Павлодарский акимат подписал меморандум с частным инвестором, выкупившим президентскую резиденцию на Жасыбае, пытаясь не отбирать её назад, сообщает Ratel.kz.
Региональные власти полтора года ищут способ – как исполнить невыполнимое решение суда по делу JASYBAI RESORT. Напомним, резиденция в Баянаульском нацпарке на берегу Жасыбая 23 января 2020 года была продана управлением финансов области за демократичные 161 млн тенге ТОО «Асфальтобетон», которое связывали с незаконно осужденным экс-акимом Павлодарской области Булатом Бакауовым. В мае 2023 года то же самое управление финансов волею пославшего их природоохранного прокурора подает иск в специализированный межрайонный экономический суд области к ТОО «Асфальтобетон» и к образованному новому ТОО «JASYBAI RESORT», в котором утверждает, что продало недвижимость слишком дешево. Да и вообще, мол, это особо охраняемая природная территория, на которой государственные органы не имеют право ничего реализовывать. При этом то, что все сроки исковой давности давно прошли, в управлении прекрасно понимают — получив предписание, удивленные чиновники писали об этом природоохранному прокурору, пытаясь как-то отвертеться от написания совершенно ненужного им иска.
На суде выяснилось, что посчитать, сколько же должна была стоить при продаже резиденция, сейчас невозможно, потому что та кардинально видоизменилась, а документальных подтверждений тому, какой она была — нет. Минфин заявил, что продажа проходила строго по закону: «осуществление физическими и юридическими лицами с приобретением объектов недвижимости деятельности на особо охраняемых природных территориях в установленном порядке не противоречит нормам законодательства, о чем свидетельствует достаточное количество негосударственных здравниц, домов отдыха и др., функционирующих на территориях государственных национальных природных парков… Объекты недвижимости приобретены покупателем по окончании срока доверительного управления с правом последующего выкупа. При этом договор доверительного управления с правом последующего выкупа был заключен по результатам тендера от 26 декабря 2018 года, т.е. по результатам открытых электронных торгов, проведенных на веб-портале реестра государственного имущества. Следует отметить, что цена продажи, которая складывается в результате торгов в зависимости от имеющегося спроса и других рыночных факторов, является реальной рыночной ценой объекта приватизации на дату торгов. Тем самым покупатель объектов недвижимости в данном случае является добросовестным приобретателем».
Тем не менее суд вынес решение о том, что резиденцию нужно вернуть управлению финансов. При этом разъяснять — как правильно отбирать имущественный комплекс, в который инвестор к тому времени уже вбухал миллиард, суд категорически отказался. Между тем, после выкупа в частные руки «Асфальтобетон» полностью реконструировал один из двух главных корпусов, увеличив его вдвое, рядом построил 13 комфортабельных вилл и бассейн. Сюда стали продавать путевки всем желающим. Народ, который, наконец, дождался на Жасыбае сервиса, реально приближенного к турецкому, повалил в JASYBAI RESORT толпами, в мае уже нет путевок до августа. Закрытая территория, где нет пьяных оргий, как на всём остальном побережье, собственный пляж и конные экскурсии, организация школьных выпускных и корпоративов.
Весной 2024 года филиал НАО «ГК «Правительство для граждан» по Павлодарской области» официально уведомил, что выполнить решение суда и забрать президентскую резиденцию назад в коммунальную собственность нет никакой возможности, потому что суд вынес невыполнимое решение. На пресс-конференции по итогам 2024 года аким Павлодарской области Асаин Байханов, отвечая на вопросы журналистов, сообщил, что заниматься гостиничным бизнесом на берегу Жасыбая павлодарские власти не собираются. Как, впрочем, и возвращать миллиард вложенных в JASYBAI RESORT инвестиций – лишних денег в бюджете нет.
— Мы заключили меморандум с инвестором о том, что они либо доплачивают нам за резиденцию, по справедливой оценке, либо возвращают старые здания, которые имелись на момент продажи, и мы передаем их в доверительное управление кому-то другому, – рассказал аким.
Между тем, как было сказано выше, на суде выяснилось, что сегодня определить, сколько стоила на момент продажи резиденция, нет никакой возможности. Поэтому никто не сможет рассчитать сумму, чтобы она была юридически обоснованной. А в отсутствие таких расчетов природоохранный прокурор просто обязан будет вновь писать представление, а управление финансов подавать новый иск. Ситуация по-прежнему тупиковая, вот бы в Верховном суде подсказали выход? А то казахстанцы лишатся единственного приличного места отдыха на Жасыбае.