Без папиного адмресурса у талантливых детей бывших высокопоставленных чиновников могут исчезнуть их сверхспособности
У содового завода сына Даниала Ахметова Талгата Ахметова отбирают канализационные сети и отдают их тем, кто заводы реально строит. Об этой потере младшего Ахметова рассказал, отвечая на традиционный вопрос корреспондента Ratel.kz, аким Павлодарской области Асаин Байханов на брифинге, посвященном итогам года.
Напомним, против реализации проекта содового завода по неэкологичной технологии 1861 года на протяжении нескольких лет последовательно выступают независимые экологи, химики и большая часть населения Павлодара. Специалисты утверждают, что предлагаемый метод Сольве станет непосильной нагрузкой для региона. На тонну продукции придется две тонны отходов, Иртыш резко обмелеет. Общественные слушания по проекту «Предварительная оценка воздействия на окружающую среду (ПредОВОС) к технико-экономическому обоснованию «Строительство завода по производству кальцинированной соды мощностью 200 тыс. тонн в год», пока акимом Павлодарской области был Булат Бакауов, проваливались дважды. Злые языки поговаривали, что незаконное уголовное преследование Бакауова было организовано в том числе и за эти провалы. Но в январе 2020 года акимом области стал Абылкаир Скаков, которого связывают с семьей Ахметовых давние отношения. В мае 2020 года без всяких слушаний за счет республиканского бюджета к содовому заводу, которого не было даже на бумаге в виде утвержденного проекта, начали втихаря прокладку всех дорогостоящих коммуникаций – теплосетей, канализации, водопровода, паропровода, на которые потрачено 1,4 млрд тенге. Также за счет бюджета для завода сына Даке построена подстанция и протянута ЛЭП. Слушания же признали состоявшимися июле 2021 года – их тогда провели онлайн, и в сети был задействован административный ресурс.
Как показала проведенная по запросу Ratel.kz внеплановая проверка департамента по управлению земельными ресурсами, коммуникации к заводу проложены на двух участках с кадастровыми номерами 14-218-038-348, 14-218-038-355, которые, согласно генплану, относятся к землям сельхозугодий. Более того, выяснилось, что 15 февраля 2021 года акимат отдал под строительство содового завода еще и кусок территории СЭЗ, а между тем ТОО «Павлодар-Сода», принадлежащее Ахметову-младшему, участником специальной экономической зоны не является. АО «Управляющая компания специальной экономической зоны «Павлодар» подавала иски к акимату Павлодара, горотделу земельных отношений и ТОО «Павлодар-Сода» то в один суд, то в другой, но ни один судья Павлодарской области… рассматривать их не стал.
В итоге на сегодня у завода так и нет ПСД. На мои неоднократные вопросы о том, как можно было прокладывать дорогостоящие коммуникации за госсчёт для предприятия, которого еще и на бумаге нет, ни разу ни один из чиновников не ответил. Между тем, в Павлодаре уже была одна теплотрасса длиной 10 километров, проложенная к городку ИЖС в 2006 году за 800 млн тенге, но так и не заработавшая. В итоге в 2018 году трубы проржавели, были срезаны и проданы за 17 млн тенге.
— Буквально неделю назад я проводил совещание в СЭЗ «Павлодар», — рассказал Асаин Байханов. — Нами было принято решение, что сети канализации, что были проведены для содового завода, получат 36 предприятий, работающих на СЭЗе, 12 из которых испытывают недостаток в системе водоотведения, они уже подсоединяются. Электрические сети и вода тоже будут использоваться. С момента, как зародилась идея строительства содового завода и до сегодняшнего дня появилось более 20 новых участников СЭЗ, половина из которых уже действует, вторая половина запустится в следующем году, даже гидрометаллургический комбинат. По содовому заводу с инвестором встречались, они не могут пока внести ясность по поводу партнёра. Стоимость завода превышает 200 миллионов долларов, и они ищут партнёра с финансовыми возможностями.
У Даниала Ахметова давние крепкие связи с Александром Машкевичем. И все говорило о том, что завод его сына ориентируется только на одного потребителя – АО «Алюминий Казахстана», использующее для своего производства глинозёма до 180 тыс. тонн соды. У родных и близких Даниала Кенжетаевича, возглавлявшего, как известно, родную Павлодарскую область дважды – с 1993 по 1997 и с 2001 по 2003 годы, здесь сосредоточен бизнес в самых различных сферах. У Талгата Ахметова, ставшего в 2017 году самым молодым фигурантом рейтинга богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes.kz, мы насчитали в регионе около двух десятков фирм. Но этому бизнесу нужна поддержка. К примеру, ТОО «Павлодарский хлебобулочный комбинат», который когда-то занимал 60 процентов всего рынка, заявил о полной остановке. Без адмподдержки предприятие не выдерживало конкуренции на рынке, ежегодно поднимало цены, с 2017 года начало снижать вес социального хлеба, но работать прибыльно всё равно перестало. На момент остановки доля ПХБК на рынке не превышала пяти процентов.
Еще один успешный, казалось бы, бизнес в руках Ахметова-младшего – сеть супермаркетов «Аманат», расположенная в бывших советских универмагах, то есть давно набитых торговых точках, стоящих в самых проходных местах, тоже накрылся. Почему? В 2010 году около ста аманатовских сотрудников написали заявления об увольнении по собственному желанию, возмутившись несправедливой, по их мнению, системой оплаты труда.
— В табеле мне ставили 8 рабочих часов, хотя я находилась за прилавком целые сутки! — возмущалась продавец Нургуль Жусупова. — Не оплачивались ни ночные часы, ни праздничные дни, ни больничные. А мы работали и за уборщиц, ночью, без охраны, и за это получали лишь «голый» оклад.
Продавцы тогда обратились в областную инспекцию труда. По результатам проверок руководство сети супермаркетов оштрафовано на 45 тысяч тенге, но платить по счётам там не стали.
— На предприятии недостача средств, — заявил директор ТОО «Аманат» Дэниз Бурак Карааслан, гражданин Турции.
В приемную акима Павлодарской области жаловались поставщики – ТОО «El-Trade», ТОО «Айгерим»и еще 120 малых предприятий региона, утверждавшие, что торговая сеть под руководством турецкого менеджера задолжала им за поставленные на реализацию товары.
Покупатели тоже жаловались: «07.01.2011г. примерно в 13-45 в аманатовском магазине (Лермонтова, 106) столкнулся с грубыми нарушениями прав потребителя, в.т.ч. с подменой ценников на товарах (так, например, под банкой майонеза стоимостью 335 тенге стоял ценник 240 тенге – крупно (и мелким шрифтом название другого майонеза), приклеивание несоответствующих штрих-кодов на товары – на замороженных блинах стоимостью 180 тенге стоял штрих-код от пельменей стоимостью 300 тенге. Кроме всего прочего, попыткой обсчёта на кассе на 151 тенге и в довершении ко всему с подачи кассира – попытка задержать меня охраной при отказе брать товар по вышеназванным причинам. Ранее в этой же сети (и в этом же магазине!) ценники на товарах (соответствующие этим товарам) были ниже тех, что пробивались на кассе».
Одним словом, талант – талантом, но работать и иметь помимо адмресурса деловую хватку тоже нужно.