Пятница, 10 января
Меню

Преступление и наказание: как изменился закон о наркосбытчиках

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 53
Преступление и наказание: как изменился закон о наркосбытчиках
Скриншот фильма Рината Балгабаева «Закладка»

Закладчикам наказание уменьшили, а производителям наркотиков — ужесточили. Подробнее – в нашем материале.

Глава государства в декабре подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров и сильнодействующих веществ». Уже буквально на днях он вступит в силу. Разбираемся, что изменил новый документ.

Почему потребовались перемены

Первое чтение законопроект в Мажилисе Парламента прошел еще в мае. Депутаты сами его инициировали, и вот спустя почти 8 месяцев он попал на стол президенту. За время обсуждений в первоначальную версию закона рассмотрели 50 поправок, обсудили их с общественниками, юристами, представителями различных организаций как государственных, так и частных. Ни для кого не секрет, что наркотики и синтетические психотропные вещества стали бичом общества. И под одну гребенку шли все: и мелкие распространители, и крупные производители — в общем, новый закон должен эту ответственность разграничить.

Больше всего возмущались, по их мнению, несправедливым решениям суда родные и близкие закладчиков. На YouTube не так давно вышел фильм павлодарца Рината Балгабаева «Закладка», который уже набрал почти 4 млн просмотров. И там рассказывается о разбитых судьбах тех самых закладчиков. Кто-то по наивности, кто-то от жажды наживы решил подзаработать таким, как они думали, легким способом, но некоторые из них не получили даже свою первую «зарплату» – не успели, их взяли почти сразу же. В итоге 10 лет заключения.

И очень много фактов, когда такие сроки получают молодые ребята, есть среди них и школьники, и студенты. Естественно, пока их одногодки получают образование и находят свое место в жизни, этим людям через 10 лет все придется начинать с нуля. В то же время аналогичная ответственность была и за производство наркотиков. Именно здесь и видели несправедливость.

«Сегодня задержаны 49 подростков за совершение наркопреступлений. В учреждениях КУИС содержится девять подростков, до осуждения они на учётах не состояли, преступления совершили в целях заработка денег. У нас единственная колония для их содержания — в Алматы. С первых дней пребывания с ними проводим профилактические мероприятия, они включают лекции, беседы о последствиях употребления наркотиков. Приглашаем наркологов, психиатров и неправительственные организации. Профилактика в колонии для несовершеннолетних включает в себя образовательные, медицинские и оперативные меры, направленные на реабилитацию», — рассказывал заместитель министра внутренних дел РК Санжар Адилов в кулуарах Сената Парламента.

Родные осужденных уже давно призывали сжалиться и смягчить закон. Понятно же, что закладчики – самое низшее и расходное звено в схеме по распространению наркотиков, и поймать их гораздо легче, нежели кураторов и организаторов. Однако были и противники смягчению наказания для закладчиков, особенно среди тех, чьи дети стали наркоманами.

Что изменилось для производителей

Наказание для производителей в итоге ужесточили, дополнили новой статьей, где и сроки больше (вплоть до пожизненного), и конфискация имущества предусмотрена.

«Уголовный кодекс дополняется новой статьей 297-1, устанавливающей ответственность за незаконные изготовление, переработку, производство в целях сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов. В новой статье 297-1 предлагается ввести более строгие меры уголовной ответственности для должностных лиц, совершивших преступление с использованием служебного положения, а равно незаконное производство наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов с установлением наказания в виде лишения свободы сроком от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненного лишения свободы», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В поправках чётко разграничены понятия изготовления и производства наркотиков, где основным признаком последнего является серийность. Этот признак как раз характерен для подпольных нарколабораторий. По сути, незаконное производство наркотиков приравнено к наиболее опасным видам наркопреступлений, влекущим наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

Что изменилось для закладчиков

Здесь, напротив, наказание смягчили, но не для всех. За совершение подобного преступления впервые и без отягчающих обстоятельств предусмотрено лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с конфискацией имущества (ранее от 5 до 10 лет с конфискацией имущества).

«Такое смягчение наказания обусловлено тем, что, так называемые закладчики наркотиков, большинство из которых подростки и молодежь, сами непосредственно их не изготавливали и не перерабатывали, и зачастую использовались организаторами незаконного оборота наркотиков в своих преступных целях», — поясняют на сайте Акорды.

За неоднократное совершение преступления предусмотрено лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества. Для тех, кто распространяет в составе преступной группы, в организациях образования, несовершеннолетним предусмотрено наказание на срок от 15 до 20 лет с конфискацией имущества.

Понятно, что закон обратной силы не имеет. И здесь возникает вопрос: смогут ли уже осужденные воспользоваться этими поправками?

«Их право будет осуществляться путём ходатайства через место отбывания наказания, либо через адвоката. Каждый случай судом будет индивидуально рассмотрен, и таким образом осуждённый получит право на смягчение наказания», — сказал замглавы МВД Санжар Адилов.

Кстати, закон ужесточил ответственность должностных лиц за распространение наркотиков. Если ранее за эти преступления им грозило лишение свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества, то теперь для них предусмотрено лишение свободы на срок от 15 до 20 лет с конфискацией имущества.

Что изменилось для наркозависимых

Для этой категории граждан тоже прописали поправки в Кодекс о здоровье народа и системы здравоохранения. Отныне лица, которые пройдут принудительное лечение в связи с употреблением наркотиков, после выписки из клиники подлежат учёту и будут обязаны проходить в ней поддерживающее лечение.

Евгения Бодрова, специально для «НЖ»