Как павлодарские грекокатолики отмечают главный праздник в новом храме и в новую дату
Сегодня Рождество отмечают прихожане Украинской грекокатолической церкви святых апостолов Петра и Павла. Второй раз они делают это 25 декабря и первый раз — в новом храме. «Наша жизнь» побывала в церкви и расспросила настоятеля отца Ярослава о празднике и о приходе.
Украинская грекокатолическая церковь относится к восточнокатолическим церквям византийской литургической традиции. Проще говоря, украинские грекокатолики — это православные, которые административно подчиняются Ватикану и папе римскому.
Долгие годы они отмечали церковные праздники по юлианскому (старому) календарю: Рождество — 7 января, Крещение — 20 января, Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября и т.д. Но в прошлом году Архиерейский Синод УГКЦ решил, что с 1 сентября 2023 года Украинская грекокатолическая церковь переходит на новый стиль. Годом раньше подобное решение приняла Православная церковь Украины. Ключевая причина этого понятна, хотя календарная реформа обсуждалась украинскими церквями задолго до 2022 года. Ещё в 2017 году Рождество по григорианскому календарю, 25 декабря, стало в стране официальным государственным праздником.
Православные церкви, перешедшие на новый календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском (старом) календаре. Все непереходящие же праздники теперь отмечаются по григорианским (новым) датам, то есть на 13 дней раньше. Вот и павлодарские грекокатолики во второй раз отмечают Рождество 25 декабря.
Как павлодарцы отнеслись к смене календаря
— Как ваша паства отнеслась к смене календаря? — спрашиваем отца Ярослава.
— Большинство приняли хорошо, — говорит настоятель. — Некоторые говорят: «Рождество нам подходит». — «Почему?» — «Ну, потому что Новый год теперь можно праздновать, он не выпадает на рождественский пост» — «А другие праздники, что, не подходят?» — «Ну, непривычно».
По словам настоятеля, грекокатолики давно мечтали «стать одной церковью» и отмечать праздники вместе со всеми христианами. И вот теперь в его приходе «все за новый календарь, кроме нескольких бабушек». В утешение бабушкам то, что на 7 января теперь выпадает Крещение, поэтому они «все равно придут в храм».
Прихожане грекокатолической церкви в Павлодаре — это в основном выходцы из Украины, приехавшие на целину, и их потомки. По словам отца Ярослава, постоянных прихожан около сорока, но в праздники в церковь может прийти и 120 человек. Службы в УГКЦ ведутся на украинском языке, а проповеди читаются на русском.
Как отмечают Рождество украинские грекокатолики? 24 декабря, в сочельник, семьи собираются за столом на святую вечерю. На столе по традиции 12 постных блюд, главное из них — кутья, которую украинцы готовят из шлифованной пшеницы, с добавлением мака, орехов, меда. Кутья подаётся со взваром, насыщенным компотом из сухофруктов. Утром 25-го — рождественская служба, после которой верующие могут угощаться уже скоромным, веселиться и колядовать.
В семье отца Ярослава шестеро детей, поэтому к святой вечере готовят много, а колядки — важная часть праздника.
— Мы с молитвой садимся за стол, когда всходит звезда, — рассказывает настоятель. — Стол накрыт скатертью-вышиванкой и украшен дидухом. Дидух — это пшеничный сноп, религиозного значения он не несет, просто служит декорацией. Мы тоже наряжаемся в вышиванки. Все блюда — постные, главное из них кутья. Ещё готовим вареники с картошкой и капустой, картошку в мундирах, политую обжаренным в масле луком, рыбу, винегрет, салат из морковки. Обязательно готовим пiдпалку — подливу из белых грибов. Всего делаем 12 блюд.
Утром 25 декабря служим рождественскую литургию. После нее наши прихожане остаются на чаепитие. Люди приносят кутью, а также сало, колбаску — в этот день уже можно мясное. Вот так мы собираемся все вместе и отмечаем Рождество. А как стемнеет, идем колядовать — с гармошкой и колокольчиками. Посещаем и своих прихожан, и просто по частному сектору ходим — часто люди, независимо от вероисповедания, приглашают нас в дом. Угощают и сладостями, и деньгами. Конфеты — детям, а деньги — на храм.
Откуда в Казахстане грекокатолики
В Казахстане украинские грекокатолики появились в 40-х годах прошлого века в результате сталинских репрессий: тысячи семей с запада Украины депортировали, священников УГКЦ отправляли в лагеря. Поэтому исторически больше всего казахстанских грекокатоликов в Караганде, Астане, Жезгазгане.
В Павлодаре грекокатолический приход стал формироваться в 90-х годах в развитие товарищества украинской культуры, в массе своей его составили переселенцы-целинники. Сначала он располагался в подвале так называемого немецкого костёла (Римско-католической церкви святой Терезы и младенца Иисуса), а в 2001 году переехал на Елгина, 13 — там открылась собственно Украинская грекокатолическая церковь святых апостолов Петра и Павла, которую соорудили из выкупленной недостроенной коробки. В этом храме было тесновато: там и велись службы, и жила семья настоятеля. В конце концов, к 2021 году, удалось найти средства на строительство нового здания храма.
Понятно, что маленькой павлодарской общине было не собрать деньги на храм самостоятельно — на проект жертвовали церковные структуры и благотворительные церковные организации за рубежом. В итоге храм обошелся в 120 млн тенге. Три года велись строительные работы, а в августе 2024 года новая церковь открылась по адресу Елгина, 11.
Теперь настоятель отец Ярослав думает об открытии при церкви дома престарелых для стариков (вне зависимости от их вероисповедания), от которых отказались дети. Но это уже совсем другая история.