В отличие от «АрселорМиттал Темиртау», где смена владельца бурно обсуждалась, золотодобывающее предприятие ушло к другому незаметно, сообщает Ratel.kz.
Мы и про старого-то собственника мало знали, а уж как заключалась сделка между ним и новым – тайна, покрытая мраком. Известно о ней стало только благодаря тому, что аким Павлодарской области Асаин Байханов на брифинге обмолвился:
— Благодаря в том числе смене акционеров, их усилиям, дополнительным возможностям, нам удалось найти двух пропавших спасателей.
На мои вопросы – кем был старый собственник, кто новый и как произошла смена, аким сообщил, что про условия сделки он не знает. Что старым инвестором было некое физическое лицо с Адриатической части Балкан, гражданин то ли Хорватии, то ли Словении. А новым стал крупный холдинг – АО «Алтыналмас».
«Алтыналмас» входит в тройку крупнейших производителей золота в стране, ему принадлежат девять месторождений в Казахстане, на которых ведётся добыча золотосодержащей руды. Когда-то компания принадлежала компании Aquila Gold B.V., а в июне 2017 года была продана Владимиру Джуманбаеву (32,5% акций) и Gouden Reserves B.V. (67,5%), зарегистрированному в Нидерландах, за сумму не менее 17,4 млрд тенге. Конечным бенефициаром и руководителем Gouden Reserves B.V. в финансовых отчетах значится уроженка Удмуртии гражданка Нидерландов Анна Березина 1988 года рождения. Мы уже рассказывали об этой удивительной девушке, которая к 30 годам стала обладательницей многомиллионного состояния и контролирующим акционером нескольких казахстанских добывающих компаний. Это имя стало известно как раз тогда, когда Нурсултан Назарбаев покидал президентский пост. Она фигурировала в сделках вокруг собственности, контролируемой группой «Казахмыс», в которую, помимо управделами Назарбаева Владимира НИ, входили и его олигархи Владимир КИМ, Эдуард Огай и Владимир Джуманбаев.
Forbes Kazakhstan поставил Владимира Джуманбаева на 25-е место в рейтинге »75 богатейших бизнесменов Казахстана-2024». Его состояние оценивается в $365 млн. На данный момент бизнесмен сам же является председателем совета директоров «Алтыналмаса» и параллельно занимает должность директора по управлению топливно-энергетическим комплексом ТОО «Kazakhmys Holding».
Но вернемся к «Майкаинзолоту». По словам акима Павлодарской области, девушке из Удмуртии предстоит помочь местным властям в переселении жильцов 73 домов так называемого района Шанхай, граничащего с обвалом, потому что те очень боятся тоже уйти под землю.
— Компания провела 12 геологических исследований, предварительное заключение было, что границы шахт не затрагивают так называемый район Шанхай, — сообщил Асаин Байханов. — Тем не менее я акиму района ещё полгода назад поручил совместно с архитектурой области начать разработку проекта детальной планировки для поселка Майкаин. Мы сможем построить дома и переселить их. ПДП сейчас разрабатывается, это будет совместный проект с «Майкаинзолото», с новыми акционерами, подразумевает, что часть домов они возьмут на себя, часть домов мы будем за счет бюджетных средств строить, — сказал аким Павлодарской области Асаин Байханов. — Там проблема в том, что по некоторым домам нет документов. Юридически они не существуют. Поэтому мы будем работать над всем этим. Но в первую очередь нам нужно выбрать место. Там же возникает вопрос социальной инфраструктуры, внутри посёлка мест нет. С одной, другой стороны — шахты, ещё с одной – сам комбинат, посёлок зажат. Если земли окажется недостаточно, придётся трёхэтажками обходиться.
Напомним, ночью 4 января прошлого года на технологической автодороге под землю провалился автобус, в котором находились четверо горноспасателей ТОО «Республиканский центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб», выехавших на вызов о задымлении в районе шахты АО «Майкинзолото». Тела двух спасателей удалось обнаружить практически сразу, тела ещё двух искали несколько месяцев. Последнего погибшего обнаружили только 25 июля.
9 января прошлого года занимавший в то время пост министра по ЧС Сырым Шарипханов, отвечая на вопрос Ratel.kz, сообщил, что спасатели на шахту АО «Майкаинзолото» были вызваны, потому что оператор услышал хлопок, а затем, как ему показалось, увидел дым и решил, что произошёл взрыв. На самом деле, сказал министр, звук в виде хлопка дал проваливающийся грунт, а за дым был принят столб поднявшейся пыли. Водитель автобуса хорошо знал эту дорогу и смело ехал по ней ночью, не ожидая, что впереди провал.
Причинами несчастного случая согласно акту специального расследования, акту о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью, являются: неудовлетворительная организация производств работ, выразившаяся в ненадлежащем производственном контроле за безопасным ведением работ со стороны ответственных лиц АО «Майкаинзолото»; ненадлежащий контроль за процессом обрушения из выработок при отработке блоков; отсутствие (не разрабатывались) проекты на отработку выемочных единиц при отработке рудного тела II и выше, и ниже гор +90 м (160).
Ответственными за трагедию признаны генеральный директор АО Ботин, его первый заместитель Баширов и заместитель Терешков, директор МПР Шувалов, заместитель директора МПР Назыров, главный инженер МПР Қайыпқанұлы и главный маркшейдер МПР Тулеубеков. В марте АО «Майкаинзолото» подавало иск к РГУ «Комитет труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения», ГУ «Комитет промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан» в специализированный межрайонный административного суда города Астаны, требуя признать виновными не их, а водителя автобуса. «При должной осмотрительности водитель мог остановиться перед возникшей опасностью, что, учитывая характер их работы, связанной с проведением аварийно-спасательных работ на опасном производственном объекте, предполагается. Следовательно, между аварией и гибелью спасателей нет прямой причинно-следственной связи», — было сказано в том иске, который бастыки проиграли. Расследование уголовного дела в отношении них подошло к завершению.
Тем временем семьи погибших спасателей продолжают предъявлять иски на сотни миллионов к ТОО «Республиканский центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб». 25 декабря прошлого года специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Павлодарской области вынес решение по иску родственников 24-летнего спасателя Бердіқана Сарқыта, просивших взыскать с работодателя погибшего моральный вред в 380 млн тенге: по 40 млн тенге в пользу отца, матери и сестры, по 50 млн тенге несовершеннолетним детям и сестренкам, 60 млн тенге супруге. Ответчик исковые требования не признал, мотивировав это отсутствием своей вины в трагедии, а также тем, что семье Сарқыта оказана материальная помощь в размере 1 846 000 тенге в связи со смертью работника, на погребение выплачено 369 200 тенге, погашены кредиты погибшего на сумму 639 698 тенге, его жены Гульнур Козыбаевой на сумму 82 918 тенге. Со стороны профсоюзного органа оказана финансовая поддержка в размере 870 100 тенге. В счёт возмещения морального и материального ущерба Козыбаевой выплачено 15 013 350 тенге. Заключены договоры аннуитетного страхования в пользу вдовы и её двух несовершеннолетних детей с ежемесячной выплатой по 34 753 тенге каждому на общую сумму 18 845 508 тенге, эти деньги будут выплачиваться из средств ТОО до достижения детьми совершеннолетия, а вдове до достижения младшим ребенком возраста трёх лет. Ответчик также указал, что размер выплат, произведенных АО «Майкаинзолото» в пользу этой семьи, составил 23 314 010 тенге. Суд, руководствуясь критериями разумности и справедливости, пришел к выводу, что с ответчика как работодателя подлежит взысканию в пользу истцов компенсация морального вреда следующим образом: совершеннолетним членам семьи по четыре миллиона тенге, несовершеннолетним членам семьи по два миллиона.
В сентябре Экибастузский городской суд удовлетворил иск матери, дочери, сына и сестры спасателя Олега Тышкевича, обязав выплатить каждому по 30 млн тенге в виде компенсации морально вреда – всего 120 млн тенге. В ноябре судебная коллегия по гражданским делам Павлодарского облсуда снизила сумму до 7,5 млн в пользу каждого истца.