь. 

Богатые тоже плачут

Живёт на улице Солдатской в селе Равнополь Успенского района (бывшего легендарного колхоза под руководством Якова Геринга «30 лет Казахской ССР») Алексей Горбунов. Предприниматель большой руки, на котором числится сразу несколько бизнес-структур. Только у одной из фирм, зарегистрированной на его имя, ИИН и фактический адрес проживания, ИП «ENERGY COMPANY», несколько десятков исполненных договоров на сайте государственных закупок. Занимается компания Алексея Горбунова, в основном, поставкой промышленных дизельных генераторов. Среди получателей его товаров – Акжаикская районная больница Западно-Казахстанской области, высший колледж лесного хозяйства в Щучинске, есть даже «Национальный научный онкологический центр» и «Центральный госпиталь с поликлиникой министерства внутренних дел Республики Казахстан». Контракты все сплошь миллионные, на вскидку, с общим оборотом не менее, чем в сто миллионов тенге.

Только миллионер по фамилии Горбунов последние семь лет влачит совершенно нищенский образ жизни. Когда были живы супруга и мать дяди Лёши, жизнь у него была не хуже, чем у других. Соседи живут с ним бок-о-бок под тридцать лет. Говорят: выпивал, но никогда не бушевал, слова нецензурного не говорил. А когда семь лет назад попал под колёса машины, жизнь пошла под откос. В двух местах перелом ноги, не успел оклематься — новые переломы. Да так, что практически перестал ходить, какая уж там работа водителем автокрана, которой он посвятил почти всю жизнь. Так, в неполные 54 года, дядя Лёша Горбунов остался без средств к существованию. До пенсии еще далеко, инвалидности нет, адресно-социальной помощи тоже. В акимате Алексею Горбунову в помощи отказали, объяснив тем, что по бумагам он – крупный бизнесмен с доходами, которые здешним сельчанам и не снились.

— Аким по-своему прав, — совершенно адекватно воспринимает действительность дядя Лёша, посверкивая единственным зубом, оставшимся в его ввалившемся от голода рту. – У меня, оказывается, ИП. Я – миллионер, какая АСП? Он говорит: не имею права, ты — богатый человек. Хотя он же видит, как я живу. Какой я богатый?

Так и стал жить дядя Лёша – без денег, пособия, в надежде на призрачную пенсию, которую заработал, будучи еще здоровым. Огромный для одинокого мужчины дом практически полностью пришлось заколотить, без угля батареи перемерзли. Каждое лето Алексей Горбунов заготавливал себе на зиму дрова, сучки, ветки. Воду брал у добрых соседей, коих в селе не так уж и много (большинство брезгуют помогать одинокому старику), они же и кормили пожилого мужчину, то и дело подкидывая ему на пропитание то булку хлеба, то килограмм картошки. Два года дядя Лёша сидел без электричества, которое отключили за неуплату. Пару лет назад акимат села помог ему с углем.

Он просил здешних чиновников помочь ему разобраться с ИП, о котором он узнал от них самих, но помощи не получил.

— Я потом только начал понимать, в какое болото меня затянули, — простодушно признается дядя Лёша. – Ходили ко мне одни, я обрадовался: хоть кто-то мне поможет. Сначала они мне сделали «замануху»: давай, мы тебе 10-20 тысяч тенге дадим, вермишель себе возьмешь, рожки-макарошки. Раз помогли. Второй раз помогли. Потом они обращаются, ты можешь помочь? У нас есть знакомая, микрокредит для нее надо взять, а сейчас такая ситуация: можно взять и не отдавать. Ты ничего платить не будешь, нигде фигурировать не будешь. Свозили меня в город, там мы взяли первый кредит. Они, конечно, отстегнули мне, кажется, 25 тысяч. А для меня это деньги! По тем временам, да и сейчас, для меня это деньги! Я могу себе хоть хлеба купить, а то не только сухари жевать. Потом еще один микрокредит. Это я потом узнал, что на мне долги. А про фирму я вообще ни сном, ни духом. Я был ошарашен, когда мне сказали, что я, оказывается, богатый человек, и у меня даже не одно, а сразу два ИП!

Потеряли «пацана»

А на прошлой неделе дядя Лёша пропал из поля зрения соседей. Обеспокоенные равнопольцы поспешили в полуразваленную хибару мужчины. Сельчанин, как оказалось, совсем перестал ходить. Нога, в которую стояли спицы после переломов, стала гнить. А поскольку на медпомощь без оплаты ОСМС мужчина рассчитывать не мог, справлялся, как мог. Встревоженные жители села, не раз тщетно обивавшие пороги чиновников для дяди Лёши, обратились напрямую к добрым людям – волонтерам поискового отряда «Vita».

Руководитель движения Екатерина Кудрявцева с соратниками застала дядю Лёшу в удручающем состоянии – заживо гниющего, голодного, в холоде, без воды и еды. Меньше, чем за сутки, благодаря объявленному волонтерами сбору, сельчанину оплатили ОСМС на год вперёд, купили уголь, оставшиеся средства передали соседке. Попросили добросердечные витовцы чиновников от здравоохранения, социальной защиты и полиции оказать пожилому человеку медицинскую помощь, назначить государственное пособие, разобраться с оформленными него фирмами и микрокредитами.

И помощь не заставила себя ждать. Уже на следующий день, как сообщили волонтеры на своей странице, к Алексею Горбунову приехал аким села и поместил его в центр ресоциализации для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в городе Павлодар.

— Аким такую «рекламу» сделал: мы тебя оформим, там такая хорошая контора, поят, кормят, телевизор смотришь. Я уши-то и развесил, — признается дядя Лёша. —  Думаю, хоть поживу по-человечески. Я и согласился. Привезли меня, помыли, побрили, хотя и я был бритый. Переночевал там, а потом меня в полицию забрали в Успенский РОВД, сутки там держали, допрашивали, не кормили. Потом на ночь оставили в районной больнице, а вечером с участковым из другой деревни опять отправили в центр. А там охранники говорят: не примем его, у нас такое указание. А участковый тоже говорит: а мне-то куда его девать? Они там сами как-то между собой договорились, меня взяли, но не в комнаты, а в изолятор в подвале. А за что меня в изолятор? Я трезвый, да и вообще даже суток не пробыл официально там. В итоге, меня в изолятор закрывают, а там тихий ужас: ни постели, ни белья — ничего, жрать не дают, пить — бутылка воды пятилитровая стоит. Туалет – в ведро ходи.

А после в изолятор на ночлег впустили бездомных… Дядя Лёша с содроганием вспоминает ночь, проведенную в подвале, в которую он буквально не сомкнул глаз. В семь утра его забрали из подвала, но личных вещей, которые Горбунов оставил в комнате накануне, уже не нашел. По чьей-то команде его пожитки, бережливо собранные в «санаторий с телевизором», разобрали жители центра. А вечером волонтёры забрали дядю Лешу обратно домой в Равнополь. Встречал он их, не скрывая слез. Больше других радовались его возвращению переживавшие за него добросердечные соседи. 

— Мы очень переживали, страшное дело. Как родной он для нас. Переживали, волновались: где наш дядя Леша делся? – признается соседка Нуржамал Жумадирова.

Вторит ей другая жительница села Равнополь Ирина Шремзер:

— Переживали мы за него вообще страшно, не хотели, чтобы он уезжал отсюда никуда. Мы говорим: сидел бы здесь, также бы воду ему носили, кушать. Мы ему хотели помощи, а стало хуже. Они обращались, как с собакой, получается. Это же человек же, не скотина же какая-то.

— За четыре дня, в которые его возили с места на место, никто даже не оказал ему медицинскую помощь, — говорит руководитель ОО “Поисковики города Павлодара “VITA” Екатерина Кудрявцева. — У него гной с ноги бежит, он ходить практически не может. О какой помощи вообще идет речь? А потом дедушку начали просто скрывать и от нас, и от журналистов. Мы не имели возможности с ним связаться, потому что у человека нет телефона. Нам сказали, что дедушка ночевал в карцере. А когда мы приехали в центр, нам сказали, что он ушел. Представьте наш шок! Дедушка, который не знает город, ушел. Мы начали его искать, боялись, что он просто замерзнет. Стали звонить в госорганы, Успенский район, звонили директору центра. И только когда мы обратились в полицию, подали его в розыск, выяснилось, что он находится в центре, никуда не уходил. Складывается впечатление, что просто решили избавиться от проблемы. Дедушку вывезли и стали перевозить его с одного места в другое, полностью ограничивая общение с нами.

Между тем, директор центра ресоциализации для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, Жанболат Нурымов заверяет, что пропажа дяди Леши стала результатом недопонимания.

— В четверг привезли его вечером, он здесь переночевал, утром приехали сотрудники полиции, забрали. Оказывается, привезли его обратно к нам в субботу вечером, он переночевал у нас, а в воскресенье вечером его забрали волонтеры. Его никто не прятал, он находился здесь в 208-й комнате, переночевал, его напоили, накормили. Возможно, перепутали охранники, сказали, что нет его. О том, что он был здесь, они не знали, — заверил руководитель социального учреждения. 

А дома лучше

Алексей Горбунов вернулся домой. А наутро ему привезли уголь, приобретенный волонтёрами, и охапку дров от акимата. Прислали даже работников с биржи труда, чтобы помочь занести топливо в дом и порубить дрова для печи. А после обеда мужчину забрали в больницу на обследование.

Аким села Равнополь от комментариев отказался, зато заместитель акима Успенского района Талгат Бещенбаев сообщил, что если долги и фирму дяди Лёши ликвидируют, его самого обследуют и поставят диагноз, то мужчина сможет, наконец, рассчитывать на пособие по инвалидности или АСП. Многое зависит от результатов работы следственных органов. В Департаменте полиции рассказали, что по факту мошенничества уже возбудили уголовное дело.

К слову, на сайте госзакупок у фирмы, оформленной на имя дяди Лёши, есть юридический адрес в городе Павлодаре и даже мобильный телефон для связи. Так что вычислить людей, получающих миллионные тендеры, — для профессионалов – дело техники.  А у самого Алексея Горбунова, наконец, появилась надежда на государственную помощь и жизнь, а не существование.

— Я просто буду жить нормально. Перестану побираться. Хоть поем по-человечески, газ куплю. Уже не буду переживать за газ, свет. Я оказался нужен только соседям, добрым людям, спасибо им от души! – еле сдерживая слезы благодарности, говорит житель села Равнополь Алексей Горбунов.

Мы продолжим следить за судьбой «миллионера» из трущоб. С этим прилипшим к нему прозвищем согласился даже сам дядя Лёша.