Понедельник, 23 декабря
Меню

Тайна старого казахского фильма о любви

  • Ольга Воронько
  • 24
Тайна старого казахского фильма о любви
Встреча, на которой Жанна Куанышева впервые увидела Сажиду Ахметову, чьим голосом она пела. Фото: автора

Вставит ли «Казахфильм» к 50-летию картины «Гауһартас» (на казахском) или «Храни свою звезду» (на русском) в титры имя певицы, которой все считают Бибигуль Тулегенову, предает Ratel.kz

Успех культового фильма «Гауһартас», который часто показывают по телевизору и сегодня – это не только лучшие актеры «Казахфильма» того времени, но и удивительной красоты песни, которые поет главная героиня – Салтанат. Все участники картины отмечали, что, если бы не было песен, фильм не имел бы такого успеха не только в Казахской ССР, но и по всему Советскому союзу. В 1976 году картина участвовала в девятом Всесоюзном кинофестивале в городе Фрунзе, где Жанна Шураевна Куанышева, которая сыграла главную героиню в свои 17 лет, получила премию за лучшую женскую роль. Да даже сама идея сценария родилась у известного драматурга, писателя Дулата Исабекова, когда он служил в армии где-то в России и в лютую стужу, стоя на посту, услышал песню «Гауһартас». Сердце защемило от тоски по родине, родился прекрасный образ Салтанат.

В титрах советских фильмов имена исполнителей песен было указывать как-то не принято. Гугл упорно выдает, что в картине поет Бибигуль Тулегенова несмотря на то, что сама певица уже не раз в интервью объясняла, что это не она. Действительно, полвека назад у большинства причастных к созданию фильма людей не вызывало сомнений, что петь будет Бибигуль Ахметовна. Но режиссер Шарип Бейсембаев решил по-другому. Он говорил, что Тулегенова классическая, очень профессиональная певица, и мы привыкли её видеть на сцене. А здесь нужен голос молодой девушки, которая стала снохой в семье чабана, удивительно добрая, удивительно красивая, со своими идеалами любви.

Алма-Ата середины прошлого века. По улице Мира, которая сейчас Желтоксан, идет на телевидение красавица с косами длиннее ее роста и бархатными ресницами. За ней – патрульная машина. Девушка нервничает. Она не понимает – что такого умудрилась нарушить. В машине начальник ГАИ. Он очень волнуется и не понимает – как ему с такой красавицей познакомиться. Так и ездил, пока, наконец, не решился.

Она не имела музыкального образования, но пела с пятилетнего возраста. Девушке с редким по чистоте звонким лирическим сопрано и поразительным трудолюбием именитые казахстанские композиторы, такие, как Шамши Калдаяков, Асет Бейсеуов, Мансур Сагатов, сами приносили ноты со своими песнями прямо в женский педагогический институт, где та училась. Она была одной из первых исполнительниц произведений Бахытжана Байкадамова, Аблахата Есбаева, Садыка, Мухаметжанова, Бекена, Жамакаева и других известных композиторов. Имя Сажиды Ахметовай не сходило со страниц казахстанских газет и журналов шестидесятых и семидесятых годов прошлого века. Она выступала в Кремлёвском дворце съездов в Москве, на крейсере Киров в Ленинграде, от ЦК комсомола объехала весь Советский Союз. Записи ее песен хранятся в золотом фонде казахского радио и телевидения. А вот в титрах фильма имени нет.

— Они с папой (тем самым начальником ГАИ – О. В.) только зашли домой, вернувшись из отпуска, как раздался телефонный звонок, — вспоминают дочери певицы Акбаян, Айгерим и Акмарал. — Это был Шарип Бейсембаев. На удивление съёмочной группы все песни были записаны с первого дубля. Как рассказывала Жанна Куанышева, услышав голос нашей мамы, она так расслабилась, что уже совершенно не боялась играть. Мама ушла в 2019 году. До конца своих дней она мечтала, чтобы ее имя было в титрах этого фильма. Что мы можем дать ушедшим? Только память. Мы очень надеемся, что «Казахфильм» сделает реставрацию «Гауһартас» к его 50-летию и включит в титры имя Сажиды Ахметовой. А Бибигуль Ахметовна Тулегенова, кстати, является нашей дальней родственницей со стороны папы.