Законопроект о противодействии коррупции в стенах мажилиса Парламента уже прошёл первое чтение. Сейчас депутаты в рабочих группах будут его дорабатывать, после чего он попадёт на стол сенаторам, а затем и на подпись президенту. После чего о коррупции станет даже думать противозаконно. Рассказываем, как собираются ужесточить наказание.
Список коррупционеров
Официальный, так сказать, «чёрный список» появится на сайте Антикора. Там будет указано ФИО казнокрадов. Если обвинительный приговор вступил в законную силу, то позор семье — на долгие годы.
«Не только вы себя ограничиваете, но вы теперь плохо делаете даже своим родственникам. Ваш сын теперь в будущем вряд ли трудоустроится в правоохранительные органы, проверка пройдёт и скажут: ваш отец был коррупционером или ваш родственник. В связи с этим мы вас взять на работу не можем. Это всё превентивные важные нормы и меры», — считает депутат мажилиса Парламента Елнур Бейсембаев.
Однако закон обратной силы не имеет, и в этот список действующие коррупционеры, приговоры по которым вступили в законную силу, не попадут, только будущие – объяснил в кулуарах Парламента представитель антикоррупционной службы. Кстати, список этот не пожизненный, в него как можно попасть, так можно и добиться исключения, опять же причина – вступивший в силу оправдательный приговор или же погашенная судимость.
Ответственность за конфликт интересов
Пожалуй, та самая норма, которая напрашивалась уже давно. В законодательство наконец-то вводят понятие «конфликт интересов». Сколько случаев было, когда чиновники раздавали тендеры своим родственникам и друзьям. За это теперь придётся отвечать не только тем, кто отдал тендер, но и тем самым родственникам и друзьям. Депутаты отмечают, что конфликт интересов – не просто юридический термин, это явление «наносит удар по справедливости»:
«Так в условиях конфликта интересов коррупционерами выводятся сотни тысяч гектаров сельхозземель, нефтяные месторождения и карьеры, уникальные территории водного фонда, гослесного фонда. Выдаются субсидии, застраиваются города. Масштабы ужасают. Это мы каждодневно выявляем в рамках республиканской земельной комиссии, поэтому предлагаемые пошаговые действия при возникновении конфликтной ситуации, сроки принятия мер наряду с усилением ответственности чиновников позволяют предупредить эти негативные последствия», — объясняет мажилисмен Бакытжан Базарбек.
«Этот законопроект должен был быть принят ещё 15 лет назад, когда в 2010 году пришло понимание необходимости правовых норм, ужесточения наказания в соответствии с ООНовскими и европейскими конвенциями по гражданско-правовой, уголовно-правовой ответственности за коррупцию. Это революционный закон, к конфликту интересов только-только подошли. Строем выстроились в очереди в любой квазигосструктуре, семейный подряд везде доминирует и до сих пор, ткни какое-нибудь министерство, – везде выплывут вот эти моменты», — считает депутат мажилиса Парламента Марат Башимов.
Ключевая норма законопроекта – это отмена актов, принятых в условиях конфликта интересов. По логике, если в условиях конфликта интересов выполнены работы и услуги, то акты выполненных работ аннулируют, соответственно, деньги придётся вернуть государству.
«Коррупционер и сторона, которая подкупает чиновника, бизнесмен или предприниматель должны помнить и понимать, что, предоставив землю, недра, леса своим родственникам или оказывая им услуги в обход закона, через короткое время землю мы вернём обратно, а разрешительные документы, согласования, договоры мы отменим», — сказал депутат Базарбек.
Ответственность за обещание взятки
И такое тоже есть. То есть можно деньги/подарки не давать физически, а лишь пообещать или договориться о передаче – и всё, уголовное правонарушение уже совершено.
Разработчики считают, что таким образом удастся в обществе сформировать антикоррупционную культуру.
«И дача взятки, и предложение взятки – они криминализированы. Было первое предложение сделать это административным правонарушением. Были двоякие мнения, опять же. Одни требовали более сильных санкций, другие, наоборот, убрать это всё. Мы, как мне кажется, нашли соломоново решение, правильную позицию, когда, в принципе, это уголовное правонарушение. Не надо просто этим заниматься, даже думать об этом не надо. Мы же не мечтаем во сне взорвать поезд, ограбить кого-то, во сне дурном даже не мечтаем. Вот это примерно из этой серии. Новая правовая культура», — считает депутат мажилиса Парламента Айдос Сарым.
«Речь о том, что о взятке не стоит заикаться, это уже будет считаться правонарушением, но пока эта норма спорная, вокруг неё есть и противники, и сторонники, поэтому пока окончательного решения по этой новой статье не принято. Но я, например, считаю, что предложение о взятке – это всё-таки правонарушение, не нужно даже предлагать, заикаться и даже думать об этом, о том, чтобы кому-то незаконное вознаграждение предложить. Это моё личное мнение пока, общее мы пока мажилисовское ещё не сформировали, норма пока находится на рассмотрении», — поддерживает коллегу мажилисвумен Снежана Имашева.
Не будет ли подобная норма охотой на ведьм? Этот вопрос задали и зампредседателю антикоррупционной службы Улану Саркулову.
«Прежде всего, я подчёркиваю, что судебная следственная практика, исходя из международной практики, — выявление этих случаев минимально, санкции тоже минимальные, но, можем так сказать, что, прежде всего, это будет иметь профилактический эффект, то есть нахождение самой статьи в законе уже должно дисциплинировать наше общество. Уголовная ответственность будет предусматривать штрафы, кратность пока ещё смотрим», — объяснил Улан Саркулов.
Вымогательство/незаконное вознаграждение
Теперь эта норма будет касаться не только госслужащих. Условно даже «помогайку» около ЦОНа можно будет судить за это. И попадают под ответственность не только те, кто берут незаконное вознаграждение, но и те, кто его предоставляют.
«По аналогии со взяточничеством в госструктуре вводится ответственность за предоставление незаконного вознаграждения. Сейчас у нас имеется в уголовном кодексе ответственность за получение незаконного вознаграждения, но для того, чтобы государство применяло все превентивные меры в борьбе с этим злом, в частном секторе эта ответственность тоже предусматривается», — отметил заместитель председателя антикоррупционной службы РК Улан Саркулов.
Однако у депутатов возник вопрос, ведь чаевые официанту тоже можно посчитать как незаконное вознаграждение, где будет проходить та самая грань: что законно, а что нет?
«Что касается тех рисков, о которых вы сказали, мы думаем, что этот вопрос необходимо будет на практике регулировать. Исходя из таких вот правил, у нас отношения между работником и работодателем регулируются трудовым законодательством, в каждой организации частного сектора есть свои акты корпоративного управления, также имеется отраслевое действующее законодательство. И если предусмотрена возможность каких-то поощрительных мер в виде вознаграждений и бонусов, то в орбиту уголовно-правовой сферы попадать (они) не будут. Все эти меры принимаются для того, чтобы в обществе сформировать культуру нетерпимости ко всем проявлениям коррупции», — ответил Улан Саркулов.
Уже в кулуарах Саркулов отметил, что чаевые официанту – это не незаконное вознаграждение.
«Когда нет причинно-следственной связи, вот вы в кафе посидели, чаевые дали — тоже какая-то определенная благодарность. Взамен ничего же не требуете. А когда есть причинно-следственное: ты приходишь к врачу, человек болеет, ему необходима какая-то реабилитация, либо какая-то операция, ему врач говорит: извините, вы в портале пока стоите двадцать пятым, сейчас впереди вас люди, но можно этот вопрос решить, и здесь, конечно же, возникает предложение взятки, обещание взятки, то есть какие-то требования взятки — это то, чего не должно быть», — объясняет Саркулов.
Усиление ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
Вопрос ответственности юрлиц в настоящее время вызывает ряд вопросов. Слишком несоразмерное наказание для юридических и физических лиц в действующем законодательстве. В настоящее время в Казахстане действует административная ответственность юрлиц по статье 678 КоАП за предоставление вознаграждения чиновникам в виде штрафа 750 МРП – это 2 949 000 тенге. Тогда как физлица выплачивают штрафы, кратные сумме коррупционных правонарушений.
«Это требование международных стандартов. Если мы хотим соответствовать требованиям Организации экономического сотрудничества и развития, передовым стандартам, то должна быть ответственность юридических лиц. С прошлого года внесены изменения в закон о госзакупках. Если лицо, которое являлось учредителем или руководителем и привлекалось по коррупционным статьям, соответственно, данное юридическое лицо уже на стадии проведения госзакупок будет не допускаться к этим государственным закупкам. Соответственно, и здесь, когда человек участвует в конкурсных процедурах, он действует от имени юридического лица. Соответственно, мы говорим об ответственности как физического, так и юридического лица», — объяснил Улан Саркулов.
«На сегодняшний день несоразмерность действительно существует. У нас аналогичные деяния для юрлиц значительно ниже по ответственности, нежели это физическое лицо в Уголовном кодексе. Пример приведу: у нас по КоАП это всего 750 МРП, в то время как для физических лиц за те же деяния до 50-60-кратной суммы взятки или лишение свободы от 10 до 15 лет. Поэтому, чтобы физические лица, действующие в интересах юридического лица, не несли более тяжкие последствия, нежели само юридическое лицо, вот это выравнивание и было предусмотрено», — добавила представитель Министерства юстиции РК.
В итоге в новой редакции штраф для юрлиц составит от 30 до 60-кратной суммы материального вознаграждения.
Запретить выезд за рубеж
Такое наказание предложил добавить депутат Азат Перуашев для коррупционеров, пока они не рассчитаются с государством по аналогии с должниками по налогам. Ведь рядовых казахстанцев даже за мелкие суммы не выпускают за рубеж и блокируют счета.
«Коррупционеры выводят свои деньги в офшорные зоны, их потом найти невозможно. Иногда наши органы, даже то же АФМ, не знают, сколько средств у них там и где они находятся. Коррупционеры всегда могут эти деньги перепрятать. Поэтому такие товарищи, даже зная, что их могут поймать, рискуют, получают сроки, а потом выходят по условно-досрочному освобождению или отделываются штрафами и уезжают за рубеж к тем миллиардам, которые никогда бы честно не заработали. Задача – вернуть эти деньги. Именно поэтому фракция «Ак жол» с 2017 года предлагает в рамках законодательства запретить коррупционерам выезд за рубеж», — заявил Азат Перуашев.
В нынешнем законопроекте этого пункта нет, но фракция «Ак жол» намерена его добавить. Посмотрим, что из этого получится. По крайней мере, коллеги Перуашева из других партий против этой нормы не возражают. Даже есть положительное заключение правительства. Осталось получить одобрение Министерства юстиции.
Евгения Бодрова, Астана, специально для «НЖ»