Более сорока вагонов с картофелем из Павлодарской области вторую неделю простаивают на границе с Узбекистаном. Товар, уже оплаченный зарубежными партнерами, остановили фитосанитарные службы де-юре «до выяснения обстоятельств». Вагоны выехали в Узбекистан до введения запрета на экспорт, и по заверениям МСХ РК, должны были беспрепятственно покинуть Казахстан. Но это бизнес по-казахски, и товар остается стоять мертвым грузом на границе. За это время картофель в вагонах, не рассчитанных на длительное хранение, начал портиться.
Картофель с акцентом
Экспорт картофеля в этом году стал рекордным. По данным Министерства сельского хозяйства, за неполный прошлый год из страны вывезли в полтора раза больше этого сытного овоща, чем годом ранее – 518,4 тысячи тонн. А уже в декабре отечественные прилавки стало традиционно «штормить», и к началу этого года «второй хлеб» стали продавать по цене заморских авокадо. Местами, особенно в сети столичных супермаркетов, стоимость выросла до 430 тенге за килограмм.
Чиновники на местах ссылались на то, что цены выросли только на завозной корнеплод из Грузии. А в МСХ РК, чтобы оправдаться, снарядили спикера – вице-министра ведомства Ербола Тасжурекова, заявившего, что стоимость картошки выросла после наступления Нового года из-за спекулятивных действий «отдельных недобросовестных участников рынка». Он также заявил, что никаких предпосылок для роста цен на социально-значимые овощи нет.
И следом его ведомство, видимо, тоже от того, что «никаких предпосылок для роста цен нет», собрало заседание межведомственной комиссии по вопросам внешнеторговой политики, на котором принимается решение – ограничить экспорт картофеля из страны на полгода (за исключением стран ЕЭС). Решение своевременное, если учесть, что при годовой потребности населения страны в картошке в 2 026,5 тысяч тонн, по данным Минсельхоза, объемы запасов этого овоща составляли на 15 января всего 301 тысячу тонн. И дальнейшая продажа корнеплода за границу грозила бы нам неминуемым дефицитом любимого и прежде доступного овоща. В столице, к слову, уже тогда начали продажу картофеля по пять килограммов в одни руки во избежание перекупов.
20 января приказ «О некоторых вопросах вывоза картофеля с территории РК» разместили для публичного обсуждения на сайте «Открытые НПА» до 27 января.
В разъяснении к Протоколу заседания Межведомственной комиссии сказано,что «от 18 января 2025 года предусматривается запрет на вывоз картофеля всеми видами транспорта с территории Республики Казахстан за исключением вывоза в страны Евразийского экономического союза, сроком на 6 месяцев. Принятие проекта приказа не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий».
Перрончик тронется, вагон останется
Однако остановка 41 вагона с картофелем, преимущественно из Павлодарской области, на станции Сарыагаш повлекла, как минимум, ряд правовых и материальных последствий для сельхозтоваропроизводителей из Павлодарской области.
У компании «KazExport2020», которую представляет Мади Стамбеков, на путях в нескольких десятках километров от узбекской границы стоит пять вагонов общим объемом 265 тонн картофеля. Груз законтрактован и уже оплачен узбекскими партнерами, погружен и отправлен по железнодорожной ветке еще 16 января. Этим же числом датированы фитосанитарные сертификаты, на которые не обратили никакого внимания в Туркестанской области, остановив состав 20 января на путях.
«Согласно проведенной онлайн-конференции с перевозчиком (АО «КТЖ» – прим.М.Ш.) посредством Zoom стало известно, что действия по задержанию груза связаны с требованиями фитосанитарного ведомства, несмотря на то что груз относится к категории скоропортящихся. Конференция носила уведомительный характер, в ходе которой перевозчиком были обозначены требования о необходимости принятия грузоотправителем или грузополучателем решения о дальнейшей судьбе груза в течение двух суток. Далее перевозчик принимает на себя обязательства по распоряжению грузом по своему усмотрению», — пишет Мади в обращении на имя министра сельского хозяйства, генерального директора ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», Председателя правления «Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», Генерального прокурора республики и прочих.
— Все разрешительные документы, таможенные накладные, фитосанитарные сертификаты были получены до введения запрета на экспорт – 10-16 января, — рассказывает Мади Стамбеокв. — Три наших вагона доехали до станции Сарыагаш, еще два остановили в пятидесяти километрах – на станции Арысь. У моих коллег, компании «Алдик», стоят четыре вагона, у других – 136 тонн картофеля, у карагандинцев – семь вагонов, итого, 41 вагон.
Официального запрета на экспорт на тот момент еще не было. Кроме того, товар уже оплачен страной-импортером (Узбекистаном – прим. М.Ш.), то есть по факту нам он уже не принадлежит. И по условиям нашей сделки после доставки его за казахстано-узбекскую границу договор был бы исполнен. Я продал картофель в Узбекистан по 270 тенге за килограмм, у моих коллег цена почти такая же, разница в 5-10 тенге. Вечером, когда вагоны остановили, на совещании в Zoom представители Туркестанской области ясно дали понять, что у нас только два варианта. Либо продавайте товар самостоятельно, либо реализовывайте его в здешний стабфод. Цену они не обозначили, но слышал, что в пределах 200-220 тенге за килограмм. Нам сказали: вы все еще являетесь владельцами груза, поэтому должны распорядиться им правильно», — многозначительно резюмирует мой собеседник.
Разумеется, аграрии подсчитали, какие убытки понесут, реализовав, к примеру, по 220 тенге картофель, проданный зарубеж за 270 тенге за кило. Конкретно ТОО «KazExport2020» — 72 млн тенге. Кроме того, возврат оплаченных ранее средств и неустойка за невыполнение международного контракта.
— Нет официального приказа (на 20 января – прим. М.Ш.), форс-мажорные обстоятельства не подтверждаются. И с юридической точки зрения выглядит так, будто мы по собственной инициативе остановили вагоны, выгрузили груз, реализовали его. Акимат Туркестанской области не дает никаких официальных документов, — сетует Мади Стамбеков.
Глава компании ТОО «JJB TRADE GROUP» Жорабай Хасанов добавляет, что срок хранения картофеля ограничен, в особенности в вагонах, не рассчитанных для этого. На складах есть обдув, а в вагонах картофель начинает, говоря языком картофелеводов, «гореть» или «дымить», теряет в весе, портится. А неисполнение сроков поставки груза и потеря качества грозит материальными убытками производителям. Тем более, что компания Жорабая работает с узбекскими партнерами на условиях форвардного соглашения стоимостью в 500 млн тенге. Он поставляет груз для посредников, работающих с государственным Агросоюзом Узбекистана. У сельхозтоваропроизводителя огромные обязательства, как и у большинства, перед банками по приобретенной технике. К примеру, в феврале он должен оплатить кредит в 105 млн тенге. На станции Сарыагаш у него застряло 475 тонн картошки.
— Если картофель все-таки выпустят, а он к тому времени испортится, если получатели составят акт и вернут его, будет суд по неисполнению международного контракта. Мы работаем с этими партнерами уже десять лет. Пусть нам дадут официальную бумагу, иначе в следующем году с нами никто не будет работать. А если по условиям форвардной сделки меня потребуют вернуть все вложенные средства… — буквально посыпает голову пеплом аграрий.
Если так, то эдак
Отвечая на вопрос журналистки Айнур Коскиной в Астане, вице-министр сельского хозяйства РК Ермек Кенжеханулы заверил, что если фитосанитарные сертификаты аграриев получены до 18 января 2025 года, до принятия решения об ограничении экспорта картофеля из страны, то препятствий для его вывоза из Казахстана быть не должно. Он даже предложил предоставить список сельхозтоваропроизводителей, первыми попавших под действие приказа.
— Есть возможность реализации данного картофеля на территории Казахстана, — добавил вице-министр МСХ РК. — Если же не захотят внутри (страны – прим.М.Ш.), то мы готовы оказать помощь: по озвученным ценам готовы дать возможность реализовать.
Как при этом пострадают внешние торговые отношения Казахстана с соседними странами, по всей видимости, чиновников, предотвращающих внутренний дефицит картофеля, не волнует. Картофелеводы, услышавшие обнадеживающее выступление Ермека Кенжеханулы, обрадовались было, однако вагоны так и остались стоять на границе в сорока километрах от узбекской столицы.
P.S. Когда материал уже был готов к публикации, стало известно, что сельхозтоваропроизводителей попросили написать гарантийные письма, в которых они берут на себя ответственность за сложившуюся ситуацию (застрявшие на границе вагоны) и претензий к государственным органам не имеют. После получения этих писем лица, остановившие железнодорожный состав на станции Сарыагаш и Арысь, обещают выпустить товар в Узбекистан. Но это, как вы понимаете, не точно…